В главных ролях: Хизер Донохью, Джошуа Леонард, Майкл С.Уильямс.
Награды: МКФ в Каннах — лучший иностранный молодежный фильм. Csapnivalo Awards — лучший фильм, лучший хоррор. Florida Film Critics Circle Awards — "Золотой апельсин". Independent Spirit Awards — лучший фильм с бюджетом менее 500 тыс. долларов. Golden Laurel Awards — премия "Нова" самым многообещающим продюсерам. Puchon International Fantastic Film Festival — приз зрительских симпатий. "Золотая малина" — худшая актриса (Х.Донохью). МКФ в Каталонии — специальное упоминание..
Интересные факты о фильме:
Сцена, в которой Хизер находит язык и зубы Джоша, позаимствована из рассказа Ирвинга Стоуна "Дьявол и Том Уокер".
Перед выпуском фильма актеры, снимающиеся в главных ролях, были помечены на IMDB.com, как "пропавшие, предположительно мертвы".
Джошуа Леонард в конце концов сломал камеру, которую таскал на плече. Когда он, поскользнувшись, катился с холма, из камеры повылетали линзы.
Фильм попал в книгу рекордов Гиннеса по лучшему соотношению расход/доход. Каждый цент, вложенный в производство фильма, принес доход в $10,931.
Официантку, рассказывающую о средней школе городка Блэр, сыграла сестра режиссера Эдуардо Санчеса — Сандра.
В фильме слово "fuck" произносят 133 раза.
Страшные хрустящие звуки во время ночных посиделок героев в палатке, издавали режиссер и его друзья, которые шатались по периметру бивака, ломали хворост и бросали обломки веток в разных направлениях.Версия для печати
Этот низкобюджетный фильм, который успел стать классикой и вошел во все порядочные справочники кино, я посмотрел лишь на той неделе. То есть почти десять лет спустя… И почти пятнадцать лет спустя тех самых событий, о которых говорится в начале: "В октябре 1994 года три студента-кинематографиста пропали в лесах возле Беккертсвилля, где они снимали документальный фильм… Через год отснятый ими материал был найден".
Работа, безусловно, интересная. И пагубная. Проклятие, возложенное ведьмой на участников проекта, помутнение их рассудка в финале, передалось дальше. Теперь кассета ходит по рукам кинематографистов, убивает щенков и бесит коней. Вам ничего не напоминает эта судорожная манера съемки? "Мертвых дочерей", например?
Режиссеры и сценаристы Дэвид Мирик и Эдуардо Санчес снимали фильм, почти полностью отвечающий манифесту "Догмы-95":
1). Съемки проводились на натуре, без специально созданных декораций (если не считать за таковые подвешенные к веткам соломенные изображения людей, — но мы таковыми их считать не будем. Будем лучше считать, что поддались очарованию псевдодокументального фильма и воспринимаем происходящее за чистую монету. То есть, ведьма из Блэр существует, — именно она развесила постиранное белье). 2). Звук записывался вместе с изображением. 3). Фильм снят на ручные камеры. 4). Фильм частично цветной, освещение — натуральное, либо прикреплено к камере. В крайнем случае, в руке одного из героев находится фонарик. 5). Не использовались фильтры и оптические эффекты. 6). Фильм не содержит мнимого действия, под которым "революционеры от кино" подразумевали убийства и насилие. 7). Действие происходит в настоящее время, в обычной сельской глубинке.
А вот пункты, которым фильм не соответствует: он снят на Hi-8 Video и черно-белую 16-миллиметровую пленку — вместо заявленной в манифесте 35-миллиметровой. Кроме того, режиссеры получили вознаграждение :) Ну и, наконец, это жанровое кино, — как ни крути. Жанровое кино, которому формалистические изыски "Догмы-95", касающиеся стиля, пошли явно на пользу.
Современный человек иногда похож на дикаря. До сих пор со страшной силой его манят таинственные события, мистика, сверхъестественные существа. Даже если эти события и эти существа несут ему одни лишь хлопоты и головную боль, одним слово, — зло, он готов встретить зло с распростертыми объятия. Более того, он требует от окружающих: дайте мне это зло. Покажите мне его. Хочу удивиться и испугаться. Режиссеры фильма прекрасно понимали, что помимо этой сомнительной радости человек любит еще одну радость: обманываться. Человек обману только рад. "Ведьма из Блэр" — это не просто кинохит, но и беспрецендентное соотношение бюджета самой картины и бюджета маркетинга: 22 000 против 20 000 000 долларов. Но, думаю, если бы маркетинг обошелся в разы дешевле, у фильма бы нашлось не намного меньше поклонников. Фильм обречен на статус культового кино. Поклонники убеждали бы себя и убеждали своих друзей, фильм еще не видевших: так говорил Заратустра всё и было на самом деле! Мирик и Санчес добились прогресса в доказательстве одного из основных тезисов "Догмы-95": кино — это не иллюзия. Восхитительна концовка фильма: мы так и не узнали, кто такая ведьма из Блэр, мы даже не смогли увидеть ее, как не смогли увидеть ее наши студенты. Тайна осталась тайной, не опошленной разгадкой.
Однако, при всей гениальности задумки, есть у фильма и серьезные минусы, которые помешали ему окончательно стать такой вот "неиллюзией". Во-первых, наличие двух камер. Они, конечно, расширяют спектр обзора, — но изрядное количестве склеек нарушает девственную плеву целостность ленты, ее (ага, думаешь, грамотно снимали ребята, находясь в критических ситуациях, так, что даже "отреставрировать настоящие события" не составило впоследствии никакого труда). Не менее предсказуемого и лажово выглядит исчезновение Джоша. Естественно! У него же не было с собой кинокамеры, — значит, он должен удалиться! Сюжетно это обосновывается так: Джош исчез, потому что его рюкзак был в слизи. Привет всей американской кинофантастике! Может, не ведьма его забрала, а зеленые человечки?
Но самая большая проблема — в актерах. Уж слишком непосильную ношу взвалили на них режиссеры; подобно главной героине, слишком далеко завели их в своих кинопоисках. Мало того, что актеры выступают в фильме операторами, так им еще приходится играть, импровизируя. Несколько раз в день режиссеры писали "пожелания" на листках бумаги, сворачивали их в трубочки и выдавали каждому актеру в руки, так что те не знали, что написано у соседа. Этим достигается удивительный эффект потерянности и растерянности, весьма уместный в случаях, когда герои в очередной раз заблуждаются, но неуместный, когда они мирно пьют виски в номере мотеля или когда, например, просыпаются поутру и считают необходимым оповестить зрителя о том, что ночь прошла (дабы зритель не перепутал порядок дней и ночей). В конце концов, растратившие все ресурсы креативности герои превращаются в типичных персонажей "кампусного" кино категории Б: громко орут, сходят с ума, бегают-падают. При этом они ни разу не пытаются избавиться от камер, рассчетливо продолжая снимать, — то есть уже не живя, но снимая и играя. Причем играя довольно скверно. Особенно это касается Хизер Донахью, которая с самого начала слишком старательно исполняет роль "синего чулка".
Но фильм, тем не менее, уникальный. Мощный рывок артхауса в мультиплексы, выбивший в неприступной стене "большого кино" новую нишу! Интересно, сколько таких вот студенческих, но изобретательно сделанных работ дожидается своего часа? А сколько таких работ уже кануло в лету?..
Наблюдая за современным кинопроцессом, можно сделать вывод, что час жанровой псевдодокументалистики, или как ее называют за границей — moсkumentary, еще не пробил. Однако, со скрыпом и скрежетом, стрелки всё же медленно движутся к 12-ти, выплевывая каждый год партию новых фильмов. Скоро весь мир поглотит одна большая вымышленная жопа.