Режиссер:
Олег Асадулин. Сценарий: Александр Шевцов, Оператор: Александр Бурцев, Композитор: DJ Грув.
В главных ролях: Петр Федоров, Никита Быченков, Петр Томашевский, Агния Кузнецова, Алексей Воробьев, Рената Пиотровски, Татьяна Космачева, Тимофей Каратаев.
Черт-те что. Я стараюсь следить, как обстоят дела с жанром "хоррор" в отечественном кинопроме, не пропускаю ни одного нового фильма… а они меня бесят! Ко счастью, по "Фобосу" (а до него ведь была и "Юленька" Стриженова) прогресс заметен. Оба фильма заметно лучше "Лифта" и, скажем, "Ведьмы" — не Бог весть какое достижение, конечно, но лучше что-то чем ничего.
Основная проблема: не страшно, не стремно и даже не мутно, хоть ты тресни! Ну и как можно характеризовать после этого фильм почетным званием "триллер" или "хоррор"? Но, по-крайней мере, "Фобос" и "Юленьку" относительно интересно смотреть. В первом случае – перед нами стопроцентно кинговская фабула: чуваки должны пересилить собственный страх и тем самым одолеть зло. Ничего не напоминает? Ну, разумеется, – "Оно". Да и идея того, что зло питается человеческими страхами, присутствует не только в "Оно", но и в "Полицейском из библиотеки" и еще черт знает где у Кинга.
Кроме того, в фильме имеется "проклятый дом". Этим проклятым домом становится бывшее бомбоубежище, а точнее, катакомбы бункера КаГэБе, находящиеся под бомбоубежищем. "Живой" дом чмарит случайных визитеров: группу молодых людей, которые занимаются обустройством в бомбоубежище ночного клуба "Фобос" (с готическим уклоном).
Иногда поневоле задумаешься: а что не так с российскими хоррорами? В чем дело? В том, что реальность намного страшнее выдуманной реальности, или в чем-то ином? Может быть, дело в актерах (которые, кстати, в "Фобосе" играют неплохо. Мы можем увидеть в фильме Петра Федорова, знакомого нам по "России 88", и Агнию Кузнецову, знакомую нам по "Все умрут, а я останусь" и "Грузу 200"). Постепенно приходишь к выводу, что русского актера ничем не проймешь: не верится, что он вот так вот возьмет и умрет в кадре! Это, скорее, мы все умрем, а они останутся. Страшная витальная сила присутствует в русском актере (притом, что актерского мастерства у него зачастую нет), и эта витальность как-то не вяжется с ролью жертвы. В "Фобосе" персонажи отлично ругаются между собой, но умирают крайне неохотно и очутившись своим хладным телом за кадром, – возникает такое ощущение, – наверняка показывают уже отвернувшейся камере язык…
Самым раздражающим, да что там, просто возмутительным является в фильме то, что порой под сводами приятных тех катакомб проносится утробный вой какого-то чудовища. Ты, естественно, ждешь его появления, в собственной, так сказать, плоти и соку. И в конечном итоге… не дожидаешься. Такие обломы сопровождали зрителя еще в советскую эпоху, см., например, "Подземелье ведьм" с его недопоказанным лесом змей. До тебя потом доходит, конечно, что эти животноподобные звуки издавал по совершенно непонятной причине сам дом, но разочарование остается. Ну где, блять, спрашивается, чудовище профукали? Я искренне надеялся, что оживет одна из тех масок, напоминающих кролика из "Донни Дарко", что были интегрированы в интерьер "Фобоса"…