Первоначально сценарий Хэнслая назывался "Саймон говорит", и планировалось, что он будет заюзан в третьем сиквеле "Смертельного оружия". Вместо негра в пару к герою тогда планировалась тётка, а главный плохой был таким же американцем, как и главный хороший. Не исповедимы пути сценарные.
Кстати, "Саймон говорит" — это популярная детская игра в Америце.
Вместо Айронса мог сыграть Дэвид Тьюлис. А первоначальный выбор Мактирнана пал на Шона Коннери. Однако, сэр Коннери отказался, мотивировав отказ тем, что ему западло играть такого дьявольского злодея.
Не смотря на то, что Алан Рикман в фильме не играл, он попал в титры, потому что в картине используется кадр из первого "Крепкого орешка", где он падает с крыши.
Сценарист фильма был задержан агентами ФБР, т.к. бюро сильно заинтересовалось, откуда у него такие глубокие познания о "Федеральном золотом резерве". Хенслай признался (или соврал), что все сведения почерпнул из "Нью-Йорк таймс".
И, между прочим, третий "Крепкий орешек" — единственный, поставленный по оригинальному сценарию.
Во время съемок Уиллис ходил с табличкой на груди "Я ненавижу людей", потом что поставить белого парня посреди Гарлема с табличкой "Я ненавижу нигеров" авторы картины не рискнули. Изначальную надпись во время пост-продакшна надпись замацали на компе и сделали новую, которую мы видим в фильме.
Роль Зевса предлагали Лоуренсу Фишбурну. Тот поначалу отказался. А когда передумал, было уже поздно.Версия для печати
К одна тысяча девяносто пятому году от Рождества Христова Брюс Уиллис уже успел отдохнуть от большого коммерческого кино (его предыдущий удачный крупный релиз датировался аж 91ым годом), МакТирнан достаточно наснимался своего любимого Шона Коннери, а в загашнике Джоэля Сильвера и Эндрю Вайны завалялся удачный сценарий шустрого новичка Джонатана Хенслая. Тот три года перед этим работал над похождениями молодого Индианы Джонса и корпел над гениальным скриптом о том, как можно разрушить Нью-Йорк, и под шумок стащить всё золото мира.
Сценарий был, чего там говорить, удачный, абы куда его девать не хотелось, и потому, взвесив все "за" и "против", Сильвер и Вайна решили снять по нему третьего "Крепкого орешка" вместо третьего "Смертельного оружия". Так франшиза "Смертельного оружия" окончательно скатилась в детский сад, в то время, как крепкий орешек окончательно стал самой сильной полицейской франшизой в истории.
МакТирнан смело переставил в фильме акценты по сравнению со второй частью. Прежде всего — он решительно отказался от трёх вещей. От идеи замкнутого пространства, которую кое-как за уши Ренни Харлин всё ещё пытался протащить во вторую часть. От чехарды "полицейский из Нью-Йорка — но сейчас я из Лос-Анжелеса", которая во второй части выглядела уже аляповато. И от рождественской темы — ибо предположить такое невероятное совпадение, что Брюса Уиллиса третий раз подряд преследуют международные бандиты именно под Рождество, не мог уже даже самый тупой зритель. (Хотя Хенслай и придумал, как ввернуть рождество и сюда: в одной из сцен Брюс Уиллис спрашивает, не видели ли бандиты мужика в красной шапочке с подарками в упряжке на оленях). Зато МакТирнан вернул целый пласт идей первой картины. Преступники снова стали иностранцами, более того — немцами, а один из них был даже родственником сброшенного с крыши Ганса Грубера (это одновременно объясняло, почему именно МакКлейн попал в эту передрягу, и залинковывало фильмы, делая картину настоящим продолжением, а не просто другим фильмом с теми же персонажами). Далее — преступники снова выдвигают какие-то дегенеративные требования, и маскируют всё под политику, хотя на самом деле хотят только бабла, и побольше (во втором фильме эта политическая составляющая здорово снизила планку). И, наконец, в фильме снова появляется какая-никакая интрига, ибо практически до середины фильма действия злодеев объяснить трудно (хотя предположить, что это просто ограбление, как и в первой части, можно без труда).
Хенслай написал изысканную историю, где дурацкие детские загадки перемежались заминирванными магазинами, парками и школами, и, главное, всё это было просто для отвода глаз — что не давало фильму сползти до детсадовского уровня. В конце концов герой побеждает именно потому, что способен догадаться — вот так, просто, найдя в кармане бандита десять четвертаков, предположить, что он собирался проехать по мосту, а вспомнив, что на Уол-Стрит нет ни одной школы, подумать, что это просто обходной манёвр. Историю интересно смотреть, особенно когда в конце первой трети фильма ты понимаешь, что ничего не понимаешь — и даже пафосный конец её на капельки не портит.
Отдельное "ура" хочется сказать персонажам и их исполнителям. Джереми Айронс прекрасен в роли накачанного немецкого солдафона, Сэмюэль Л. Джексон со своей философией о том, что белые убивают белых, а он тут ни при чём, удивительно гармоничен, а певица и композитор Сэм Филлипс просто обворожительна со своими серпами и сигареткой, прилипшей к нижней губе, особенно когда она крошит в мясо одного из охранников, или ебётся в темпе хэви-метал с Джереми Айронсом. Ну, о Брюсе Уиллисе или плохо или ничего, так что умолчу.
Наконец, отметим главного виновника торжества: МакТирнана. Маэстро, похоронивший классические боевики, не унимается, продолжая экспериментировать и выдавать одну находку за другой. Здесь он пробует одновременно и фильм-катастрофу, и триллеры про мяньяков, загадывающих загадки, и старый добрый стрельбо-мордобой. Некоторые сцены фильма — такие, как взрыв на станции метро, захват хранилища или бегство Брюса Уиллиса по затопляемому туннелю, стали классикой жанра. А уж сцена перестрелки в лифте и вовсе является лучшим из виденных мною боёв в закрытом пространстве. Помню, после первого просмотра я четыре раза перематывал её, пытаясь угадать механику. Хотя она довольно проста: Уиллис рукой отталкивает парня перед собой, упираясь спиной в парня сзади, одновременно другой стреляя два раза в двух парней, находящихся сбоку. Затем он выбивает пистолет у того, который сзади, вырубает его, отворачивает пистолет того, который спереди, и делает последний выстрел. Восхитительно.
Сегодня трудно рассуждать, насколько большим событием являлся или является этот фильм. Но, помню, он сильно мне понравился в 95ом, да и сегодня я пересмотрел его с огромным удовольсвием. Чувствуется недостаток неглупых фильмов с относительно реалистичным мочиловом... и без гамна. Ну, чтоб без всяких там... ну, вы меня поняли :-)