Режиссер:
Кристиан Дюгэй. Сценарий: Дэн О'Бэннон и Мигель Тэхада-Флорес по рассказу Филипа К. Дика "Вторая модель".
В главных ролях: Питер Уэллер, Дженнифер Рубин. В ролях: Рой Дюпуа, Эндрю Лауэр, Чарльз Эдвин Пуэлл.
Награды:
Номинировался на несколько наград "Genie" — канадского телевидения и кино.
Интересные факты о фильме:
Фильм целиком снимался в Канаде, в степях Квебека и на Олимпийском стадионе Монреаля.
Странные шахматы, в которые персонажи играют в начале картины — это "Игра Ура", настольная игра из древней Месопотамии, правила которой утрачены.
Когда Командор Хэндриксон и Туз Джефферсон подходят к базе Блока, Бэкер стучит ножом по трубе: три отрывистых удара, три удара с большими паузами. В азбуке Морзе этот код означает "SO".
Дэн О'Бэннон работал над сценарием к фильму с 1981 года.
Внимание, ниже идут спойлеры!
Фильм представляет собой довольно точную экранизацию рассказа Филипа К. Дика "Вторая модель"; вместе с тем содержит ряд существенных отличий: • Роботы-убийцы в фильме называются "Крикуны" (как и фильм); у Дика же они назывались "Клешни" (claws) • Главный герой, коммандор Хендриксон, путешествует в рассказе в одиночестве; в фильме же у него появился напарник — молодой солдат Туз Джефферсон • Действие рассказа происходит в ближайшем будущем (1950е годы), а фильма — в отдалённом • Действие рассказа происходит на Земле (главный герой прибыл с Луны), а фильма — на отдалённой планете • В рассказе речь идёт о войне между США и СССР — в фильме же персонажи воюют на вымышленной войне между Альянсом и Новым Экономическим Блоком • В конце рассказа Тассо (девушка, которая выживает с Хендриксоном) улетает на челноке вместо него; в фильме она отказывается лететь, и улетает в итоге Хендриксон • В конце рассказа становится очевидно, что человечеству пришёл кирдык; фильм заканчивает скорее неоднозначно
Есть такой киножанр — дурная канадская фантастика. Сократить название этого жанра невозможно — ибо все три составляющих его названия важны. Это, без сомнения, фантастика, достаточно яркая и обладающая всеми характерными для фантастических фильмов атрибутами. Это фантастика дурная — ибо ни одному психически здоровому человеку то, что происходит на экране в голову не придёт, да и понравиться может едва ли (здесь я сразу исхожу из допущения, что психически здоровых людей на "экранке" не бывает, и быть не может). И, наконец, все произведения, так или иначе вписывающиеся в этот жанр, была сняты в Канаде, или хотя бы канадскими кинематографистами. Почему нигде кроме Канады этого безумия не наблюдается — я затрудняюсь сказать.
Конечно же, фронтменом и королём дурной канадской фантастики является Дэвид Кроненберг. Но если бы он творил в этом жанре один, то это был бы не жанр, а его личный творческий стиль.
Одним из достойных учеников и продолжателей дела Кроненберга является Кристиан Дюгэй. В своё время этот парень подхватил из кроненберговских рук знамя франшизы "Сканнеров", а затем ушёл в свободное плавание. И если Кроненбергу можно было опробовать, насколько жанр дурной канадской фантастики подходит для экранизации Уильяма Бэрроуза, то Дюгэй решил приспособить его для экранизации Филипа Дика.
"Крикуны" — первая и длительное время (до выхода "Помутнения") единственная более или менее точная экранизация Дика. Если обычно у Дика заимствуют идею, атмосферу, в крайнем случае стори-лайн, то здесь мы видим целиком пересказ диковской истории, аккуратный и почти буквальный. Отличия только в некоторых эстетических элементах (связанных с тем, что Дик писал рассказ о холодной войне между США и Россией, а фильм снимался в 1995 году, когда эти мотивы были уже неактуальны), и концовке, которую, впрочем, можно было раскрутить в любую сторону, она хуже от этого не стала бы, но Дик раскрутил в одну, а Дюгэй (или, вернее, Дэн О’Бэннон, сценарист картины) — в другую.
Итак, история. Одна большая армия ведёт войну с другой (чтоб не напирать на разницу между книгой и фильмов, опустим детали: названия армий и время действия здесь совершенно неважны). В процессе войны, как это водится, все давно забыли, зачем и за что они воюют, остался только противник, и необходимость победить. И на каком-то этапе та армия, в которой воюет главный герой, создаёт "крикунов" — механические устройства, передвигающиеся прямо в земле, и нападающие на всё живое с целью разрубить его на части. Крикуны производились подземными машинами, которые обладали способностью модифицировать их при надобности в новые модели. В конечном итоге, видимо, это оружие приносит свои плоды, ибо противник перестаёт показываться в поле зрения совсем. И тогда, в один прекрасный момент, герой решает отправиться к лагерю врага, чтобы провести переговоры, и, может быть, решить, что пора уже попытаться установить мир. Но там его ожидает разочарование: он узнает, что от всей армии противника осталось лишь несколько человек, которые вовремя научились различать новые разновидности крикунов: теперь это люди, под разными предлогами старающиеся попасть к тебе в лагерь, чтобы устроить там кровавую бойню.
Низкобюджетный, поставленный на грани категории "Б", фильм, тем не менее, умудрился найти прекрасную визуальную форму для мрачной диковской антиутопии о том, как машины, созданные людьми, рано или поздно уничтожат этих людей. Диковский сюжет здесь не отягощает ленту, а напротив, превращает её в прекрасный и нестандартный детектив в духе кемпбелловского "кто ты" — когда группа персонажей знает, что среди них есть чудовище, претворяющееся человеком, но не может придумать, как это выяснить. Фильм получился в меру динамичным, в меру напряжённым, и в меру безумным — как раз таким, про которые говорят "всё на своём месте".
Отдельно хотелось бы выделить актёрскую игру: практически все герои, благо их, в общем-то, немного, играют хорошо. Старик Питер Уэллер, наверное, в последний раз в этом фильме продемонстрировал, что он актёр (после чего навсегда ушёл в плавание по категории "Б"), хороша Дженнифер Рубин (которую я, по-моему, видел в этом фильме в первый и в последний раз), но особенно хорош Рой Дюпуа. Я настолько редко вижу этого актёра в полном метре, и настолько никогда не смотрю сериал "Никита", что могу пересматривать "Крикунов", только чтобы ещё раз услышать, как он цитирует "Ричарда третьего". Он повторяет весь фильм один и тот же кусок, но звучать слабее он от этого не начинает: "Я в этот мир пришёл вперёд ногами, И женщина кричала: Смотрите! Он родился с зубами!"
Один из лучших представителей жанра "дурной канадской фантастики", и одна из лучших экранизаций Дика, лично меня чрезвычайно порадовавшая внятностью и качественной последовательностью сюжета.