ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Фанатик / Believer, The (2001)


Фанатик
Средняя оценка: оценка: 4
2001. США. 98 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Генри Бин.
Сценарий — Генри Бин, Марк Джейкобсон,
композитор — Джоэль Даймонд.

В главных ролях: Райан Гослинг, Саммер Феникс.
В ролях: Тереза Расселл, Билли Зейн, А.Д.Майлз и др.

Награды:
Gotham Awards — награда режиссеру. (2001)
Международный московский кинофестиваль — Золотой Георгий, приз федерации киноклубов (2001)
Гильдия киноведов и кинокритиков России — награда Райану Гослингу (2001)
кинофестиваль "Санденс" — гран-при жюри (2001)

.

Интересные факты о фильме:

- основано на истории, случившейся в 1965 году, когда во время рейда на Ку-клукс-клан был задержан мужчина-еврей. Он пообещал покончить жизнь самоубийством, если кто-то расскажет о его принадлежности к евреям, и так и сделал, когда в газете появилась публикация.

- в некоторых кинотеатрах России показ фильма был запрещен (несмотря на мощный антифашистский заряд и награды ММКФ) из-за фашистской символики на плакате.

Версия для печати

Мор: "Фанатик": лечение свастикой

Фанатик оценка: 4

Дэнни Балинт умен, жесток, беспощаден и очень красноречив. Свастика на его футболке — это не просто украшение и принадлежность к субкультуре, а дополнение к ядовитым и яростным воззрениям. Мольбы о пощаде его не трогают, по его приказу скины готовы убивать. Да и сам он готов убивать, готов передавать другим свою ненависть. Есть лишь одно "но" — он еврей.

Прочитав описание о скинхеде-еврее, днем подкладывающем бомбу в синагогу, а вечером читающем Тору, я не сдержала ухмылку. И напрасно -фильм оказался энергичным и многомерным. Если поразмыслить, никакого противоречия здесь нет — кто может ненавидеть что-то сильнее, чем тот, кто хорошо знаком с предметом? Отношение Дэнни к евреям — это вольнодумство, протест изнутри, родившийся в той среде, которую он теперь желает разрушить. Подчиненность, приверженность традициям, слабость евреев, не способных вот уже в течение стольких лет дать отпор, так удивившая меня в "Пианисте" Полански, удивляет и других. Дэнни отлично знает все пороки еврейства, как и все его молитвы, а потому считает берцами ребра будущего рабби, надеясь задеть у того бойцовскую жилку. Его горячая ненависть — это оборотная сторона принадлежности. Избавившись от формального сходства, порицая религию пустоты, основанную исключительно на ритуале, он сам этой пустотой порабощен. Он не атеист, а еретик. Теодор Качински писал, что многие радикально ведущие себя люди на деле страдают не просто социализацией, а сверхсоциализацией, и именно поэтому вынуждены cовершать дикие выходки, чтобы убедить себя в том, что они независимы от общества. Т.е. их теракты — способ самоубеждения во внутренней свободе. Не останавливаясь на верности или неверности этой теории, хочу отметить, что она идеально вписывается в данный случай. Балинт, являясь опасным для евреев радикалом, на самом деле стремится к их внутреннему раскрепощению, освобождению. Тот, кто перестал класть на алтарь алчного бога своих сыновей и ждать, пока вместо него появится баран, уже и не еврей. А потому он провоцирует, желая либо окончательного уничтожения покорного народца, либо его перерождения.




Причину можно искать в религиозном конфликте внутри Балинта. С юности обучаясь в религиозной школе, он верит в бога. Верит в того бога пустоты, который завораживает и его подружку, верит в огненные письмена, начертанные этим самым богом. Верит — но не верует. Существование бога, которое воспринимается им как данность, его мучает, потому что он не может быть покорным, как это требуется по канонам. Это демонстрирует и концовка, в которой он разрушает символ — синаногу, а не убивает людей. Тема — предатель он или же отступник, способный стать мессией — несколько раз педалируется, но не слишком навязчиво.

"Да и вообще, не было никакого вашего холокоста, не было миллионов евреев, убито около 200 000 всего"
"Прекрати эту чушь. Почему, по-твоему, Гитлер — герой? Потому что построил десятки лагерей — и убил всего лишь жалких 200 000? Нет, именно потому, что уничтожал евреев миллионами!"

Если же вернуться к кинематографическим достоинствам фильма, то нельзя не отметить, что "Фанатик" — это, в первую очередь, блестящая сольная работа Гослинга и удачно подобранное сопровождение. Весь остальной актерский ансамбль играет, как надо. Без них страстное, яркое представление Гослинга выглядело бы не так достоверно. Дуэт Лины Мебиус, голубоглазой диктаторши, и разболтанного интеллектуала-развратника ,по-моему, замечателен. Жемчужиной поблескивает и Саммер Феникс — загадочная и извращенная подружка Дэнни. Райан Гослинг жжет даже лучше Эдварда Нортона в "Американской истории Х", которая гораздо более банальна, чем "Фанатик". В "Американской истории" идеологи — сволочи, жертвующие молодыми ребятами ради сомнительной славы и влияния. В "Фанатике" серьезных идеологов вообще нет, есть только деньги. Стоит видеть лицо Балинта, которого интеллектуалы пригласили проповедовать ненависть к евреям среди буржуазной прослойки, когда после зажигательного спича ("Еврей! Еврей! Еврей!"), которым Дэнни рассчитывает привнести в движение настоящую мощь, ему предлагают заработать денег, словно какому-то продавцу! Идеи больше не в ходу, даже расизм устарел, он уступил место другим порокам, потому что люди подоплыли, разжирели, ослабли, измельчали.




Идеологи в "Фанатике" не открытые враги, они — вкрадчивые обманщики и эксплуататоры, воззрения — просто поле для умственной игры. Они не разделяют ни одной идеи до конца — так, чтобы умереть за нее, они просто красуются, находят в своей избранности некий кайф. Они способны менять воззрения, как перчатки, отрицая все, что унесет их покой и самоуверенность. В фильме присутствует момент, в котором холодная, со змеиным взглядом Лина Мебиус предлагает Дэнни читать лекции об антисемитизме. Вернее, нет, — читать лекции антисемитизма, потому что он достаточно убедительный оратор. Ему предлагают ему снять футболку со свастикой, надеть костюм, подвязать галстук — и выступить перед приличными гражданами-расистами. Дэнни выходит на крыльцо после этого разговора — и сгибается в приступе рвоты...

Этот приступ имеет вполне понятное объяснение — Дэнни убил приятеля. Но я предпочитаю думать, что это огромное отвращение человека идеи, страдающего и каждый день превозмогающего себя, к людям-торгашам, спекулирующим оболочками и видимостями. Когда ему предлагают подзаработать ораторским искусством, он смотрит на предлагающего и говорит: "Да вы еврей".

Очень страстное кино. Ведь я еще не упомянула спор между Дэнни и стариком, чьего сына на его глазах заколол эсэсовец. Да и каждый эпизод привносит с собой нечто новое, о чем можно строчить еще абзацы. Концовка страшна, многоэтажные пролеты в пустоту, где нужно снова и снова продолжать вести войну против сложившегося порядка вещей, против бога, желающего позорной покорности. Да и где, черт возьми, этот бог?

(29.03.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: