Режиссер:
Джеймс Мэтер, Стивен Ст. Леджер. Сценарий:Джеймс Мэтер, Стивен Ст. Леджер, Люк Бессон , Оператор:Джеймс Мэтер , Композитор: Александр Азария.
В главных ролях: Гай Пирс, Мэгги Грэйс. В ролях: Питер Стормаре, Винсент Риган, Джозеф Гилган, Ленни Джеймс и др.
Очень смешной и задорный, хоть и простецкий боевик под девяностые с шовинистическими шутками и придурковатым сценарием. Гай Пирс, mature and cool, уже с титров выдает врагам по первое число. В период дефицита тестостерона это нехитрое действие смотрится с полной отдачей. Подумайте сами — кто сейчас выпустит фильм, где наемник-одиночка спасает дочь президента с космической тюрьмы? Только Люк Бессон, продюсирующий такое безумие. Как вишенка на торте в роли чокнутого заключенного появляется Руди из сериала Misfits, что добавляет забавы. Т.е. это выглядит как вполне закономерная эволюция для его персонажа.
Сюжет таков: дочь президента с самыми лучшими целями летит на находящуюся на орбите тюрьму, где преступники лежат в анабиозе в спецкамерах. Ее волнуют права человека и то, что анабиоз в ряде случаев ведет к шизофрении, слабоумию и другим неприятным эффектам. Однако довести свое исследование до конца ей мешает невнимательность охранника, и вот уже светловолосая красавица оказывается в заложниках у целой банды уголовников. Естественно, чтобы вызволить ее, на дрейфующую в космосе тюрьму отправляют Гая Пирса, который тоже не подарок.
В "Напролом" есть все, что нравилось в старых боевиках, — он в меру глуповат и неправдоподобен, но происходящее замешано так бесхитростно, а шутки такие грубые и смешные, что фильм доставляет неподдельное удовольствие. И становится интересно — если тридцать лет заключения преступники проводят во сне, имеет ли смысл такая изоляция?
Новый продюсерский проект Люка Бессона, но так же он выступил автором идеи и соавтором сценария. Бессон бросился очертя голову, напролом, в нишу сай-фая, по которой, видно, изрядно соскучился за 15 лет (именно столько прошло с выхода "Пятого элемента").
2079 год. Темное и мрачное будущее а-ля "Луна-44". Гай Пирс играет агента ЦРУ, подставленного своими же сослуживцами. Он арестован по подозрению в шпионаже и крепко бит в челюсть. В это время на орбитальную тюрьму отправлена делегация во главе с дочерью президента. В это же время зеки готовят восстание. По прибытию делегации восстание происходит, и дочь президента, среди прочих деятелей, оказывается в заложниках.
Надо заметить, что Гай Пирс играет "последнего героя боевика": он не только ловко орудует кулаками и быстро бегает, но при этом курит, дымит, можно сказать, как паровоз. Над дурной привычкой героя в финале, кстати, вдосталь поиронизирует разоблаченный злодей. Но именно такой куряга, рубаха-парень как Гай Пирс оказывается единственным, кто способен выручить плененную девицу. Времена меняются, но не меняются герои...
Самым примечательным в фильме является эпизод побега с орбитальной станции. Ведь как раз в октябре 2012 года австрийский скайдайвер Феликс Баумгартнер поставил мировой рекорд, сиганув с парашютом с высоты 38 километров, — то есть, прямо из стратосферы. "Напролом" оказывается самым настоящим "научно-фантастическим" фильмом, поскольку предсказывает будущее. Что ж, теперь будем ждать появления на орбите тюрем...
Баумгартнер прыгает на Землю. "Зенит — чемпион"!
Помимо своей ярко выраженной "ноучно-фантастической направленности", фильм отличается бешеным драйвом, но здесь авторы перегибают палку, и экшн превращается в сумбур, а из игровой картины "Напролом" превращается во что-то среднее между мультипликационным фильмом и видеоигрой. Весь реализм сходит на нет еще и потому, что авторы всю дорогу шутят, традиционно играют в постмодерн и, в общем, относятся к своему детищу крайне несерьезно.
Бывший агент секретных американцских спецслужб, судя по всему, вместе со своим непонятным напарником, участвует в стрельбе с участием террористов, а также действующих агентов секретных американских спецслужб, в ходе чего один хороший агент погибает. И за это бравого бывшего агента секретных американских спецслужб хотят посадить в тюрьму. Но погодите! Вот дочка президента, которая летит на орбитальную космическую тюрьму, на которой затем начинается восстание, и теперь её надо спасать от озверевших космических ЗК. Кто, как не бывший агент секретных американских спецслужб может это сделать?
Уже из описания завязки понятно, что история, в общем, мутноватая. Особенно мутноватыми здесь выглядят две вещи.
Первая – это удивительно бездарно вплетённая в канву фильма вторая сюжетная линия, про агентов, спрятанный где-то чемодан и предателя в ЦРУ. Хотелось, судя по всему, сделать детектив, но получилось чёрт-те что. Как обычно, в общем, получилось. Никакой практической функции в сюжете эта линия не выполняет, чертовски отягощает фильм, и выглядит, такой, знаете, праздничной ленточкой с бантом, которой перевязан самосвал. При том, что самосвал курсирует по маршруту карьер-завод, возит щебень. И эта ленточка с бантом такая туда-сюда-туда-сюда. Бант то щебнем присыпает, то солнцем пригревает, но выглядит он в обоих случаях одинаково аляповато.
Вторая – это какая-то феерическая тупость охранников-военных-спецслужбистов в противодествии простому, но энергичному напору космических зеков. Начать с того, что сверхсовременная тюрьма, рассчитанная на полмиллиона человек, может быть захвачена одним (одним!) одноглазым карманником, у которого почти случайно оказался пистолет. Я не знаю, как надо продумывать систему безопасности в тюрьме, чтоб такое случилось. Я думаю, если бы одноглазых карманников было двое, они запросто могли бы захватить Землю.
Зато в фильме много хороших актёров, которым есть, что играть. Гай Пирс непрерывно хохмит, в духе: "- Как тебя звать? — Не зови меня." Мэгги Грейс, судя по всему, будет следующей женой Люка Бессона, во всяком случае у меня нет других объяснений тому факту, что она снимается подряд уже в третьем фильме, который Бессон продюсирует. Питер Стормаре не хуже и не лучше, чем обычно, но на него всегда приятно посмотреть. Винсент Риган наконец-то начал играть плохих. Но настоящей звездой фильма, конечно, является Руди из Мисфитс. Он тут ещё круче, чем в Мисфитс, я гарантирую это! Он вообще здесь настолько крут, что кроме него никого из фильма больше не запоминаешь. Он похож на такую, знаете, тёщу, второстепенного назойливого персонажа, с которого начинаются все беды, и который поначалу маячит на заднем плане, но постепенно заполняет собой всё свободное пространство, и вот в твоей тумбочке уже находится её аптечка, а вся полочка в ванной заставлена полезными для здоровья грязями и баночками с водой, заряженной Чумаком.
В конце концов фильм заканчивается концовкой из второй сюжетной линии, вероятно, самой плоской и бессмысленной концовкой, из всех плоских и бессмысленных концовок, которыми вообще когда-либо заканчивались фильмы в конце концов.
Резюме: туповато, но не скучно, и есть хотя бы один персонаж, который запоминается. А это уже кое-что.