Отличный фильм в классическом стиле, когда сценаристы еще не помышляли о забастовках, а просто работали – и работали на совесть (впрочем, в Англии, кажется, забастовок сценаристов никогда и не было). Майкл Хоффман рассказывает историю о последних неделях жизни писателя намбер ван. Лев Николаевич Толстой в его интерпретации – Будда Гаутама нового времени.
Драматический конфликт в фильме возникает из-за того, что Толстой не мог подобно Будде оставить свое имущество родителям-браминам (у Гаутамы не было ответственности, он был всего лишь прынцем) и просто уйти из суетного мира в мир духовных поисков. Он находится между двух огней. С одной стороны, ближайший его друг и руководитель "партии" толстовцев Владимир Чертков настаивает, чтобы Лев Николаевич переписал наследство и передал все авторские права на свои произведения "партии", – искусство должно принадлежать народу (подробности, каким образом искусство будет конкретно "передано народу" опускаются; поэтому, вкупе с вкрадчивым голосом Джаматти, который играет Черткова, Чертков предстает перед зрителем настоящим чёртом – хитрым и двуличным). С другой стороны, борьбу ведет супруга Льва Николаевича Софья Андреевна, которая презирает льстеца Черткова, не приемлет идеалы и принципы "толстовцев" (и мужа в частности), и которая, разумеется, хочет, чтобы наследство досталось их многочисленным детям. Словом, поднимается вечная тема, особенно оскорбительная для женщины: как можно любить весь мир и при этом абсолютно не замечать тех, кто реально близок тебе? Все коллизии, перипетии и интриги, царящие в графской усадьбе и около нее, раскрываются через молодого Валентина Булгакова, нанятого Чертковым в качестве личного секретаря Л. Н. Толстого, а точнее – соглядатая. Однако молодой человек, преданный толстовец, неожиданно для Черткова проникается сочувствием к Софье Александровне и сам начинает разрываться на части.
Ну и там еще введена довольно интересная линия любви между Булгаковым и "толстовкой" Машей, которую играет Керри Кондон, актриса с натурально "дореволюционными" чертами лица. Эта пресловутая линия любви введена в фильм не потому, что это потребовалось из коммерческих соображений (хотя и эти соображения, наверное, учитывались), а для того, чтобы подчеркнуть: любая самая благая идея начинает косневеть, разрушаться и червоточить, как только вокруг этой идеи начинает вырастать административный аппарат. В какой-то момент оказывается, что любви как таковой – нет, а есть только слова о любви. Впрочем, Чертков, как типичный администратор, считает, что им, так называемому клиру, надо идти на локальные жертвы ради блага всего человечества и всемирной любви.
Кристофер Пламмер (Л.Толстой) и Хелен Миррен (Софья Андреевна) играют отлично, впрочем, в фильме все играют очень хорошо. Булгаков – уже классический для МакЭвоя типаж воодушевленного, порядочного скромняги (актера я запомнил еще со времен "Последнего короля Шотландии"). Эту свою роль за 4 года МакЭвой разучил блестяще, потому-то и играет он Булгакова просто филигранно. Интересно, что МакЭвоя как-то тянет в сторону в России: то у Бекмамбетова снимется в "Особо опасен", то личного секретаря Толстого сыграет. Какой будет твой следующий шаг, Джеймс? Примешь российское гражданство? Поверь, чувак, это уже будет совершенно лишнее.
В роли дочери Толстого Саши, преданной отцу и его идеям как собака, мы видим сорокалетнюю Энн-Мэри Дафф. В реале она – жена МакЭвоя. В фильме между ней и МакЭвоем не пробегает даже искры. Впрочем, вполне по-домашнему МакЭвой наливает ей из самовара чай…
Фильм смотрится на одном дыхании, но после просмотра меня охватил ужас. Я попытался вспомнить хоть один приличный фильм о русской дореволюционной жизни, снятый за всю историю новейшего российского кино – и ничего не смог вспомнить. Потом я попытался вспомнить хотя бы одну удачную экранизацию русской классики… ну, тут одну вспомнил (естественно, что этот фильм также повествует и о русской дореволюционной жизни. Впрочем, со времен Аристотеля мозг человека почти не изменился, скука, охватывающая провинцию, никуда не делась и по сей день). Это экранизация романа Федора Сологуба "Мелкий бес" (постановка Николая Досталя). Вот и всё, больше ничего вспомнить не смог. Англичане снимают кино о России в разы лучше, чем россияне. Это ли не ужасно?