В главных ролях: Билл Мюррей, Сигурни Уивер, Дэн Эйкройд, Гарольд Рэмис, Рик Моранис, Энни Поттс. В ролях: Уильям Аттертон, Эрни Хадсон, Дэвид Маргулис, Стивен Тэш.
Награды: BAFTA — лучшая песня. Академия НФ, фэнтези и фантастики — лучший фэнтезийный фильм. Young Artist Awards — лучший семейный фильм в жанре мюзикл или комедия. Golden Screen, Germany.
Интересные факты о фильме:
Роль Луиса (сыгранная Риком Моранисом) предназначалась для Джона Кэнди, но тот отказался после того, как его идеи насчет характера персонажа были отвергнуты Рейтманом.
Роль Питера Вэнкмана (Билл Мюррей) была написана для Джона Белуши. Кроме того, эту роль предлагали Майклу Китону, а после того, как он от нее отказался, ему предложили роль Игона. Китон отказался и от нее. Другим претендентом был Чеви Чейз. Он отказался, а потом аргументировал это тем, что ему подсунули черновой сценарий, где все было мрачно и страшно.
На роль Игона рассматривались кандидатуры Кристофера Уокена, Джона Литгоу, Джеффа Голдблума и Кристофера Ллойда.
В роли Винстона авторы видели Эдди Мерфи.
Гозер изначально должен был выглядеть как человек в деловом костюме и его должен был играть артист Пол Ройбенс, но тот отказался от роли. Точно так же отказалась и панк-рокерша Энн Карлайл от роли Зуул.
В первоначальном варианте сценария Гарольда Рэмиса действие происходит в будущем, причем на разных планетах. Но Рейтман сказал, что такой фильм стоил бы 300 миллионов долларов (и это — в 1984 году), поэтому сценарий пришлось переписать.
Дом, где живет Дана, существует на самом деле, но вместо 22 этажей в нем всего лишь 20 (address: 55 Central Park West, New York).
По сценарию, моряк из зефира должен был появиться возле статуи Свободы, чтобы можно было сравнить их масштабы, но от этой сцены отказались из-за сложности постановки.
Привидение по имени "Лизун" в оригинале звался "Лукоголовым" из-за скверного запаха изо рта.
В рекламном трейлере Рейтман пошел на хитрость: вместо стандартных начальных цифр "555", которые используются в любом ролике, где фигурирует телефон, он показал нормальный телефонный номер. Автоответчик голосом Мюррея и Эйкройда говорил: "Привет! Сейчас мы не можем ответить, потому что ловим призраков". В течение 6 недель звонили по тысячу раз в час круглые сутки.
Демонический голос Даны/Зуул принадлежит Айвену Рейтману.
Гозера сыграла югославская модель Славица Йован. Фразу "Choose and Perish" она произносила с сильным акцентом. Билл Мюррей стебался: "There are no Jews and Berries here!"
Большинство удаленных сцен перекочевало в новеллизацию.
Фильм вышел в прокат с недоделанными спецэффектами.
Рэй Уинстон никак не мог сочинить заглавную песню, пока не увидел по телевизору один рекламный ролик. Песня стала хитом и продержалась на вершине хит-парадов 3 недели.
Эктомобиль изначально был черным, но он был трудноразличим на ночных кадрах, поэтому его перекрасили.
При бюджете в 30 миллионов долларов фильм собрал в прокате 291,6 миллиона. До выхода "Один дома" "Охотники за привидениями" были самой кассовой комедией в истории кино.
Сцена с вечеринкой у Луиса почти больше, чем на 100% сымпровизирована.
На самом деле, в 1982 году Айвен Рейтман планировал экранизировать "Автостопом по галактике" (с Биллом Мюрреем и Дэном Эйкройдом), но вместо этого снял "Охотников за привидениями".
Первоначально сценарий назывался "Ghost Smashers".
Пересмотрел один из любимых в отрочестве фильмов – "Охотники за привидениями". И что же: это действительно прекрасно сделанная фантастическая комедия. Отличный сценарий, диалоги, качественная игра актеров.
Комический артист Дэн Эйкройд, выступивший соавтором сценария, предлагал начать фильм с лихой сцены: вылетающим из гаража эктомобилем. На что режиссер картины Айвен Рейтман справедливо заметил: "Это херня. Зачем раскрывать карты в самом начале игры?" В итоге фильм начинается с пролога, где главные герои даже не фигурируют. Сцена в публичной библиотеке показывает зрителю, что привидения существуют. Полтергейст, или "шумный дух", доставляет серьезные беспокойства людям. Что делать в этом случае? Можно провести православную отчитку, а можно обратиться к парапсихологам, которые, конечно, не помогут, но проведут "исследовательскую работу". Сразу вспоминается газета "Аномалия", довольно популярная в начале 90-х годов, где описывались случаи полтергейста, публиковались фоточки НЛО и письма очевидцев. Охотники до всякой нечисти, энтузиасты-любители тратили кучу времени и личных средств, добираясь до какой-нибудь деревушки, чтобы сфотографировать стенку дома, в которую ударилась "сама собой слетевшая с противоположной стенки кружка под углом в девять градусов", или запечатлеть на пленку какой-нибудь сучок, "опаленный двигателями инопланетного корабля".
Примерно той же херней занимаются герои фильма: доктор Питер Венкман (Билл Мюррей), Рэй (Дэн Эйрокйд) и доктор Игон (Гарольд Рэмис). Но у них есть одно, однако грандиозное преимущество: им выделен грант. То есть, у них стабильная зарплата, своя лаборатория при университете.
Три совершенно разных, четко выписанных типажа. Питер, доктор парапсихологии и философии, — циник и скептик. Из породы тех ученых, которые получают повышения не за счет научных достижений, а за счет хорошо подвешенного языка и определенной наглости. Он сидит на теплом месте, клеит молоденьких студенток и ему хорошо. Игон, напротив, – типичный нерд, что он впоследствии и подтвердит, изобретя то самое чудо-оружие, с помощью которого можно отлавливать привидений и спасать мир. Упитанный Рэй – самый, казалось бы, невнятный персонаж в фильме. Но, на самом деле, таких чуваков кругом полно. Бестолковый, увлекающийся, трудолюбивый, он просто прибился к этой группе – группе так называемых ученых, — хотя с тем же успехом мог тупить в любом другом месте.
Они бы так и прозябали, если бы не лопнул грант и их не вышвырнули из университета. Мораль фильма проста: житейские невзгоды заставляют шевелить жопой. В сюжетном плане "Охотники за привидениями" представляют собой традиционный американский фильм о непростом движении к Успеху. Глубокий кризис (Рэй рвет на себе волосы от отчаяния, Игон уходит в себя, а Питер спокойно потягивает вискарь) вынуждает начать поиск идеи по выходу из кризиса (идея приходит в голову самому ловкому и предприимчивому, то есть, Питеру, — поэтому он и является главным героем картины). "Если тебя поперли из науки – займись бизнесом". Не особо заморачиваясь, герои решают заняться тем, чем занимались раньше – паранормальными явлениями. Но только за большие деньги. Вот и все отличие.
Ниша рынка, где они пытаются освоиться, никем не занята, потому что никому нафиг не нужна. Питер убеждает простака Рэя заложить дом, доставшийся ему в наследство. Они организовывают свою контору. Тут, собственно, и начинается фантастика. Игон изобретает невероятное оружие, без которого весь дальнейший сюжет не состоялся бы. Ведь если бы у кого-то еще было такое оружие, то тогда в этой нише рынка, надо полагать, стало бы тесновато. К сожалению, в фильме совершенно не уделяется никакого внимания разработке оружия, тонкостям по его производству. В частности, интерес вызывает вопрос, где Игон сумел раздобыть обогащенный уран. Словом, оружие, изобретенное Игоном, – это один из главных героев фильма, наравне с героями-людьми, но его характер совсем не разработан. Это просто такое "маленькое фантастическое допущение".
Первым клиентом конторы становится главный женский персонаж картины, естественно, лирический, в исполнении Сигурни Уивер. Дана – девушка необычная, поскольку Рейтман снимал фильм про американскую интеллигенцию. Если антиподом Питера, яркого представителя научной интеллигенции, является дуболомный чиновник, то антиподом Даны становится ее сосед, маленький, уродливый, докучливый бухгалтер, который постоянно смотрит в дверной глазок, дожидаясь ее возвращения. Он не покидает своего поста даже во время вечеринки, устроенной им же самим (отличный комический персонаж в исполнении Рика Мораниса). Итак, Дана – девушка необычная. Во-первых, она виолончелистка, а во-вторых, у нее в холодильнике поселяется шумерское зло, которое вскоре восстанет и возжелает привести к гибели если не весь мир, то Нью-Йорк – точно.
Но это будет еще не скоро. Дана временно сходит со сцены, поскольку Рейтману необходимо показать путь героев наверх, к золотой американской мечте. Это самые оптимистические, бодрые и кассовые кадры фильма: из лохов, прозябающих сперва в тесной лаборатории, а потом в офисе, где не раздается ни единого телефонного звонка, охотники за привидениями превращаются в суперзнаменитостей, героев телеэкрана.
Кульминацией их деятельности становится спасение Нью-Йорка (и здесь уже фигурирует Дана, а также ее сосед).
"Охотники за привидениями" стал самым лучшим и самым кассовым фильм Рейтмана. Потому что в нем есть все, что нужно для простого зрительского счастья: остроумие, прыжок героев из грязи в князи без потери лица (это же не "Уолл-стрит"), истории о привидениях, которые все так любят, обилие спецэффектов (ныне устаревших), участие кинозвезд.
В 1989 году Айвен Рейтман снял отстойный сиквел, но о нем мы потолкуем в следующий раз (весной следующего года).