Режиссер:
Михаил Хлебородов. Сценарий: Михаил Хлебородов по новелле Ивана Охлобыстина.
В главных ролях: Гоша Куценко, Владимир Вдовиченко, Анастасия Сланевская. В ролях: Юсуп Бахшиев, Григорий Сиятвинда, Станислав Дужников, Азиз Бейшиналиев, Анатолий Белый, Михаил Ефремов, Мария Бахшиева.
Интересные факты о фильме:
Фильм разбит на две части, вышедшие в прокат раздельно.
Декорации для этого фильма, построенные в павильоне пустующего заводского цеха, стали самыми большими павильонным декорациями в российском кино после развала Советского Союза.
“Параграф 78” — простая картина. Я понял в фильме, в общем-то, всё. Кроме одного: зачем Михаилу Хлебородову понадобилось разбивать фильм на две части? Чтоб срубить бабла?
Сюжетно “Параграф” представляет собой совмещение двух классических фабул. Первая — про группу командос, следующую выполнять злобное задание в город Зажопинск на потерявшуюся на бескрайних космических просторах лабораторию (корабль, шмарабль, якиторию), где из-под контроля вышло чего-то очень неприятное. Вирус, там, монстры какие-нибудь, и так далее. Вторая — история про мужественных парней, устраивающих друг с другом поединки до последний капли крови, где в конце “должен остаться только один”. Я не буду перечислять вам фильмы, реминисценциями которых заполнен “Параграф” — вы и сами сможете легко их назвать. Я попытался воспринять этот фильм, как более или менее самостоятельное произведение — то есть так, как мне его показали.
Итоги, в общем, неутешительны. Но давайте обо всём по порядку. Сначала хорошее.
Драки в фильме хороши. При том, что я смотрел всевозможные “Эквилибриумы” со “стрелковыми ката” и “Матрицы” с героями, обладающими скоростью реакции, позволяющей уворачиваться от пуль, должен признать, что поединок на пистолетах между спойлер и спойлер — одна из лучших перестрелок один-на-один, какую мне доводилось видеть. Если не лучшая. Драка на ножах хороша, финальная драка тоже ничего. Ну и по мелочи драчки — когда Гудвин их собирает, и когда они находят чувака в белом по прозвищу “спайдермен”. Взрыв в конце красивый. Да и в принципе к художественной постановке претензий нету тоже, в меру красивое кино. Что ещё? Общее построение сюжета — в общем, ничего, вообще сценарных проёбов заметно почти не было. Ну и отлично проработаны характеры, глубоко и подробно, и взаимоотношения между ними.
Дальше начинаются претензии. Главная беда картины в том, что в угоду этой пресловутой проработке характеров создатели картины жертвуют драйвом, отчаянно затягивая фильм, генетически представляющий из себя полуторачасовой боевик, превращая его в трёхчасовую драму. Ну если бы я хотел посмотреть драму с глубокой проработкой характеров и неспешным раскручиванием их взаимоотношений, я бы пересмотрел “Догвилль” Ларса фон Триера. Нахуя (простите мне мой французский) мне полтора часа смотреть на то, как персонажи выясняют отношения в фильме, заявленном, как боевик? Взялся снимать боевик — будь добр, покажи мочилово. А сопли я посмотрю где-нибудь в другом месте.
В итоге, развитие диспозиции доходит до того, что первые полтора часа в картине практически вообще ничего не происходит. И Михаил Хлебородов, ничтоже сумняшеся, решает отрубить эти полтора часа и превратить в самостоятельную киноленту, типа “Праграф 78, пункт 1” (самое интересное, что сам сценарий даёт Хлебородову подсказку, которой тот не пользуется — по ходу в дело сначала вступает параграф 77 экспедиционного устава, и уже потом — пресловутый 78; чем не вариант для названия картины?). Я смутно себе представляю, что должны были чувствовать люди, которые пошли на первую часть “Параграфа” в кинотеатр. Наёбаными? Думаю, это ещё мягко сказано. Просидеть полтора часа под убаюкивающее шагание героев по пустынным коридорам, которое заканчивается бойким рекламным роликом второй части?
Однако и вторая часть, я бы так сказал, не то чтобы продохнуть не даёт. Конечно, на ней не засыпаешь, как на первой, но времени переводить дыхание, и даже посмотреть по сторонам, или там, в туалет выйти, в фильме предостаточно. Хотя, опять же, драки и тэ дэ (см. начало рецензии). Концовка — ну, не то, чтобы совсем не впечатляющая и насквозь предсказуемая... а, скорее, ожидается уже, как избавление от этой картины, к третьему часу превращающейся в испытание для нервов.
У меня совет к тарантине Хлебородову. Если в следующий раз захотите срубить побольше бабла, и разрубить свою картину на несколько частей — не делайте это столь кондовым способом. Берите пример с великих. Начните фильм с середины, скажем, с момента, где все на всех направили пистолеты, а потом сделайте отлёт “за три дня до этого” — и всю предысторию персонажей не цельным куском, пожалуйста, а флеш-беками, туда-сюда-туда-сюда. Смотреть будет интереснее. Хотя, если пытаться полуторачасовой боевик растянуть на три часа — тут ничего не поможет. Где-то в фильме неизбежно найдётся место, на котором зритель заснёт.
Из большой любви к боевикам, и за прекрасный “поединок на пистолетах” (который я себе отдельно вырежу, и буду проматывать по десять раз, когда у меня будет плохое настроение) — три балла. Тут, как говорится, или рубить на две части и зарабатывать бабло, или баллы зарабатывать. Третьего не дано.
"Параграф 78" представляет собой качественную мелодраму, совмещенную с научно-фантастическим триллером и состоящую из интригующей и разочаровывающей части. Издавна известно — если обычная любовная история себя исчерпала, нужно снять ее в экстремальных декорациях. Вот только распилили фильм зря, лишив этим романтическую линию эдакого анимешного накала, когда нестерпимо цепляет что-то в груди, — разница между частями и впрямь бросается в глаза. Если привыкнуть к топорности изображаемых актерами чувств и манере речи, состоящей из мертвенных прибауток вроде "раньше сядем, раньше выйдем" и "будет, кого насадить на свою мачту", а также вычеркнуть несмешного клоуна Фестиваля, то мы получим щедро раздающую авансы первую часть. Ведь ничего же не понятно, все приходится домысливать, гадать, строить планы. Интересно, что происходит в лаборатории, интересно, что случилось между Гудвином, Скифом и Лисой; интересно, что творится с выжившими на базе людьми, страшна сама база. Т.е. практически все возбуждает, ожидания взмывают до небес. Грубоватая, резкая Лиса вписалась в картину, она как раз такая, как требуется, и единственный прокол — бой в душе. Не знаю, о чем писал Охлобыстин в своем рассказе, но у режиссера получилась очень личная история. Ко всему прочему, в первой части напряжения, любопытства достаточно, чтобы потрепать нервы.
Все бы здорово, но после первой части идет вторая, девяносто процентов которой выглядят лишними. После озвучивания факта о заражении и необходимости самоликвидации, секретов больше нет. Становится очевидно, что в конце должна остаться троица главных героев, ведь остальные нужны только для массовки, они отчетливо второстепенные персонажи. Поэтому очень хочется, чтобы Гудвина или Скифа завалили сразу же, — вот это был бы номер. Аккомпанемент застарелых анекдотов, бородатых шуток, неудовлетворительного изображения ненависти, истеричного мужского поведения должен отвлечь нас от осознания предрешенности и траты времени. Кивки в сторону "bullet ballet" от Ву не внушают доверия. Ружье, повешенное доктором перед смертью, недвусмысленно указывает на Лису как источник избавления. Т.е. понятно даже то, что двое должны спастись, — и работа извилин оставшиеся эн десятков минут полностью парализована. Без этой интриги перестает цеплять любовная линия, а ужасы так и вовсе закончились — база пуста, в ней хоть шаром покати, только собаки да кошки.
Нахальный продакт-плейсмент усугубляет положение. Опять же, без загадки и накала вызывают тоску боевые сцены, которые пытаются подогреть экспрессивным монтажом. Какая там "Матрица", какая ган-ката... Лишенные стиля мужские размахивания руками, ноль боевой хореографии, мягкое брюшко Куценко могли бы искупиться общим драйвом, но, как я уже упоминала, интрига уничтожена, а вместе с ней и зрительский интерес. Поэтому образовавшийся вакуум отчасти заполняется различным пониманием дружбы у борющихся членов отряда. Впрочем, жертвы известны заранее, а мелкие боевые раны, наносимые главным героям, выглядят жалким компромиссом. Помимо этого сказывается и острое желание отечественных киноделов сформировать цитатник. Почти любой вспомнит крылатые фразы из "Иван Иванович меняет профессию" или еще чего-нибудь в этом роде, но для того, чтобы извлечь из памяти хоть одну яркую цитату из российской продукции последних лет, придется использовать специальные таблетки. Но киноделы почему-то думают, что такими запоминающимися, впечатывающимися намертво словами должны служить присказки, поговорки да народный эпос типа "мужик должен быть одиноким волком и трахать все, что движется". Поэтому реплики актеров целиком сотканы из таких потных банальностей в надежде, что те будут подхвачены Народом. Удручающая тенденция.
Из положительного можно отметить интересные визуальные решения "Параграфа" и его общую атмосферность. После него не удивишься, если наши снимут хорошее кино про зомби или фантастический боевик. Будучи очищенным от 80% неудачных реплик, с переработанными диалогами и отшлифованным сценарием фильм действительно мог бы занять достойное место среди отечественных "блокбастеров". Это хоть и не без огрехов, но все же внятный кинематографический продукт. Ну и — да — мне больше всех понравился Пай.
Лет через десять этот фильм будут показывать в киношколах на семинарах “как быть хорошим парнем, но при этом снмать херовеое кино”. Показывать будут только первокурсникам, потому что остальным это будет смотреть совершенно неинтересно. Все ошибки картины лежат на поверхности и даже не нуждаются в серьезном анализе. Забавно, что в отличии от последователей Эда Вуда режиссер Хлебородов обладает вроде бы хорошим вкусом, и руки у него тоже растут из правильного места Вроде бы.
Последний факт вызывает особенно сильное удивление. Удивление от неопонимания того, почему фильм лажает в каждом кадре. Ноль динамики, ноль интриги, плохие диалоги и удивленные актеры, по лицам которых можно прочесть только одно. “Нам сказали, что бы будем играть в пятом “Чужом”. Ебать, а где тогда Рипли?”
INTERMISSION
Между премьерами двух фильмов прошло около месяца, на протяжении которых видевшие вторую часть в один голос говорили о том, что она — полный рулез. Суки! Их надо было убить еще в пеленках. Говорят, в Китае за дезинформацию до сих пор расстреливают. Какой хороший обычай.
Первые две недели я во вторую часть совершенно не верил. Я прекрасно помнил последний фильм Бахшиева “Жесть” и то, что его две половины радикально отличались друг от друга. После “Жести” от “Параграфа” можно было ожидать чего-угодно. Например финала, где Лиса и Скиф по уши в слезах смотрят на то, как мертвый Гудвин говорит им с монитора про большую любовь. В принципе, такая хуйня и получилась.
В ожидании второй части написал небольшой фанфик с альтернативной версией второй части. Согласно фанфику брошенные вертолетом десантники отказывались возвращаться на базу и предпочитали идти домой по колено в снегу. В процессе снежного перехода десантники убивали друг друга. Короче, фанфик получился на мой взгляд фиговый, и я решил его в ЖЖ не постить. Ирония этой ситуации заключается в том, что я не знал ничего о сюжете второй части. Я был уверен, что герои будут рубиться с бегающими по потолкам зомбями, а никак не друг с другом. Представьте, каково было мое удивление, когда Гудвин на полном серьезе вышел против Фестиваля.
За два дня до премьеры я зашел в книжный и прочитал последние несколько страниц новелизации “Параграфа”. Она, кстати, офигенно написана. Особенно меня порадовал фрагмент, где описывалась причина аварии на базе. Оказывается, подопытные хомяки мутировали, сделали катапульту и с ее помощью сбежали из клеток, а после этого отправились воевать с подопытными крысами. “Класс! Очень хочется верить, что в фильме это останется”. В фильме этого не осталось. В фильме вообще ничего не осталось. Не осталось даже финальной мутации Гудвина.
ПАРАГРАФ 78. ПУНКТ ВТОРОЙ
Кто говорил о том, что в фильме много экшена? В фильме всего три поединка по три минуты каждый. Из этих поединков приличным можно назвать только бой Гудвина с Фестивалем. Но можно ли его назвать приличным? Абсолютно такой же бой мы ставили года три назад с Джонни для нашего нулевого “Невермора”.Нам бы такую производственную базу как у создателей “Параграфа”, и мы… хотя, стоп, кидать понты неприличнов хорошем обществе.
Актеры. Из актеров зажигают только Гудвин и Фестиваль. При этом Фестивалю повезло, что его убили почти первым, так как ко второй половине фильма даже Куценко перестает окончательно понимать то, что от него требуют. Все диалоги больше двух реплик — плохие и неубедительные.
Сценарий. Я никогда в это не поверю, но все показывает на то, что Бахшиев с Хлебородовым никому не показывали свой сценарий. Слово “сценарный доктор” они, видимо, тоже пытаются игнорировать. Один раз во время просмотра я предположил, что придираюсь к картине только из-за того, что ее герои говорят на русском. Вчера специально пересмотрел для контраста “Охоту на пиранью”. На контрасте с “Пираньей” “Параграф” стал еще хуже.
Доктор. Плохий сценарий убил не только Гудвина, но и такого классного персонажа как Доктор. Кто-нибудь поверил в то, что доктор решил убить себя, даже не попробовав найти антидот, которым на самом деле была завалена вся база? Я не поверил. Я до самого конца ждал возвращения зомби-доктора и большого финального поединка “Гудвин и Скиф против Дока” Его не было. Какой облом..