Режиссер:
Робер Энрико. Сценарий: Робер Энрико по одноименному рассказу Амброза Бирса, Оператор: Жан Бофти, Монтаж: Дениза де Касабьянка, Робер Энрико, Композиторы: Кенни Кларк, Анри Ланоэ, Продюсеры: Поль де Рубэ, Марсель Ишак.
В главных ролях: Роже Жаке. В ролях: Анна Корнали, Анкер Ларсен, Стефан Фей, Жан-Франсуа Целлер, Пьер Дани, Луи Аделэн.
Награды:
1964 — лучший игровой короткометражный фильм (продюсерам) — Оскар; 1963 — лучший короткометражный фильм — BAFTA; 1962 — золотая пальмовая ветвь за кооткометражный фильм — Каннский МКФ.
Интересные факты о фильме:
В 1964 г. был показан в США в рамках сериала "Сумеречная зона".Версия для печати
Почитавши каменты на один фильм тута на "Экранке", решился я и сам написать рецензию на кенокартину, откуда этот фильм спиздил финальный твист, наверное, первую кенокартину с этим твистом. Твист в мягком варианте встречается еще в 1335 г. у дона Хуана Мануэля в "Графе Луканоре", и там имеет волшебную природу (если кто заинтересуется — одиннадцатая новелла). В современном виде он есть у Амброза Бирса (на мосту через Совиный ручей), Набокова (при выходе из берлинского трамвая) и наверняка еще у многих, многих и многих товарищей. Да что говорить! Даже я, не читавши еще ни Бирса, ни Набокова, хотел написать рассказ, в котором этот твист закольцовывает действие. Хорошо, что не написал, кстати. Мимо него не мог пройти, разумеется, и Борхес, любитель всяческих диковин, слепец, писатель и поэт, умерший не во цвете лет. Новеллу из "Графа Луканора" он включил в "Антологию фантастической литературы", а, кроме того, и сам написал рассказ по ее мотивам (вдохновясь, конечно, упомянутым Амброзом Бирсом). У Борхеса твист объяснен заранее и оттого неэффектен и вообще по большому счету не твист, его интересует голая конструкция, за что я его и не люблю Борхеса, нехороший он Борхес.
Сам твист в силу своей распространенности, или очевидности, или предсказуемости, не очень впечатляет. Или впечатляет только первый раз, во всяком случае, меня. Вот, например, твисты из фильмов "Афера", "Похороны в Берлине" или "Десять негритят" восхищают меня каждый раз, а этот нет. В чем твист заключается и какие фильмы на "Экранке" его используют, я, конечно же, не скажу. Скажу только, что фильм "Случай на мосту через совиный ручей", как и одноименный рассказ, посвящен только и исключительно твисту.
Рассказ считается шедевром американской литературы, и я, в принципе, с этим согласен. Вот только что вычитал в википедии, что Курт Воннегут тоже очень ценил его и говорил, что кто не читал этот рассказ — тот twerp (наверно, можно перевести как не человек, а дерьмо). Что до фильма — это очень точная экранизация рассказа, наверно, чуть ли не самая точная из всех, что вообще можно было снять. Там есть все — и грохот часов, и обострение всех чувств, и воля к жизни, и всё, всё, кроме второй части рассказа, которая рассказывает предысторию, но и без предыстории тут все понятно. То есть, я хочу сказать, там очень классная атмосфера и все такое, но всё это выстроено для финального твиста. Потом можно смотреть фильм и ради атмосферы, и замечаешь какие-то ноаве краски жизни, но если знаешь концовку, то никогда о ней не забудешь. Твист придает фильму смысл при первом просмотре, а знание этого твиста — при последующих. Так.
Очень сложно написать более осмысленный текст про этот фильм. Потому что твист — это то, ради чего он снят, любое осмысленное высказывание о нем будет высказыванием о твисте, а как раз о твисте нельзя сказать ничего информативного, чтобы не было спойлера. Получается, нужно написать осмысленный неинформативный текст. Я не понимаю, как это делать.
На самом деле фильм — вполне себе фильм, фильм фильмом, а твист — никакой не твист. Например: космический корабль с абсолютно жесткими неразрушимыми космонавтами падает в черную дыру. Для стороннего наблюдателя все просто: черная дыра поглощает корабль, был корабль — и нету, приблизился к горизонту событий и исчез, а что происходит за горизонтом событий — ну, непонятно. Все к этому давно привыкли. Однако представьте себе, что чувствуют неразрушимые космонавты, как для них тянется время, как меняется пространство. В относительной удаленности от горизонта событий все более или менее понятно, внутри черной дыры — тоже (хотя в этом и нет уверенности). А что происходит, когда они приближаются к горизонту? А вот фиг знает, чувак, фиг знает... И вот фильм примерно об этом, и твист тоже примерно об этом, а поскольку у меня есть некоторое понимание того, как все произойдет, твист этот меня особо и не удивляет уже сколько лет жизни.