Режиссер:
Ирвин Кершнер. Сценарий: Ли Брекетт, Лоуренс Кэздан, Оператор: Питер Сушицки, Композитор: Джон Уильямс, Продюсер: Гари Курц.
В главных ролях: Харрисон Форд, Марк Хэммил, Керри Фишер. В ролях: Билли Ди Уильямс, Дэвид Праус, Энтони Дэниелс, Фрэнк Оз, Алек Гиннесс.
Награды: 2 "Оскара" — лучший звук, лучшие визуальные эффекты. BAFTA — лучшая музыка. Академия НФ, фэнтези и хоррора — лучший фантастический фильм, лучший режиссер, актер (М.Хэммил), спецэффекты. Hugo Awards — лучший драматический фильм. Golden Screen, Germany People's Choice Awards, USA.
Интересные факты о фильме:
В роли одного из астероидов снялся ботинок. Спецэффектчики, разозленные постоянные придирками Лукаса, запихали в кадр ботинок. Роли многих других астероидов исполняют картофелины.
Съемки фильма велись в полной секретности. Например, на съемочной площадке Дэвид Прауз (Дарт Вейдер) произносил фразу "Оби-ван Кеноби — твой отец", и лишь при дубляже ее изменили на правильную.
Ирвин Кершнер поначалу отказался снимать фильм, так как элементарно испугался, что ему не удастся повторить успех первого фильма. Но его взбодрил агент. К слову, продюсер фильма, Гари Курц, и не хотел брать Кершнера в проект, но настоял Лукас, — Кершнер был его преподавателем в киношколе.
По некоторым кадрам хорошо видно, что Кэрри Фишер значительно ниже ростом Харрисона Форда. В сценах, где им приходится целоваться и все такое, рост актрисы значительно выше. Просто у нее был свой личный ящик, на который она вставала.
В сценах битвы на ледяной планете массовка состояла из норвежских горнолыжных спасателей. В качестве гонорара Лукас сделал пожертвование Норвежскому Красному кресту.
Все трюки (за исключением полета из разбитого окна в Небесном городе) Марк Хэммил делал сам.
Название "Империя наносит ответный удар" придумал продюсер фильма Гари Курц.
Первый фильм со звуком, записанным в формате Surround 5.1.
Мы на "Экранке.ру" никогда не писали о "Звездных войнах". Не писали потому, что всё уже сказано до нас. Каждый приличный человек смотрел "Звездные войны", и почти все любят "Звездные войны". О чем тут говорить? Может, поведать о том, как снимали "Звездные войны"? Ну, так этими рассказами завалена вся сеть…
Короче, недавно – из чувства ностальгии – пересматривал "Империя наносит ответный удар". "Звездные войны" (эпизод IV и V) долгое время входили в число моих любимых кинофильмов, более того, из уважения к своему детству я и по сей день держу четвертый эпизод в своей топ-двадцатке.
Этот нехитрый текст – попытка вспомнить те времена, когда "Звездные войны" цепляли и интриговали детскую или, скажем, отроческую душу. Сейчас-то, понятно, "Звездные войны" забронзовели, превратились в гигантский памятник – high historical importance, которому из одного только пиетета нельзя выставить оценку ниже пяти баллов (а ведь нынче их даже пересматривать не слишком интересно, в отличие, например, от "Бегущего по лезвию").
Пятый эпизод киносериала, "Империя наносит ответный удар", – самый сумрачный эпизод из трех ранних эпизодов. Он мрачнее "Новой надежды" и, тем более, "Возвращения джедая". Критики и так называемые аналитики от кино считают именно эту сумрачность причиной того, что кассовые успехи "Империи" уступают кассовым успехам двух других эпизодов (хотя даже эти "невеликие" сборы колоссальны). Причина, на мой взгляд, кроется в другом: у "Империи" нет финала. Фильм лишен цельности, он совершенно отчетливо похож на эпизод телесериала. В те давние-давние времена зрителя к таким грубостями были не приучены…
"Империя" хоть и уступила по кассовым сборам, но для многих, включая критиков, стала одной из любимейших серий. Не менее культовой, чем эпизод 4. В фильме повествуется о том, как космическим повстанцам прижала хвост космическая империя. Иначе говоря, зло временно победило добро. В финале фильма Хана Соло "закатывают в асфальт", а Люку Скайуокеру отрубают руку.
Самой ударной, по замыслу сценаристов, является мелодраматическая сцена, в которой Дарт Вейдер говорит Люку, что тот – его сын (это как если бы святой Петр оказался сыном Антихриста). Но де-факто самой ударной сценой оказалась сцена, в которой Дарт Вейдер отрубает Люку кисть руки.
Этот эпизод выглядит драматичней эпизода с Ханом Соло. Любому идиоту понятно, что в следующей серии Хана Соло разморозят и спасут, но вот руку Скайуокера… руку уже не вернешь. В одной из заключительных сцен показано, что Люк смирился с потерей: он тыцает щупом по платам припаянной к живой руке механической кисти, и пальцы двигаются как живые. Но это не живые пальцы.
Герои блокбастеров монолитны и нерушимы. У Бэтмэна может появиться фингал или ссадина – но не более того. Маклейна из "Крепкого орешка" расстреливают в упор, но он довольствуется осколками стекла в ступнях. Миллионы юных зрителей, тех, что ассоциировали себя с Люком, осознали значимость потери. Как будто это им отрубили руку. Физические страдания воспринимаются детьми явлением сугубо романтическим. Фашисты тебе вгоняют иголки под ногти, а ты потом становишься пионером-героем. Раны желанны. Это так больно, и так сладостно ) Психологи считают, что дети хотят мучиться и страдать от недостатка ласки. К слову, у меня есть друзья, которых до сих пор привлекают увечья.
А если пошукать по блогам, то любая никчемная заметка о том, как "меня кинул парень", или еще какая-нибудь подобная чепуха, – главное, написанная с корявым надрывом, – собирает комментарии, среди которых обязательно отыщется сочувственный комментарий: "Так больно". Боль привлекает, располагает. Прикоснувшись к чужой боли (даже если на самом деле ее нет), ты приближаешься к человеку, становишься ему роднее.
Штука в том, что человек хочет немножко помучиться, а потом зажить прежней жизнью, только в два раза лучше – быть окруженным всеобщей любовью, сочувствием и глубоким состраданием (или, в крайнем случае, быть окруженным презрением и страхом. Главное – быть опутанным чужими эмоциями), а раны при этом обязательно должны заживать. Если они не будут заживать, то это, уж извините, херня получается. На этом зиждется и мечта о загробной жизни: будь ты тут хоть полным калекой, но Там – Там ты будешь нормальным. Твоя душа – нетленна. Она ничем не уступает другим человеческим душам.
У героев экрана нет души. Это бессмертные фигурки в кадре (например, Хан Соло, Чубакка и принцесса Лея выходят в космос, обходясь лишь кислородными масками. Суперлюди, хуле!). Главное у них – физическая форма. Поэтому физические увечья этих, казалось бы, физически бессмертных героев "больно ранят".
Персонажи "Империи" на протяжении всего фильма, потакая чувствительности юных зрителей, испытывают "физические страдания". Однако их раны обратимы: Люк обмораживается на ледяной планете, но моментально приходит в норму; золотистого робота-переводчика разбирают на части, но Чубакка отнимает эти части у врагов и собирает робота заново (хотя и криво); Хана Соло замораживают, но его обязательно разморозят в следующей серии; Люк Скайуокер отрубает самому себе голову, но это всего лишь глюк.
Принцессу Лею пытали и в 4-м эпизоде, но такого количества мучений, как в пятой, там не было и в помине. Вот эти самые мучения – самая сильная сторона "силы" ) Что же касается необратимого увечья Люка, то это, надо полагать, хороший удар ниже пояса.