Награды: 2001 — Лучший режиссер ("Золотой ворон", Брюссельский МКФ фантасмагорических фильмов); Специальный приз жюри и лучшая актриса — Юнг Су (Фантаспорто); Лучшая актриса — Юнг Су (Cinemanila International Film Festival) 2000 — Netpac Award — Special Mention — Ким Ки Дук (Венецианский кинофестиваль).
Так уж вышло, совершенно нечаянно, что 100-я и 200-я рецензии нашего журнала написаны на фильмы под названием "Остров", соответственно, российский, режиссера Лунгина, и американский — Майкла Бэя. Поэтому мы решили продолжить традицию и в 300-й по счету рецензии на Экранке.ру пропесочить "Остров" корейского производства.
Признаюсь, довольно долго я оттягивал момент знакомства с творчеством затейливого режиссера с перкуссионным именем Ким Ки Дук. Это первый его фильм, который я посмотрел. А оттягивал я момент знакомства потому, что реакции на творчество этого корейца экстремальны — или щенячьи восторги, или злословный пердеж. Причем, в каждом лагере есть и те, мнению которых, ввиду незаурядности их ума и фантазии, я доверяю, и те, у кого я даже не спрошу который час, побоявшись, что вопрос поставит их в тупик. В общем, я растерянно насобирал 11 фильмов сего киномаэстро и отложил их в долгий ящик, типа, на пенсии посмотрю. Но тут подвернулся нумерологический случай, о котором я уже упоминал.
По творчеству Ким Ки Дука в целом на страницах нашего журнала уже прошелся поганой метлой диктатор Экранки.ру, дальний родственник Иди Амина и Бокассы — Алексей Нгоо, отбив у всех российских авторов журнала охоту писать про этого режиссера под страхом быть съеденными заживо. Но в Украину въезд каннибалам запрещен, поэтому я, на всякий случай обмотавшись линялым помаранчевым прапором, который должен меня спасти от афророссийского дистанционного проклятия люканду, засел за эту рецензию.
Беспафосный Артоходоронюэль — такая вот злоебучая контаминация зародилась в моей башке после просмотра сего фильма. Бесстрастно и со скромной визуальной роскошью показаны жуткие, вопиющие вещи про любовь и красота дальневосточной природы. Это ж надо умудриться снять красивые открыточные пейзажи, которые так и просятся на фотообои, — чем славен кинематограф стран тихоокеанского региона, — таким образом, чтоб они и от нешуточной драмы не отвлекали и, в то же время, радовали зрительский глаз! Это ж надо так умудриться снять сюрреалистические самоистязания, чтоб не смотря на всю их недостоверность, верилось, что герои не психи ненормальные, а наоборот, сообразительны и находчивы и поступают естественно. Казалось бы, если человек хочет покончить с собой посреди реки и дважды не находит в себе сил, чтобы застрелиться, он попытается утопиться, но не будет заглатывать пять здоровенных рыболовецких крючков, чтоб потом с потрохами выдергивать их из себя... Но мы смотрим и верим. А когда решаем задуматься, отчего это мы вдруг в такую чушь несусветную поверили, мы понимаем, что он это неспроста, он хочет погибнуть именно мучительной смертью, снедаемый совестью за убийство подружки и ее любовника. И показано все так обыденно, без свойственного трэшу смакования, без художественной ходоровско-гринуэевской колоритности, что аж не по себе — словно подглядываешь за чьей-то трагедией и не можешь вмешаться.
Что там говорить, даже первый в широкоизвестном кинематографе акт дефекации, показанный снизу, из-под воды, снят так, что не вызывает ни отвращения, ни трэш-восторга смелым режиссерским решением — это естественно и всё тут.
И садомазострасть героев картины выглядит сама собой разумеющейся — как бы иного и не дано... Это не театральный "Фандо и Лис" Ходоровски. И не трэшевая черная комедия вроде "Операции "Мутанты" Алекса де ла Иглесиа. Это — третий, бесстрастный вариант, снять который гораздо сложнее, чем предыдущие — нелегко не поддаться соблазну и не скатиться в абстракцию или трэшевый юмор, а остаться в русле "обыкновенной истории", несмотря на необыкновенные антураж и специфические взаимоотношения.
Хотя, на мой взгляд, в самом конце Ким Ки Дук таки "дал петуха". Символизм хорош, если симвОлы неприметны, не режут глаз, а концовка, поневоле отсылающая, в том числе и к "Солярису" Тарковского, уж больно выпирает, как не пришей пизде рукав. Тем паче, что извлеченные из этого нежного органа рыболовецкие крючки и так поневоле сложились в сердечки. Этого было бы вполне достаточно. Но, с другой стороны, куда ж еще приткнуть в фильме такой зачОтный кадр с голой бабой в полузатопленной лодке? Так что ладно, великодушно простим.