ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Звездные войны / Star Wars: Episode IV — A New Hope (1977)


Звездные войны
Средняя оценка: оценка: 5
1977. США. 121 минута.
Жанр: фантастика.

Режиссер: Джордж Лукас.
Сценарий: Джордж Лукас,
Оператор: Гилберт Тейлор,
Композитор: Джон Уильямс.

В главных ролях: Харрисон Форд, Марк Хэммил, Керри Фишер, Алек Гиннес.
В ролях: Питер Кашинг, Энтони Дэниелс, Кенни Бейкер, Джеймс Эрл Джонс.

Награды:
6 "Оскаров" — музыка, звук, монтаж, художник, костюмы, визуальные эффекты.
8 премий Академии НФ, фэнтези и хоррора — лучший фильм, режиссер, сценарий, музыка, костюмы, грим, спецэффекты, актер второго плана (А.Гиннес), монтаж.
BAFTA — музыка и визуальные эффекты.
"Золотой глобус" — музыка.
Evening Standard British Film Awards — лучший фильм, актер (А.Гиннес).
Kinema Junpo Awards — лучший иностранный режиссер.
Golden Screen, Germany
Грэмми — лучший саундтрек.
Hochi Film Awards — лучший иностранный фильм.
Hugo Awards — лучший драматический фильм.
Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший фильм, лучшая музыка.
People's Choice Awards, USA
Science Fiction and Fantasy Writers of America — Специальный приз.

Фильм попал в Библиотеку конгресса..

Интересные факты о фильме:

Этот фильм давно уже разобран на запчасти, раздроблен на молекулы и атомы; благая весть о там, как протекали съемки, разнеслась по миллионам фанатских сайтов, так что редакция Экранки.ру не считает необходимым заниматься копипастом "интересных фактов", которые легко может найти любой читатель, не забаненный гуглом.

Смотри также: Фильмы про роботов и киборгов

Версия для печати

Владимир Гордеев: Реконструкция впечатления

Звездные войны оценка: 5

Написанием недорецензии на малоизвестный кинофильм "Звездные войны", снятый не слишком популярным режиссером Джорджем Лукасом, которому за сорок лет карьеры в кино удалось поставить всего несколько картин, я продолжу отдавать дань памяти детства.

В середине 80-х на ленинградском телевидении существовала передача для школьников "Зебра". Передача как передача, хуйня, в общем, какая-то, но в конце каждой передачи врубали трехминутный отрывок из "Звездных войн". Исходя из какого-то советского закона, о котором я случайно услышал в программе "Кинопанорама", в то время по телевидению можно было показать отрывок из любого фильма длительностью не более шести минут, — это в том случае, если у тебя нет прав на телепоказ ("без права показа по телевидению", как писали в газете в "Кинонеделя" супротив каждого иностранного фильма, точнее, фильма из капстраны). Перестраховщики из "Зебры" показывали ровно по три минуты. Зато каждую неделю.

Копия была отвратительного качества, перезаписанная, наверно, раз в стопятидесятый. Муаровые лучи бластера с трудом пробивали белый шум и неопрятными кляксами оседали на зыбком кинескопе цветного телевизора "Радуга". Дрожащий в мареве помех Чубакка как никогда напоминал "ходячий коврик" и был таким живым, каким более никогда уже не будет. Сквозь шипящий звук еле доносились фразы переводчика – то ли Михалева, то ли Гаврилова, не разберешь. И вы знаете, это было нереально круто! Словно заглядываешь в иной мир, расшифровываешь запись событий, происходящих "давным давно в далекой галактике…". А потом – хлоп! – и через три минуты тебя выкидывает в обычный, скучный мир (здравствуйте, меня зовут Арлекино) "Одиночных плаваний" и Валерия Леонтьева.

В 1990-м году "Звездные войны" вышли в кинопрокат, и мы с сестрой и папой отправились в киноцентр "Ленинград", чтобы заценить на лучшем экране города приключения Скайуокера, билет 1 р. 50 коп. штука. Бляха-муха, это было уже не то! )

Но кое-что все-таки было.

Пересматривая в очередной раз "Звездные войны", пытаешься понять причины феноменального успеха фильма. Приходишь к выводу, что самое лучшее в "Новой надежде", — это то, что она была первой. Еще ничего не ясно: ни кто герои, ни о чем фильм, даже не догадываешься, что будет хотя бы приблизительно. Между тем, за абсолютно старомодными постерами скрывается нечто принципиально новое, необыкновенное. Вместо стандартной поебени типа "Бак Роджерс в 25 веке", на что недвусмысленно намекает со старомодного постера (см. картинку) чувак в белой хламиде, воздевший кверху какой-то магический шар, и красотка у его ступней, отклячившая длинную обнаженную ножку, в "Звездных войнах" зрителя ожидает технологический прорыв, каким в свое время удивила всех "Космическая одиссея", а потом, когда освоят морфинг, удивит второй "Терминатор".

Начальными сценами фильма Лукас закидывает аппетитную наживку, зритель охотно клюет и перед его глазами разворачивается череда фантастических приключений в космосе и на колонизированной людьми планете. Спецэффекты отпускаются порционно, с каждой сценой они становятся масштабнее, круче и жирнее. А в конечном итоге сам фильм "Новая надежда", целиком, превращается в огромный ком червей, этакую супернаживку. Тот, кто проглотил этот ком и не подавился, обязательно захавает сиквел, триквел, квадриквел, пентакль, спирру, бостон, арктур и т.д., сколько бы их ни было. Зритель твердо знает, что в следующих сериях Вселенная раскроет новые тайны, визуальные эффекты будут навороченней, а полюбившиеся герои останутся неизменными. Зритель будет дрочить на мир, придуманый Лукасом, до скончания веков, потому что хваткий Лукас, единожды очаровав, не даст противоядия. Собственно говоря, в последующих сериях в сценарном плане не будет ничего принципиально нового: так, немножко мелодраматических семейных тайн, и только.

В связи с вышесказанным, интересно проследить, как развивается сюжет "Новой надежды" в первой трети фильма.

На черно-сизом фоне появляется многообещающая "фэнтезийная" надпись, намекающая на легендарность повествования: "Давным-давно в далекой галактике бушевали…" Кто? Вселенная бесконечна. Вариантов – бесчисленное множество. Бушевать мог кто угодно: сумасшедшие слесари 4-го разряда с Кировского завода, говорящие воздушные шарики, свирепые одноногие муравьеды, разумные параллелепипеды. Так кто же?? Лукас нагнетает чисто хичкоковский саспенс, ко счастью, недолго. Под бравурную музыку Джона Уильямса выясняется, что в далекой галактике бушевали звездные войны. Империя теснит повстанцев-республиканцев, те уменьшаются в количествах, теряют военную технику, но не сдаются. Какая мрачная картина! Вселенная бесконечна, а везде одна и та же хуйня: теснят наших.

Многие ссылаются на Куросаву. Но что Куросава? Я вижу другое: "Звездных королей" Гамильтона. Простого жителя Нью-Йорка эпохи "нуар" манит призрачный голос из глубин Вселенной: тот откликается на зов и оказывается среди космических принцев и принцесс, сражающихся с… У Лукаса большой космический корабль захватывает маленький космический корабль, и имперский черный человек в железной маске пленит принцессу, кстати, не такую уж и прекрасную, что плюс. Перед тем как быть плененной, принцесса вкладывает в робота послание, а также секретные схемы таинственной имперской Звезды Смерти, после чего спасательная капсула с двумя роботами отчаливает и падает на планету, похожую на пустыню Сахара. Сколько всего разного за какие-то пять минут! Тут тебе и сказочная принцесса с оригинальной прической, тут тебе и шпионский фильм о похищенных секретиках (агент повстанцев схвачен контрразведкой и теперь его ждут пытки и насилие), тут тебе и чудо-юдо в маске (наш любимый Дюма). И все это происходит в глубоком космосе, много лет назад.

Потом складывается впечатление, что ты смотришь фильм в духе Азимова: приключения роботов. Валл-и. Короткое замыкание. Искусственный интеллект. Роботов окружают моджахеды – афганские дикари, вооруженные РПГ.

Хренак! Азимовская фантастика в ближневосточном антураже превращается в типичную американскую реалистическую прозу в духе какого-нибудь "Дня саранчи". Сельского лоха с фермы манит призрачный голос из глубин вселенной, зовёт на встречу с приключениями, принцессами, драконами. Тут ему подворачиваются роботы. Маленький робот прокручивает концовку послания: "Оби Ван Кеноби, пособи!.." Молодой фермер Скайуокер, жаждущий романтики, вспоминает, что в тридцати верстах вниз по Миссисипи живет странноватый отшельник со схожим именем. Фильм снова трансформируется: мы видим на экране что-то до боли знакомое, что-то в духе new age. "Сила пронизывает Вселенную, мы, джедаи, используем энергию…" Бац! Фильм становится мелодрамой в рыцарских тонах: твой отец, Люк, был джедаем и оставил тебе в наследство этот элегантный меч.

Реально расширяются глаза: ну-ну, Лукас, гони дальше. Что еще придумаешь? Проходит три минуты: ебтыть, драма! Иди и посмотри апокалипсис сегодня. Горят родные хаты, на пепелище лежат грустные трупы милых твоему сердцу людей. Проходит минута, кардинально новые декорации: ковбои, салун, не стреляйте в пианиста он играет как может. Привет от Клинта Иствуда.

Безумная, чудовищная, смешнющая, завораживающая эклектика! Постмодерн чистой воды. Детский такой. А то обычно он такой, что всех с него тошнит.

Заслуга Лукаса в том, что он как-то со всем этим делом управился, пригладил, подровнял, выпукло обрисовал главных героев, их характеры (это, конечно, давно знакомые всем типажи), задал железную логику своему цветастому лоскутному миру, придал повествованию цельность, дьявольски заинтриговал и заставил смотреть дальше, – что все с удовольствием и сделали.

Единственной загадкой остается загадка: как этот сценарий получил зеленый свет? Как? Как??? Как\\\\\\\ЁЁЁЁ!!!!!!!!!!!

Кстати, а вы обратили внимание, что негры и инопланетяне в фильме Лукаса – создания второго сорта, которые не участвуют в разделе сфер влияния, а только лишь промышляют разбоем в пустыне, да ведут темные воровские делишки? Более того, если в рядах имперцев можно заметить пару-тройку тварей (я имею в виду инопланетян), то храбрые повстанцы все как на подбор – белые люди? А форма имперцев похожа на военную форму Советского Союза, вы заметили? Это так обвораживающе консервативно!

(09.09.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: