В главных ролях: Джош Стюарт, Хуан Фернандез. В ролях: Майкл Рейли Бурк, Андреа Рот, Карли Скотт Коллинз.
Интересные факты о фильме:
Патрик Мелтон и Маркус Данстен (сценаристы фильма, они из которых — его режиссёр) перед этим писали сценарии к четвёртой и пятой "Пилам".Версия для печати
В последнее время мне всё чаще хочется писать рекомендации по просмотру фильмов типа "Этот фильм нужно смотреть с пятнадцатой минуты до пятьдесят второй", "здесь посмотрите только концовку", "а тут зачотные три минуты в середине, где чувиху топят в тарелке супа". Вот и про данную картину мне хочется дать похожую рекомендацию.
В "Коллекционере" эталонно хороши первые полчаса. После бодрого, хотя и пустоватого, вступления следуют пятнадцать минут, когда зритель НИЧЕГО не понимает. Такое вдруг погружение в иную реальность. Ты ждёшь кровавого мяса, а тебе показывают, как строители ремонтируют дом. Мужик какой-то. Кто это? Маньяк? Или жертва? Или просто прохожий случайно в кадр попал? Но действие постепенно начинает раскручиваться, и за первыми пятнадцатью минутами следуют другие – выносящие мозг невероятным напряжением. Помните проход маньяка по дому в "Кровавой жатве" Ажи? Вот тут что-то похожее, местами, как на мой вкус, даже покруче будет.
Ну и всё. На этом фильм вдруг резко сдулся. Ну, не то, чтобы прям сразу сдулся, а так… стал постепенно стравливать, пока не сдулся окончательно.
Как написал кто-то из американских рецензентов, "даже если зритель сел смотреть картину, не зная, что её сделали парни из франшизы "Пила", он очень быстро об этом догадается". Весь последующий фильм – это убогая попытка напугать зрителя кровавым мясом, построенная на одном и том же сценарном приёме: повторении по кругу.
Странно, ведь в первой "Пиле" этого не было. "Пила" была восхитительным психологическим экспериментом, с целым рядом новаторских ходов и запоминающейся навсегда концовкой. Действие в этом фильме развивалось, оно шло вперёд, диспозиция менялась от сцены к сцене. Но уже во второй части франшизы кровавое мясо стало ценно само по себе, и сюжет стал представлять собой бесконечный квест одного уровня. Персонажи попадают в кровавую ловушку. Кто-то гибнет, кто-то выбирается. Идут дальше. Персонажи попадают в кровавую ловушку. Кто-то гибнет, кто-то выбирается. Идут дальше. И так далее, пока не закончится отведённый метраж. Когда-то я спросил одного своего друга, стоит ли смотреть третью пилу (я посмотрел к тому моменту первые две). "Если ты сумел пережить разницу между первой и второй", — сказал он мне, — "то можешь смотреть все последующие, они не хуже, чем вторая".
"Коллекционер" в этом плане – это такая "Пила-128", с тем же хождением по кругу и постепенной гибелью всех персонажей одного за другим. За исключением первого получаса, там почти нет светлых моментов. Хотя нет, вру, есть один – когда герой выбирается из дома, отбегает от него, оборачивается и видит в окне девочку. Вообще, это очень сильный кадр. В контексте истории сильный. Это отличная возможность для авторов ПОЛНОСТЬЮ изменить течение фильма, потому что меняется сама модальность, по сути – меняется жанр. Из ситуации, в которую ты попал против своей воли, будучи стопроцентной жертвой, персонаж попадает в ситуацию, которую он выбрал осознанно, отдавая себе отчёт, зачем и почему он идёт на риск. Здесь всё можно было развернуть… но вместо этого через пять минут фильм вернулся к своему дурацкому неспешному течению, где каждая новая сцена не означала движения куда-то, а просто была ещё одним кровавым витком бесконечного сюжета.
В конце концов метраж картины, конечно, подошёл к концу, и авторы забацали концовку, такую убогую и глупую, что даже неловко за них становится. Вообще, вот эта "главная фишка фильма" вместе с названием картины и концовкой – они такие тупорылые, что смотришь, и просто диву даёшься: ну как такое могут лепить люди, работающие в Голливуде не первый год, и зарекомендовавшие себя вполне вменяемыми ремесленниками.
Из светлых моментов картины упомяну ещё Джоша Стюарта. Я раньше не видел этого актёра, и здесь он мне поначалу не пришёлся по нраву, со своей отмороженной моськой и бедной мимикой. Но зато потом, когда всё действие стало разворачиваться в темноте, и его мимика уже не играла никакой роли, он вдруг заиграл. Вся его пластика, прекрасно сочетающаяся с профессией его персонажа, то, как он ходит, как он двигается, как он держит весь фильм на весу раненую руку – это прекрасно.
В целом – посмотрите тридцать минут, и выключайте. Пусть для вас останется загадкой, чем всё кончилось.