Режиссер:
Джордж Лукас. Сценарий: Джордж Лукас, Оператор: Гилберт Тейлор, Композитор: Джон Уильямс.
В главных ролях: Харрисон Форд, Марк Хэммил, Керри Фишер, Алек Гиннес. В ролях: Питер Кашинг, Энтони Дэниелс, Кенни Бейкер, Джеймс Эрл Джонс.
Награды: 6 "Оскаров" — музыка, звук, монтаж, художник, костюмы, визуальные эффекты. 8 премий Академии НФ, фэнтези и хоррора — лучший фильм, режиссер, сценарий, музыка, костюмы, грим, спецэффекты, актер второго плана (А.Гиннес), монтаж. BAFTA — музыка и визуальные эффекты. "Золотой глобус" — музыка. Evening Standard British Film Awards — лучший фильм, актер (А.Гиннес). Kinema Junpo Awards — лучший иностранный режиссер. Golden Screen, Germany Грэмми — лучший саундтрек. Hochi Film Awards — лучший иностранный фильм. Hugo Awards — лучший драматический фильм. Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший фильм, лучшая музыка. People's Choice Awards, USA Science Fiction and Fantasy Writers of America — Специальный приз.
Фильм попал в Библиотеку конгресса..
Интересные факты о фильме:
Этот фильм давно уже разобран на запчасти, раздроблен на молекулы и атомы; благая весть о там, как протекали съемки, разнеслась по миллионам фанатских сайтов, так что редакция Экранки.ру не считает необходимым заниматься копипастом "интересных фактов", которые легко может найти любой читатель, не забаненный гуглом.
Написанием недорецензии на малоизвестный кинофильм "Звездные войны", снятый не слишком популярным режиссером Джорджем Лукасом, которому за сорок лет карьеры в кино удалось поставить всего несколько картин, я продолжу отдавать дань памяти детства.
В середине 80-х на ленинградском телевидении существовала передача для школьников "Зебра". Передача как передача, хуйня, в общем, какая-то, но в конце каждой передачи врубали трехминутный отрывок из "Звездных войн". Исходя из какого-то советского закона, о котором я случайно услышал в программе "Кинопанорама", в то время по телевидению можно было показать отрывок из любого фильма длительностью не более шести минут, — это в том случае, если у тебя нет прав на телепоказ ("без права показа по телевидению", как писали в газете в "Кинонеделя" супротив каждого иностранного фильма, точнее, фильма из капстраны). Перестраховщики из "Зебры" показывали ровно по три минуты. Зато каждую неделю.
Копия была отвратительного качества, перезаписанная, наверно, раз в стопятидесятый. Муаровые лучи бластера с трудом пробивали белый шум и неопрятными кляксами оседали на зыбком кинескопе цветного телевизора "Радуга". Дрожащий в мареве помех Чубакка как никогда напоминал "ходячий коврик" и был таким живым, каким более никогда уже не будет. Сквозь шипящий звук еле доносились фразы переводчика – то ли Михалева, то ли Гаврилова, не разберешь. И вы знаете, это было нереально круто! Словно заглядываешь в иной мир, расшифровываешь запись событий, происходящих "давным давно в далекой галактике…". А потом – хлоп! – и через три минуты тебя выкидывает в обычный, скучный мир (здравствуйте, меня зовут Арлекино) "Одиночных плаваний" и Валерия Леонтьева.
В 1990-м году "Звездные войны" вышли в кинопрокат, и мы с сестрой и папой отправились в киноцентр "Ленинград", чтобы заценить на лучшем экране города приключения Скайуокера, билет 1 р. 50 коп. штука. Бляха-муха, это было уже не то! )
Но кое-что все-таки было.
Пересматривая в очередной раз "Звездные войны", пытаешься понять причины феноменального успеха фильма. Приходишь к выводу, что самое лучшее в "Новой надежде", — это то, что она была первой. Еще ничего не ясно: ни кто герои, ни о чем фильм, даже не догадываешься, что будет хотя бы приблизительно. Между тем, за абсолютно старомодными постерами скрывается нечто принципиально новое, необыкновенное. Вместо стандартной поебени типа "Бак Роджерс в 25 веке", на что недвусмысленно намекает со старомодного постера (см. картинку) чувак в белой хламиде, воздевший кверху какой-то магический шар, и красотка у его ступней, отклячившая длинную обнаженную ножку, в "Звездных войнах" зрителя ожидает технологический прорыв, каким в свое время удивила всех "Космическая одиссея", а потом, когда освоят морфинг, удивит второй "Терминатор".
Начальными сценами фильма Лукас закидывает аппетитную наживку, зритель охотно клюет и перед его глазами разворачивается череда фантастических приключений в космосе и на колонизированной людьми планете. Спецэффекты отпускаются порционно, с каждой сценой они становятся масштабнее, круче и жирнее. А в конечном итоге сам фильм "Новая надежда", целиком, превращается в огромный ком червей, этакую супернаживку. Тот, кто проглотил этот ком и не подавился, обязательно захавает сиквел, триквел, квадриквел, пентакль, спирру, бостон, арктур и т.д., сколько бы их ни было. Зритель твердо знает, что в следующих сериях Вселенная раскроет новые тайны, визуальные эффекты будут навороченней, а полюбившиеся герои останутся неизменными. Зритель будет дрочить на мир, придуманый Лукасом, до скончания веков, потому что хваткий Лукас, единожды очаровав, не даст противоядия. Собственно говоря, в последующих сериях в сценарном плане не будет ничего принципиально нового: так, немножко мелодраматических семейных тайн, и только.
В связи с вышесказанным, интересно проследить, как развивается сюжет "Новой надежды" в первой трети фильма.
На черно-сизом фоне появляется многообещающая "фэнтезийная" надпись, намекающая на легендарность повествования: "Давным-давно в далекой галактике бушевали…" Кто? Вселенная бесконечна. Вариантов – бесчисленное множество. Бушевать мог кто угодно: сумасшедшие слесари 4-го разряда с Кировского завода, говорящие воздушные шарики, свирепые одноногие муравьеды, разумные параллелепипеды. Так кто же?? Лукас нагнетает чисто хичкоковский саспенс, ко счастью, недолго. Под бравурную музыку Джона Уильямса выясняется, что в далекой галактике бушевали звездные войны. Империя теснит повстанцев-республиканцев, те уменьшаются в количествах, теряют военную технику, но не сдаются. Какая мрачная картина! Вселенная бесконечна, а везде одна и та же хуйня: теснят наших.
Многие ссылаются на Куросаву. Но что Куросава? Я вижу другое: "Звездных королей" Гамильтона. Простого жителя Нью-Йорка эпохи "нуар" манит призрачный голос из глубин Вселенной: тот откликается на зов и оказывается среди космических принцев и принцесс, сражающихся с… У Лукаса большой космический корабль захватывает маленький космический корабль, и имперский черный человек в железной маске пленит принцессу, кстати, не такую уж и прекрасную, что плюс. Перед тем как быть плененной, принцесса вкладывает в робота послание, а также секретные схемы таинственной имперской Звезды Смерти, после чего спасательная капсула с двумя роботами отчаливает и падает на планету, похожую на пустыню Сахара. Сколько всего разного за какие-то пять минут! Тут тебе и сказочная принцесса с оригинальной прической, тут тебе и шпионский фильм о похищенных секретиках (агент повстанцев схвачен контрразведкой и теперь его ждут пытки и насилие), тут тебе и чудо-юдо в маске (наш любимый Дюма). И все это происходит в глубоком космосе, много лет назад.
Потом складывается впечатление, что ты смотришь фильм в духе Азимова: приключения роботов. Валл-и. Короткое замыкание. Искусственный интеллект. Роботов окружают моджахеды – афганские дикари, вооруженные РПГ.
Хренак! Азимовская фантастика в ближневосточном антураже превращается в типичную американскую реалистическую прозу в духе какого-нибудь "Дня саранчи". Сельского лоха с фермы манит призрачный голос из глубин вселенной, зовёт на встречу с приключениями, принцессами, драконами. Тут ему подворачиваются роботы. Маленький робот прокручивает концовку послания: "Оби Ван Кеноби, пособи!.." Молодой фермер Скайуокер, жаждущий романтики, вспоминает, что в тридцати верстах вниз по Миссисипи живет странноватый отшельник со схожим именем. Фильм снова трансформируется: мы видим на экране что-то до боли знакомое, что-то в духе new age. "Сила пронизывает Вселенную, мы, джедаи, используем энергию…" Бац! Фильм становится мелодрамой в рыцарских тонах: твой отец, Люк, был джедаем и оставил тебе в наследство этот элегантный меч.
Реально расширяются глаза: ну-ну, Лукас, гони дальше. Что еще придумаешь? Проходит три минуты: ебтыть, драма! Иди и посмотри апокалипсис сегодня. Горят родные хаты, на пепелище лежат грустные трупы милых твоему сердцу людей. Проходит минута, кардинально новые декорации: ковбои, салун, не стреляйте в пианиста он играет как может. Привет от Клинта Иствуда.
Безумная, чудовищная, смешнющая, завораживающая эклектика! Постмодерн чистой воды. Детский такой. А то обычно он такой, что всех с него тошнит.
Заслуга Лукаса в том, что он как-то со всем этим делом управился, пригладил, подровнял, выпукло обрисовал главных героев, их характеры (это, конечно, давно знакомые всем типажи), задал железную логику своему цветастому лоскутному миру, придал повествованию цельность, дьявольски заинтриговал и заставил смотреть дальше, – что все с удовольствием и сделали.
Единственной загадкой остается загадка: как этот сценарий получил зеленый свет? Как? Как??? Как\\\\\\\ЁЁЁЁ!!!!!!!!!!!
Кстати, а вы обратили внимание, что негры и инопланетяне в фильме Лукаса – создания второго сорта, которые не участвуют в разделе сфер влияния, а только лишь промышляют разбоем в пустыне, да ведут темные воровские делишки? Более того, если в рядах имперцев можно заметить пару-тройку тварей (я имею в виду инопланетян), то храбрые повстанцы все как на подбор – белые люди? А форма имперцев похожа на военную форму Советского Союза, вы заметили? Это так обвораживающе консервативно!