Режиссер:
Оливер Стоун. Сценарий — Оливер Стоун, Рик Бойл, оператор — Роберт Ричардсон, композитор — Жорж Делерю.
В главных ролях: Джеймс Вудс, Джеймс Белуши. В ролях: Майкл Мерфи, Джон Сэвадж, Элпидия Каррильо, Тони Плана, Колби Честер, Синтия Гибб, Валери Уилдман и др.
Награды: Independent Spirit Awards — лучшая мужская роль — Джеймс Вудс (1987)
Вудс был номинирован на Оскар..
Интересные факты о фильме:
- фильм основан на подлинной истории журналиста Рика Бойла, друга Оливера Стоуна. Когда Стоун впервые прочитал рассказы Бойла о Сальвадоре, Бойл бомжевал (жил в своем автомобиле).
- по словам Стоуна, этот фильм был его "последним шансом".
- консультанта фильма убили в Сальвадоре во время съемок;
- фотограф, готовый пойти ради снимков на все, был создан на основе реальных фотографов Джона Хогланда и Оливье Ребботта;
- первоначально Стоун хотел предложить роль Марлону Брандо, но тот пребывал в затворничестве. Также он предлагал роль Полу Ньюмену и Ли Марвину. Ньюмен заинтересовался проектом, но был занят другими делами.
- Стоуну было крайне сложно получить финансирование фильма. Ему пришлось перезаложить дом, но это делу слабо помогло. Ко счастью, режиссеру решил помочь британский продюсер Джон Дейли.
- по словам Белуши, Стоун изъял из его гонорара 25 000 долларов, чтобы заплатить кавалерийской массовке.
- Белуши обходился без грима и носил свою собственную повседневную одежду.
- Стоун признался, что на его творческую методу сильно повлияла гонзо-журналистика.
- по словам Вудса, когда фильм был показан в местном кинотеатре, беженцы из Сальвадора опустились перед ним на колени и поблагодарили за правдивость рассказа о тамошней бойне.Версия для печати
После фильмов вроде "Сальвадора" Оливер Стоун заслужил себе право снимать, что ему хочется. Интерес Стоуна к политике постоянен — он изучал убийство Кеннеди, личность Никсона, а после "Сальвадора" познакомился с Фиделем Кастро, сняв про него впоследствии отдельную документальную картину. К слову говоря, "Команданте" в США запретили. "Сальвадор" же рассказывает о гражданской войне между хунтой и совместной оппозиционной организацией, в которой преобладали коммунисты. Оппозицию финансировало Никарагуа, а хунту — американцы. Стоун сжато, но живописно рассказал о том, как тиранический режим уничтожает народ Сальвадора, поддерживаемый агрессивной военной "помощью" США. Деловито, холодно, словно у себя дома, американцы решают, что делать, чтобы коммунисты не пришли к власти. Фильм сух, практически безэмоционален, хотя происходящее в кадре назвать спокойным никак нельзя — на глазах иностранцев вышибают мозги студенту без документов, в лесу насилуют монашек из корпуса помощи, а за городом громоздятся горы трупов неподчинившихся. Просто восприятие идет через объектив камеры, глазами военных журналистов. Для них запечатленное в нужном ракурсе изуродованное тело — добыча, слава или просто работа. Таким образом Стоун одним махом кладет на лопатки двух зайцев — раскрывает планы жестокой "опеки" Большого Брата, раскинувшего щупальца по всему миру, и демонстрирует работу стрингера.
Рефлексии в "Сальвадоре" нет, потому что неудачливый, отощавший журналист (Вудс), приехавший в эту страну за заработком и шлюхами, к рефлексии не склонен. У него свои профессиональные инстинкты, а за плечами — опыт работы в жерле международных конфликтов. Он не самый приятный человек, не самый хороший журналист — так, заброшенная в водоворот крыса, у которой даже нет собственного дома. Но чувство справедливости у него сохранилось, и именно это чувство раз за разом испытывает Сальвадор. Вудс и Белуши в роли пьяных, грязных, потрепанных и грубых мужиков — это зрелище, что надо. Вудс подличает, унижается, ненавидит, мечтательно и слегка глупо улыбается, злится, ругается, пьет или пытается покаяться так артистично, так естественно, что отвести глаз невозможно. В круговороте людских масс, раскалившегося воздуха, ежедневных выступлений и насилия, которое привычно для журналиста, он постепенно видит то, чего совсем не ожидал, — разразившаяся гражданская война подбирается уже и к нему, поэтому удержать нейтралитет становится трудновато. В нем нет горячки, желания поймать "тот самый кадр", и именно поэтому он плохой фотограф. Но зато человек — вполне, как оказывается, нормальный, не способный оставаться хладнокровным при открытой лжи и превышениях полномочий, скрытых под громкими словами. Именно это и мешает ему выбраться из нужды.
"Сальвадор" показывает, как легко решаются судьбы чужих стран с помощью военной мощи США. Т.е. упомянутая территория фактически воспринимается как довесок, контролируемая область. Есть там момент, где звучит фраза: "Ты же не хочешь войти в историю как человек, который потерял Сальвадор", когда коммунистическая оппозиция в виде вооруженных крестьян на лошадях захватывает укрепления. И вот эту внутреннюю кухню Оливер Стоун легко выносит на свет, давая возможность полюбоваться на простоту, уверенность в своих силах, которые стоят смерти для лучшей, мыслящей части чужого народа. Но если брать какие-то надрывные картины или мелодрамного, упрощенного плана вещи вроде "Последнего короля Шотландии", то они не подействуют так, как картина Стоуна. В "Сальвадоре" для эмоций места крайне мало, там отсутствуют привычные точки для выдавливания слез; зато хватает, где развернуться в плане анализа. "Сальвадор" — это чистая политика, облеченная в форму жизненной истории. Когда на Кэти наставляют дуло, она не орет и не давит на эмоции, а просто крестится перед выстрелом. Даже линия с Марией служит лишь для того, чтобы показать, — выхода из Сальвадора нет, чужой гражданин рассчитывать на спасение не может.
Вудс же очень хороший актер — вспомните хотя бы "Видеодром" или "Однажды в Америке", — но здесь выдает что-то сверх способностей. Второстепенные герои также очень яркие — например, девочка из корпуса помощи, которая играючи раскладывает жизнь "Рикардо" на составляющие и спокойно едет на велосипеде среди волнующегося мятежами города. С их помощью Стоуну удалось снять кино для анализа, для того, чтобы открыть энциклопедию или историческую книгу, а не для того, чтобы всхлипывать перед экраном. Вот спасибо.