Режиссер:
Жан-Жак Анно. Сценарий: Бекки Джонстон по книге Генриха Харрера, Оператор: Робер Фрэсс, Дэвид Бришерс, Композитор:Джон Уильямс, Клод Дебюсси.
В главных ролях: Брэд Питт, Дэвид Тьюлис, Б.Д. Вонг. В ролях: Мако, Виктор Вонг, Ингеборга Дапкунайте, Лакпа Тсамшо, Джетсун Пема и др.
Интересные факты о фильме:
- режиссер Жан-Жак Анно отправил команду в Тибет, где было в секрете снято 20 минут материала, необходимого для фильма. Конечно, разрешения американцы не имели.
- из-за ролей в фильме Дэвиду Тьюлису и Брэду Питту был запрещен въезд в Китай.
- настоящий Генрих Харрер шутил, что Брэд Питт — плохой выбор, т.к. он выглядел в те годы гораздо лучше.
- немецкий Брэда Питта в этом фильме вошел в тройку худших акцентов в кино по версии Empire.
- мать Далай-ламы играла его сестра, т.е. она изображала в кино собственную мать. Версия для печати
Вот ведь жизнь бывает у людей! Эта история может показаться бредовой, но самое бредовое в ней то, что она правдива. Австриец Генрих Харрер в составе немецкой команды отправился покорять один из гималайских пиков, но потерпел неудачу. Внизу их арестовали англичане, т.к. началась вторая мировая война. Сбежав из плена, Харрер и Петер Ауфшнайтер два года скитались по горам, а затем пришли в Лхасу, тогда полностью закрытую для иностранцев. Там Харрер постепенно стал другом еще совсем юного Далай-ламы, рассказывая ему о других странах, помогая строить канализацию и водопровод. Но вскоре в соседнем Китае к власти пришел Мао, Тибет присоединили к Китаю, а массу тибетцев замочили, мотивировав такую жесткость в том числе и тесной связью Далай-ламы с империалистами. Позже Далай-лама уехал из Китая и до сих пор находится в Индии.
В фильме Харрера играет Брэд Питт. Его герой — раскрепощенный и упертый, самолюбивый красавчик, эдакая белая бестия, карабкающаяся на горы ради удовлетворения собственного эго. Молодой Брэд Питт, конечно, сука, чертовски красив, но сам фильм невероятно шаблонен, какой-то драный лубок. Не знаю, как это описывалось в книге, но Жан-Жак Анно решил зациклить фильм за счет воспоминаний Харрера о растущем без отца сыне. Вначале герой гордо расстается с женой (дескать, знай свое место, женщина) и уезжает в горы — ребенок его не интересует, разбираться с проблемами не хочется. В конце он пишет письма сыну, который ни разу его не видел и у которого давно другой отец. Сын становится неким мифическим якорем, невидимым собеседником, однако мощного просветления так и не наступает. Заменой сына выступает молодой Далай-лама, которого тибетцы считают святым, а Харрер дурачится с ним и играет.
На мой взгляд, в "Семи годах в Тибете" две завлекательные части — это путешествие в горы и путешествие в Лхасу. Однако скитания двух приятелей по Гималаям показаны ужасно невразумительно. В них нет связности, это просто монтаж из действительно красивых видов гор, сцены нападения разбойников и сцены продажи часов, нужной для демонстрации вздорного характера Харрера и постепенной его трансформации с помощью лишений. Природа впечатляет, а то, как рассказана история — нет.