Режиссер:
Уильям Фридкин. Сценарий: Уильям Питер Блэтти (по своему роману), Оператор: Оуэн Ройзман, Композитор: Стив Бодеккер, Продюсер: Уильям Питер Блэтти.
В главных ролях: Эллен Берстин, Джейсон Миллер, Линда Блэр. В ролях: Макс фон Зюдов, Ли Дж.Кобб, Китти Уинн, Джек МакГоурэн, Реверенд Уильям О'Мэлли.
Награды: 2 "Оскара" — лучший адаптированный сценарий, лучший звук. 4 премии "Золотой глобус" — лучший фильм в жанре драма, лучший режиссер, сценарист, актриса на второстепенной роли (Линда Блэр). 4 премии "Академии НФ, фэнтэзи и фильмов ужасов, США" — лучший фильм ужасов, грим, визуальные эффекты, сценарий. Empire Awards, UK — Movie Masterpiece Award — У.Фридкин. Motion Picture Sound Editors, USA — лучший звуковой монтаж диалогов, лучшие звуковые эффекты. Golden Screen, Germany.
Интересные факты о фильме:
Эллен Берстин заявила, что будет играть в фильме только в том случае, если из сценария вырежут фразу, принадлежащую ее героине и звучащую так: "Я верю в дьявола!"
Джон Бурман отказался снимать фильм из-за того, что там слишком много насилия над детьми. Впрочем, впоследствии он снял "Экзорцист-2: Еретик".
Вместо Эллен Берстин в фильме могли сыграть Джейн Фонда, Ширли Маклейн и даже Одри Хепберн. Но Хепберн настаивала, чтобы фильм снимали в Риме. Также роль предлагали Энн Бэнкрофт, но актриса была на первом месяце беременности и потому отказалась.
Музыка композитра Лало Шифрина, написанная для фильма, была отклонена (впоследствии она звучала в другом мистическом хорроре — "Амитивиллский ужас"(1979)). Позже Фридкин говорил, что ваще идеальной была бы музыка, которую пишет группа "Tangerine Dream". В 1977 году эти ребята действительно написали саундтрек к фильму Фридкина "Колдун".
Изначально, студия "Уорнер бразерз" хотела, чтобы фильм снимал Стенли Кубрик, но тот отказался. Громадный успех "Французского связного" посадил в режиссерское кресло Фридкина.
Эллен Берстин заработала на съемках несколько настоящих травм — столь часто приходилось ей усмирять "одержимую бесом дочь". В одной из сцен она натурально орала от боли, и эти кадры, разумеется, вошли в фильм.
Живописные виды археологических раскопок были сделаны на пленэре, на самых настоящих раскопках в древней Ниневии (Ирак).
Владимир Гордеев:
Религия. Экзорцизм. Самопожертвование. Бог в помощь.
В 1973 году американская католическая церковь просто-таки обязана была наградить создателей фильма "Экзорцист" каким-нибудь почетным орденом, — по типу того, как это случилось надысь с отечественным "Островом", получившим патриаршую грамоту "За усердные труды во славу РПЦ". Причем, У.Фридкин и У.П.Блэтти заслуживают награду в большей степени. Если при просмотре их фильма у половины американских зрителей серьезно пошатнулось неверие, да так, что они потащили своих чрезмерно капризных детишек в церкви, дабы там из них "изгнали дьявола", то после просмотра "Острова" наши "просветлившиеся" зрители двинули отнюдь не в храмы, а в киношные форумы и ЖЖ-комьюнити, чтобы с пеной у рта отстаивать гениальность полюбившегося фильма, злобно чмаря каждого "критикана", которому не понравился "Остров". Выражусь pizdets как метафорически: если Фридкин изгнал беса из персонажа на ту сторону экрана, то Лунгин изгнал беса прямо в зрительный зал.
Когда я в детстве прочел роман Уильяма Питера Блэтти, он произвел на меня довольно сильное впечатление. Но еще более сильное впечатление произвел на меня впоследствии фильм. Не столько своей жутью, сколько профессиональным переводом текста на язык кино. Блэтти сам написал сценарий и отнесся к тексту своего романа настолько бережливо, что не убрал оттуда ничего. И вот поистине фантастично, что двухсотстраничный роман уместился в двух часах экранного времени. Это уже заслуга Уильяма Фридкина, чей предыдущий фильм, полицейский триллер "Французский связной", так же занял место в пантеоне классических голливудских кинолент. А потом, как это иногда бывает, над режиссером нависло зловещее проклятие: остальные его фильмы по уровню были ниже плинтуса, — за исключением жестокого криминального боевика "Жить и умереть в Лос-Анджелесе". Может быть, подобно Фаусту, он продал душу Сатане? Иначе откуда такая изобретательность, такой реализм в сценах с 12-летней Реган, одержимой бесом? И если фильм притом является анти-сатанистким, то не говорит ли это о правомерности еретической, манихейской концепции дуальности мироздания, когда Бог и дьявол являются двумя разными лицами одного порядка? На эту мысль наталкивает и неоднозначный финал картины, когда священник Дэмиен Каррас совершает тяжкий грех — самоубийство, — и в то же время подлинное христианское самопожертвование.
Роман Блэтти во многом перекликается с романом Айры Левина "Ребенок Розмари", похожи между собой и кинофильмы. Прежде всего тем, что в центре повествования оказываются женщины, и не просто женщины, а матери. Фильм Романа Поланского и фильм Уильяма Фридкина дергают за струны, которые находятся в глубинах души, или даже, может, еще глубже. В той самой бездне, где спит бес или то, что было до беса, –темное, влажное, женское, разрушительное Начало этого мира. Поэтому столь часто камера Оуэна Ройзмана дает крупные планы не столько Реган на больничной койке, сколько медицинских приспособлений, шприцов, клемм, рук врачей, самописцев, крови. Современная наука в данном случае является тем киногероем, которому суждено проиграть. Она бессильна перед тем, что находится в глубинах человеческой души, тем, что корежит ее. Особенно это касается современной психиатрии. Фильм Поланского сам по себе является психиатрическим исследованием, причем размеры клиники ограничены размером кадра — 16:9. Фридкин поступает гораздо более грубо: в буквальном смысле, схватывает психиатрию за яйца и выбрасывает из кадра вон. Его фильм отдает средневековой брутальностью, мракобесием, которое легко могло стать самоцелью, но не стало — в начале 70-х Фридкину не изменял вкус. Но в чем они оба не ошиблись, Поланский и Фридкин, так это в выборе актрис. Игра Миа Фэрроу в "Ребенке Розмари" и игра Эллен Берстин в "Экзорцисте" выше всяких похвал. Именно их заслуга в том, что фильмы выглядят столь убедительно и столь вызывающе правдоподобно.