В главных ролях: Дитер Кребс, Коринна Кирххофф. В ролях: Ханс-Петер Корфф, Гюнтер Лампрехт, Йорг Гудзун, Петер Ауст, Вольф-Дитрих Берг, Том Паульс и др.
В этом фильме показан мотиматик! Я очень люблю когда в фильме показаны мотиматики потому что и сам я по образованию мотиматик, это льет бальзам прямиком на мое сердце. Фильм убедительно демонстрирует убедительную силу убедительности мотиматиков (точно так же, как и я, будучи по как бы почти мотиматиком, убедительно демонстрирую каждой своей рецензией).
В общем, он такой, мотиматик. В берлинском метро куда-то проебался целый поезд с пассажирами. А мотиматик догадался, куда. В общем, согласно одной математической теории такое исчезновение теоретически возможно. Что это за теория, авторы фильма не поняли, поэтому и зрителям ничего толком объяснить не могли. И вот мотиматик добился аудиенции у главы метрополитена Дмитрия Гаева и излагает свою теорию, как уже было сказано, крайне невнятно. То есть даже пока не теорию, а набор слов. Этот набор слов объективно является бредом, не только для главы метрополитена, не только для Дмитрия Гаева. Дмитрий Гаев, естественно, посылает мотиматика куда подальше, тот уходит, но оставляет на столе книжку про топологические пространства, и говорит многозначительно и даже с какой-то угрозой: "Я ухожу, но оставляю вам книжку". Дмитрий Гаев, видимо, книжку-то посмотрел и что-то понял (а это удивительный уровень проникновения в науку, практически небывалый), и перезванивает мотиматику через какое время, договаривается о встрече.
Они встречаются в каком-то кафе, и мотиматик еще раз поражает Дмитрия Гаева: берет у официанта чек и — ба-бах, алле-оп — сворачивает Ленту Мебиуса. Дмитрий Гаев такой охуевает от этой простой, но гениальной штуки и сразу становится другом мотиматика навсегда, отныне, что бы он ни сказал, отливается в граните в мозгу Дмитрия Гаева. Для поддержания авторитета мотиматик иногда делает еще какие-то фокусы, типа, например, разрезает ленту Мебиуса вдоль, а простодушный Дмитрий Гаев снова такой охуевает. Снова можно отметить необыкновенные способности Дмитрия Гаева, который смог понять, что такое универсальное накрытие, будучи настолько необразованным математически. Пожалуй, по таланту его можно только с Рамануджаном сравнить. При этом он остается крайне здравомыслящим, редчайшее свойство.
Все это выглядит очень смешно, потому что демонстрирует распространенный феномен ничем не обоснованного доверия простаков к странно выглядящим людям с дипломом Учоного. Дмитрия Гаева как здравомыслящего человека не убеждает мотиматик сам по себе; он слышит очевидный бред, и хочет ему поверить, почти готов сдаться его напору, его мягким объятиям, может быть, это совпадает с голосами внутри, появившимися после прочтения книги про топологические пространства, и ему нужна хоть маленькая, но зацепка, коей и становится перекрученная бумажка. Религиозная подпорка.
По фильму заметно, что такое же отношение к Учоным характерно и для режиссера фильма, и для всей остальной съемочной бригады, включая гримеров. Такое отношение специфически характерно для профанного мышления. Прочтя исходный рассказ, я, в принципе, понял, что там имеется в виду (хотя смысла и там немного), но слова мотиматика в фильме — реальная энигма. Это для меня энигма, человека, который, в принципе, понимает, где хотя бы искать смысл, что уж говорить про какого-нибудь человека без мозгов, каковые единственно и смотрят любое кино.
Фильм сделан очень по-немецки. В кадре // совершенно немецкие хари. Сюжет по сравнению с рассказом переделали, добавили любовную линию, попереставляли сцены. Поезд угнали в четвертое измерение из соображений эскапизма, и фройляйн, ассистентка предыдущего мотиматика, не села в него только для того, чтобы переспать с мотиматиком последующим. Впрочем, уладив это дело, она все-таки уезжает. Финальная сцена с мотиматиком, который в своем белом плаще успел поймать лишь ее прощальный взгляд через стекло вагона, — она очень похожа на финальную сцену "Американского солдата" Фассбиндера, где герой фильма умирал в таком же белом плаще и так же замедленно. Мне кажется, этот фильм нужно показывать в прайм-тайм по телевидению, чтоб на следующий день все домохозяйки и клерки ходили с выпученными глазами и говорили: "Лента Мебиуса! Лента Мебиуса! Лента Мебиуса, блять!"
Кстати, так оно, наверно, и произошло, потому что в 2005 г. немцы сделали ремэйк этого фильма.