Режиссер:
Жан Кокто. Оператор — Николя Хайер, сценарий — Жан Кокто, композитор — Жорж Орик, Глюк.
В главных ролях: Мария Казарес, Жан Маре, Франсуа Перье, Мари Деа. В ролях: Анри Кремье, Жульет Греко, Роже Блин, Эдуард Дермите, Жан Кокто, Рене Уормс, Раймон Фор, Пьер Бертен и др.
Интересные факты о фильме:
- в фильме снялся сам Кокто и известный режиссер Жан-Пьер Мельвиль;
- большинство сцен загробного мира снято в развалинах военной академии;
- открывающие титры нарисовал сам Кокто;
- сцена в Кафе Поэтов должна была быть снята с набранной массовкой. Но Кокто нашел их слишком самодовольными и сконцентрированными на себе, уволил и набрал обычных богемных парижан, тусовавшихся по кафешкам. Они выглядели естественно и без проблем провели два дня, полностью удовлетворив Кокто;
- и Марлен Дитрих, и Грета Гарбо хотели играть загадочную Принцессу. Но их кандидатуры были отклонены.
"Орфей" — кинематографическая магия; зеркало, которое колеблется, обхватывая руку, порог перед потусторонним. Несмотря на год съемки, работа Кокто (поэта, драматурга, человека, успешного во многих областях искусства) обладает самой настоящей волшебной силой. Перенося удачную пьесу на экран, Кокто не поддался соблазнам массового стиля и создал легенду, разрушая легенду. Основанная на мифе об Орфее, способном зачаровывать пением даже животных, история происходит в современных режиссеру реалиях, причудливо перемещаясь в потусторонний мир смерти, где Принцессе Ада служат самоубийцы и мертвые поэты. Миф о любви Орфея и Эвридики перерастает в миф о любви Поэта и Смерти, вечности, запределья, делающей творца эгоистичным. Любовь красавицы-жены никогда не сравнится в глазах Кокто с самопожертвованием Смерти, павшей перед чарами Орфея.
“Я смею утверждать, что истинные поэты не нуждаются ни в школах, ни в церквах, ни даже в академиях. Они принадлежат другому миру и оказывают нам неслыханную честь,живя среди нас, нося перчатки, галстук, маску с тем чтобы, растворившись в толпе, не дать нам возможности разглядеть в них божественную сторону,отличающую их от нас”, — писал Маре, и Кокто в полной мере согласился бы с ним. Самолюбование главного героя, его красота и холодность к окружающим, некая отрешающая самовлюбленность переданы Жаном Маре идеально. Обычно, когда авторы берутся за старые мифы, смело перекраивая их на современный лад, они стараются стать циничными, жестокими к заблуждениям старых сказок. Кокто не таков, хотя его острый взгляд обнажает то, что мы хотели бы не заметить, -личная жизнь творца обречена, он слишком увлечен внутренними переживаниями и наблюдениями за авансами воображения. Его вакханки, в оригинале растерзавшие Орфея за ослушание, — это молодые подруги из одноименного клуба и французские байкеры. Его поэты — веселящаяся и буйная толпа из кабака, размахивающая исписанными листами. Но все это меркнет и затуманивается перед лицом дороги из жизни в смерть.
Фильм начинается сатирически — Орфей сидит в "Кафе поэтов", его заинтересовывает молодой пьяница Жак Сежест. Сежест — представитель нового поколения поэтов, его поэма "Обнаженность" представляет собой пустой набор страниц, он дерзок и драчлив. Дракой как раз и заканчивается сцена, в которую вовлекаются молодые "люди искусства", с жаром отвешивая друг другу тумаки. Царственная покровительница Сежеста — элегантная, холодная Принцесса Ада, чья легенда в мире живых, — издательница поэтического журнала. Мария Казарес неповторима в данной роли. Ее некрасивое лицо обладает странной притягательностью и силой; ее власть абсолютна. По несчастью Жак Сежест погибает, и Орфей оказывается в машине Принцессы Ада вместе с телом, вовлеченный в путешествие на изнанку мира, после которого он уже не может стать прежним. Сежест — жертва Смерти увлекшему ее Орфею, молодой бунтарский дух, чтобы всколыхнуть кровь почивавшего на лаврах творца.
"Орфей" — это точная иллюстрация "магии кино", потому что Кокто удалось непостижимое — с помощью техники тех лет создать настолько точную и убедительную картину потустороннего, что это вызывает живейший интерес, полную вовлеченность. Перчатки Смерти, проходящей сквозь зеркала в каждый дом, — защита от ядовитого раствора, который был использован для демонстрации жизни зеркал. Страшный взгляд Смерти был нарисован на веках Казарес, но даже зная это, нельзя не проникнуться молчаливой сценой, в которой актриса стоит у ног спящего поэта. Орфей бредет, будто в полусне, держась за край платья своей гибели, но это сумеречное путешествие дороже ему, чем улыбка любящей жены. Потрясающее кино, сочетающее в себе триллер, мистику, философский роман, мелодраму и драму высочайшего качества.
Поэт себялюбив, жесток, для него имеет ценность только недостижимое. Домашний уют и спокойная свеча любви для него ничего не значат. Преступление Смерти в том, что она осмелилась полюбить, хотя должна была уничтожить; преступление поэта в том, что его влечет неприступное, а обычные ценности, семейный очаг только тяготят. "Простое человеческое счастье" — ругань для истонченных и взвинченных чувств поэта. Искусство и гений заставляют быть эгоистичным. Преступление же Кокто, создающее магию кино, в том, что он не постеснялся показать всю вздорность и непримиримость поэзии, воспользовавшись удивительной силой кинематографа.