Режиссер:
Джордж Ваггнер. Сценарий: Курт Сьодмак, Оператор: Джозеф А. Валентайн, Продюсер: Джордж Ваггнер.
В главных ролях: Лон Чейни мл., Эвелин Анкерс. В ролях: Клод Рейнс, Уоррен Уильям, Ральф Беллами, Патрик Ноулз, Бела Лугоши, Мария Успенская.
Интересные факты о фильме:
В одной из сцен человек-волк должен был биться с медведем, но во время съемок медведь удрал в лес и, соответственно, сцена не получилась.
Мария Успенская, сыгравшая цыганку, всего на 6 лет старше Белы Лугоши, сыгравшего ее сына.
Руководство "Юниверсал" опасалось, что публика не пойдет в кино на ужасы после реальных ужасов Перл Харбора, но, вопреки ожиданиям, фильм стал одним из самых успешных фильмов сезона.
"Волк", с которым борется человек-волк, — немецкая овчарка, причем ее хозяином являлся Чейни-младший, сыгравший человека-волка.
В 30-50-х годах кинокомпания "Юниверсал" специализировалась на производстве относительно дешевых фильмов ужасов и была, в этом плане, флагманом (в начале 40-х конкуренцию "Юниверсалу" неожиданно составила компания "РКО" – стараниями Жака Турнёра, а в 50-х британская "Хаммер"). В то время у каждой кинокомпании была своя специализация, и эти традиции продержались практически до начала 21 века.
Например, студия "ХХ век – Фокс" ориентировалась на фантастическое кино и, к слову, именно она создала "Звездные войны" и "Чужого"). "Юниверсал" же породила плеяду выдающихся монстров – Дракулу, Франкенштейна, Мумию. В 1941-м году появилось, неожиданно для самого "Юниверсала", еще одно культовое чудовище – Человек-волк. Иначе говоря, оборотень. Вервульф. Человек, который в полнолуние превращается в волка.
Фильм Джорджа Ваггнера по сценарию Курта Сьодмака (через два года Сьодмак прославит зомби, написав сценарий фильма "Я гуляла с зомби") дал зеленый сигнал кинооборотням, которые нынче являются одними из самых популярных экранных героев.
Интересно, что в когорте юниверсаловских монстров именно Мумия и Человек-волк являются оригинальными персонажами. Поэтому, когда Голливуд захлестнула волна римейков, в конце 90-х "Юниверсалом" была переснята "Мумия", а в нынешнем, 2010-м году, на экраны вышел реанимированный "Человек-волк".
Возвращаясь к оригиналу 1941 года выпуска, приходится с известной степенью унылости, свойственной любому пресыщенному киноману, констатировать факт, что фильм не слишком-то интересен. С другой стороны, он не более скучен, чем, скажем, знаменитый "Дракула" Тода Браунинга. Словом, нормальный юниверсаловский продукт. Всего лишь год спустя Жак Турнёр снимет на "РКО" хоррор "Люди-кошки", фильм, который по всем параметрам превосходит простоватую, стандартизированную картину Джорджа Ваггнера, но фильм Турнёра, оригинально развивая тему оборотничества, все равно — второй.
Самым выдающимся успехом "Человека-волка" можно назвать игру Лона Чейни-младшего, который создал образ Человека-волка. Образ – это главное. Это то, что запоминает обыкновенный зритель.
В фильме есть странная недоработка: оборотень, который кусает Ларри, — обыкновенный волк. Но Ларри, став оборотнем, не превращается в волка. Он превращается в заросшего шерстью человека с длинными зубами. Казалось бы, если авторы хотят сделать оборотня человекообразным, — что мешало им натравить на Ларри загримированного актера?
Лон Чейни-младший, сын знаменитого и выдающегося актера немого кино Лона Чейни-соответственно старшего ("К западу от Занзибара", "Лондон после полуночи"), – огромный, неуклюжий, добрый человек. Его рост – 1 метр 88 сантиметров. Он играет сына, который после долгих странствий возвратился домой, в семейное поместье, "дворянское гнездо", в свой замок. В те давние годы юниверсаловские "ужасы" были аристократичны: кошмарные неприятности случались исключительно с джентльменами (это первый признак старомодности, а точнее говоря, классичности, от которого в "Людях-кошках" избавился Жак Турнёр). Папа с распростертыми объятьями принял блудного сына. Сын попытался влиться в среду, но был искусан оборотнем.
В общем, как был изгоем, так им и остался.
Харизма младшего Лона Чейни такова, что его герой вызывает подлинное сочувствие, а "сочувствие к чудовищу" — главный козырь. Продюсеры просекли это еще со времен трогательного уэйловского "Франкенштейна".