"Пастырь", снятый по корейскому комиксу, – боевик в стиле "ретро"… И это, как ево, блять. Тут я позволю себе отступление. Мне часто говорят коллеги: "Ты чо, не врубаешься? Ретро – это не ностальгические истории о детстве, а использование в изобразительном ряде допотопных механизмов, костюмов и т.п.". Короче, "Пастырь" — это боевик в стиле "ретро". В нем создан альтернативный мир, где патефоны соседствуют с мотоциклами "Хонда", а люди, хе-хе, сыздавна ведут войну с вампирами,. Но вот война закончена. Люди победили за счет "совершенного оружия" — суперсильных Пастырей.
Вампиры – неразумные и совершенно непригламуренные звери. Они быстрее и сильнее людей. Тут впору задаться вопросом: тогда с каких хуев на этой планете выжили люди? А как же теория Дарвина? Режиссер Скотт Чарльз Стюарт, годом ранее отснявший (опять же с участием Пола Беттани) "религиозный" боевик "Легион", вообще не парится на этот счет. Ему похуй. Ну и, кстати, мультяшный пролог "Пастыря" намекает на то, что в фильме отсутствует даже легкий призрак достоверности и правдоподобия.
Однак, с этим утверждением готовы поспорить актеры: они играют старательно, драматично… особенно это касается Пола Беттани, который, одолеваемый перманентной скорбью, усиленно морщит лоб.
Серьезность, которой пронизан фильм, сразу делает его охуенно глупым.
Комикс, по которому фильм снят, должен был остаться комиксом. Но он стал фильмом. Попробуем найти в фильме плюсы… Я тут посчитал… Что ж, в нем есть один плюс, — но это, наверное, относится к достоинствам комикса. После того, как люди победили вампиров, был создан новый, прекрасный мир (визуальная эстетика фильма позаимствована из многочисленных кино-антиутопий). Вместо того, чтобы наслаждаться жизнью, люди понастроили мрачных городов типа как в "Метрополисе" или "Антенне", а в губерниях понаставили каких-то унылых декораций для голливудских вестернов тридцатых годов и назвали это "фермами". Люди живут под гнетом тоталитарного режима, и этот режим установила католическая церковь. Так вот, короче, в фильме есть прикольный нюанс, единственная правдоподобная хрень. Война с вампирами закончена, выживших вампиров загнали в резервации (вот так же люди загнали в резервации лосей, белых медведей и сусликов, ага), а пастыри уволены. А когда вампиры подымают голову и решают напасть на людей, церковь предпочитает их не замечать. Что ж, это, наверное, справедливо: нет ничего инертнее церковных догматов. Чтобы вписать в догмат новый пункт, требуется куча времени и масса усилий. Сказано было сто лет назад: вампиров нету, — ну так значит их и нету.
Боевые священники — это особая эстетика, создающаяся за счет целеустремленности, аскезы, фанатизма, подвига и раздвоения реакции на них, ведь церковь обычно проповедует добро и смирение, тогда как действует совершенно иначе. Однако если оружие поворачивается не против очередных неверных, а против настоящих монстров, если боевой священник — воин света, а не пешка в руках жадных до денег толстомордых и бородатых стариков, он воспринимается совершенно иначе. Мне кажется, что в глубине души многие люди, даже отрицающие религию, воспринимают такой образ с энтузиазмом — за счет китча и за счет желания увидеть наконец-таки настоящего героя. А теперь, отбросив лирику: дальнейшая реакция на "Пастыря" будет зависеть от того, вызывает ли у вас душевный трепет и восторг фраза "боевые священники на мотоциклах". Ну а еще слова "Пол Беттани" и "Мэгги Кью — боевая жрица".
Я со времен "Хеллсинга" уверена в том, что боевые священники, — крайне мощный образ. Александр Андерсон, говорящий свое "Amen" над трупами врагов, — это было всерьез:
"Пастырь" тоже снят по манге, только корейской. Однако, бегло просмотрев первоисточник, я не обнаружила большого сходства между мангой и фильмом. Из манерного вестерна сценарист-дебютант сделал необычную вампирскую историю, удачный боевик без лишней лирики и печалей. Изначальный образ выглядел так:
"Пастыря" снимал тот же режиссер, который ответственен и за "Легион" — довольно нелепый фильм ужасов на религиозную тематику, славный одержимой бесом старухой, которая бегала по стенам, и адским мороженщиком с ртом, в который мог бы въехать экипаж. У "Легиона" был слабый сценарий, переполненный до краев длинными лирическими разговорами между героями, которые мешали наслаждаться экшном. Самое странное, что в "Легионе" в роли немногословного боевого архангела тоже снимался Пол Беттани. Неудачный эксперимент ничуть его не расстроил, и Беттани снялся в новом проекте Скотта Стюарта. Вот как он объяснил причину:
"На нем были очень хорошие ботинки. Это правда. Я же блондин и к тому же актер, так что я довольно поверхностный, и мне правда очень понравились его ботинки. Мы встретились с ним за ланчем, и я просто не смог отвести от них взгляд. Смотрел и думал: "Какая отличная пара ботинок". И человек, который может выбрать такие отличные ботинки, определенно, может снять хороший фильм."
И Пол Беттани был стопроцентно прав! Человек в крутых ботинках не подкачал. Сняв херню в случае "Легиона", он проанализировал свой опыт и исправил ошибки. Как только Скотт Стюарт покинул кресло сценариста и поручил придумывать историю другому человеку, он смог уделить все свое внимание визуальному наполнению фильма. "Пастырь" представляет мир, в котором власть захвачена церковью. Долгое время люди воевали с вампирами, быстрыми и страшными тварями вроде клана Носферату из VtM, и терпели поражение — земли были опустошены, количество людей все уменьшалось, пока церковь не вывела специальных боевых священников, обученных Библии, а также искусству меча и пули. После того, как давшие обет послушания и безбрачия пастыри оттеснили вампиров в резервации, они стали опасны для правящей элиты. Народ укрылся в городах, окруженных стенами и увешанных табло, на которых священники снова и снова повторяют молитвы. Пастырям запрещено воевать, они моют посуду и убирают мусор, их побаиваются. Но вампиры не ушли — они появились в дальнем селении, и вскоре один из пастырей преступает клятву послушания, чтобы спасти родственницу от тварей.
В "Пастыре" все очень четко: его своеобразный постапокалиптический мир, показанный с помощью разницы в масштабах, — гигантские пустыни, в которых стоят огромные статуи или вздыбливаются странные утесы, отряд пастырей, про которых мы знаем минимум необходимой информации, главный злодей, похожий на мертвого Клинта Иствуда, пустые ульи вампиров, словно инсталляции в музее современного искусства, постановка целей. Его герой несгибаем в своей вере, он по-настоящему крут. Т.е. не тебе все вокруг рассказывают, что это да, герой экшна, а ты по-настоящему это чувствуешь с первого взгляда. Весь фильм он ходит с диким лицом, которое немедленно пронимает, — и последовательно оправдывает впечатление от внешнего вида. Плюс костюмы пастырей — отдельный разговор. Глядя на наряды Мэгги Кью и Пола Беттани, хочется немедленно записаться в монахи.
Кроме этого "Пастырь" вносит новую струю в пласт вампирского кино, который в настоящее время стал популярным, но увяз в школьных соплях. Здесь вампиры — что-то вроде очень умных животных, они строят ульи, как пчелы, у них есть королева. Они роют туннели и продвигаются под землей. После того, как их победили, выжившие обитают в особых огороженных участках, где сразу сложилась своя соцсистема — люди-фамилиары, давшие себя укусить, взамен на некоторые бонусы, которые не так уж и очевидны, служат вампирам. В фильме используется простой, но эффектный сюжетный ход на тему того, как можно доставить орду вампиров через пустыню.
"Пастырь" играет на территории "Судьи Дредда", "Безумного Макса", разных постапокалиптических боевиков, как любили снимать раньше, но потом позабросили, вот только вдыхает туда душу, эдакую мистическую крутизну комикса, сдобренную правильной эстетикой. Наверное, можно назвать это постапокалиптической готикой или религиозным фантастическим вестерн-боевиком. А какой тут каст — Беттани, Мэгги Кью в роли суровой боевой жрицы, от которой слабеют коленки, и Карл Урбан в роли антагониста.
Перечисленное — не единственные плюсы "Пастыря". Это отличный боевик, второе приятное развлечение этого года после "Drive Angry", хоть и в другом ключе.
Мистический боевик про священника, который мочит вампиров, поставленный по корейской манге (!) чуваком, снявшим "Легион" с Полом Беттани, Карлом Урбаном и Мэгги Кью в главных ролях. Ну, положим, "Легион" оказался не бог весть чем, но в остальном "Пастырь" был маст-си ещё до выхода.
Заказав фильм в разделку, я с удивлением обнаружил, что его невозможно скачать ни-от-ку-да. Даже там, где писали, что вот он, у нас есть, на поверку оказывалось, что он у них "скоро будет". Так что, учитывая, что фильм в разделку заказал я, и отмазаться было невозможно, пришлось идти в кино. Впервые за год, а то и за два. Ну я и пошёл, хуле. И уже оказавшись в кинотеатре, я понял, что сейчас случится неимоверное. Потому что "Пастыря" у нас не показывают просто в кино, а показывают только в ТРИ-ДЭ, и, стало быть, я его тоже посмотрю в ТРИ-ДЭ, таким образом, впервые в жизни увидев настоящее, всямделишное ТРИ-ДЭ-БАБЛО, ой, простите, ТРИ-ДЭ-КИНО. Ведь, как вы уже знаете, я не попал в три-дэ на "Аватар", ну а ни на что другое я в кино уже давно не ходил, так что ТРИ-ДЭ этого вашего отродясь не видел. Ну, то есть, когда-то, в девяностые, ходил в какой-то "стереоскопический кинотеатр", где транслировали какую-то хуйню, Челюсти-3, что ли, или что-то в этом духе. Но вот на настоящее цифровое ТРЕДЭ не ходил ещё не разу. И вот — мой шанс. Наконец-то я увижу его.
Я купил билет, пива, поп-корна, и зашёл в зал. На входе мне выдали очки, которые я, начитавшись страшных историй о всплеске заболеваемости разной кожной хуйнёй после премьеры "Аватара" из-за того, что кинотеатры не стерилизуют очки, тщательно протёр тряпочкой перед тем, как посадить себе на переносицу.
И началось.
Трудно описать мой восторг. Передо мной В САМОМ ДЕЛЕ были объёмные картинки. Я надевал очки на нос, и снимал их с носа, закрывал глаза руками, и открывал их. Я махал руками перед глазами своих соседей, снимал с них очки, и надевал обратно, выбегал на сцену, снимал штаны, показывал всем голую жопу, и спрашивал "ну шо, як видимость?" Меня 4 раза выводила из зала охрана, но каждый раз мне удавалось пробраться назад, чтобы досмотреть фильм до конца.
Фильм, надо сказать, и впрямь оказался неплохим. Сюжет, в общем, немного предсказуем: где-то с середины фильма было такое чувство, что всё кончится хэппи-эндом, и так, ясен хуй, и вышло. Закрученной фабулой, или сложными разворотами сценарий тоже не обременён. Зато визуальное решение почти идеально; в фильме отличный комиксный стори-лайн, и хорошо прорисованная реальность. В фильме есть вампиры, которые представляют собой помесь приматов и жаб нежно-серого цвета без глаз. Они срут — то есть выделяют какую-то хуйню. Срут очень много, иначе мне сложно объяснить тот факт, что из этой хуйни они строят себе ульи в триста метров высотой. Помимо вампиров там, знамо дело, есть ещё люди, и есть пастыри — я не уловил, чем они отличаются от людей, но явно чем-то отличаются. Ещё есть укушенные вампирами люди — очень напоминающие персонажей "Обитаемого острова" Бондарчука, я даже засомневался, на тот ли фильм я попал. И ещё там по ходу фильма смешали человека и вампира — и получился такой, типа, гибрид — челопир. И в конце фильма там будет драка между Пастырем и Челопиром, и, хотя Челопир, вообще-то, сильнее, победа будет за нами.
Ничё так, в общем, хорошо отдохнул. А после просмотра фильма я пошёл на день рожденья друга в стрип-клуб, где мы сидели до пяти утра, после чего на меня обиделась жена, и теперь со мной не разговаривает.