Режиссёр фильма "День шакала" 1973 года Фред Циммерман перед выходом фильма обратился к студии с просьбой поменять название фильма (рабочим названием было "День шакала"), чтобы оно не совпадало с названием оригинальной картины. Ему был 91 год, и до его смерти оставался 1 месяц.
От ролей в этом фильме отказались Шон Коннери, Лайам Нисон и Мэтью МакКоннахи. Забавно, что ни один из них не являлся в 97ом звездой величины Уиллиса или Гира.
Ричарду Гиру изначально предложили роль Шакала. Он отказался, но спросил, не может ли он сыграть в этом фильме положительного персонажа. Тогда роль Шакала предложили Уиллису. Он с радостью согласился, попросив только, чтобы в сцене, где он убивает педика, было очевидно, что он убивает его потому, что тот слишком много знает (увидел в новостях репортаж о Шакале), а не потому, что он педик.
После этого фильме Брюс Уиллис и Ричард Гир поклялись никогда не сниматься друг с другом. И не снялись до сегодняшнего дня.Версия для печати
Экранизация "Дня шакала", лучшего (по моему скромному мнению) политического триллера истории, достойна того, чтобы её не пачкали своими грязными руками америкосы. Именно эту фразу хочется сказать сразу после просмотра картины.
Не буду умалять того, что в фильме есть: это очень неплохой, можно сказать "добротно склёпанный" боевик. Тут есть перестрелок, изысканных убийств, кровавого мяса, международных заговоров, и, главное — Ричард Гир — боксёр, и Брюс Уиллис — блондин. Хотя они появляются в кадре вместе два раза за весь фильм, именно их относительно неплохой дуэт делает эту картину. И если бы сценарий этого фильма материализовался в голове какого-то сценариста просто так, из воздуха, я бы даже, наверное, похвалил его за удачные выдумки. Но увы. Сценарий этого фильма — перефраз сценария Кеннета Росса, который, в свою очередь, есть свободное изложение текста Форсайта. И вот это обстоятельство ужасть как не даёт мне покоя.
Сценарий Чака Пфаррера оказался лишён большинства недостатков сценария Росса, зато обзавёлся новыми в таком количестве, что страшно сказать. Из всех нововведений сценариста удачным оказалось только одно: это добавление персонажа Ричарда Гира — некоего абстрактного преступника, который когда-то видел Шакала, и может его опознать. Это, как говорится, "ставим плюсик". Зато все остальные его "нововведения" — одни минусы.
Прежде всего — место действия перенесено в современную Америку, что сразу отменяет половину текста Форсайта, равно как и все его историко-политические реминисценции. Не смотря на то, что это в свою очередь развязывает руки сценаристу в плану экспериментов, надо признать, что удачных среди них не наблюдалось. Далее — убить Шакалу надо не президента, а то ли шефа ФБР, то ли ещё кого-то вроде того (из этого едва ли не сделали главную интригу фильма). Естественно, что если целью не является президент, то смотреть уже не так интересно. Вам вот что интересно смотреть: как убивают президента, или как стреляют в Васю Пупкина? Мне лично на Васю насрать. Так что ставим ещё один минусик.
Существенно переборщили авторы в драматической составляющей, которой в подобном фильме ВООБЩЕ не место. Все эти рассусоливания о том, как вот, мол, была у меня женщина беременная, а стала лубяная не беременная, и о том, что солдаты после войны, мол, возвращаются домой. Без этого смело можно было обойтись. Ну и баб в фильме развели, как в каком-то публичном доме (Жанна, не обижайся). Жёсткую, мужскую картину вдруг озадрачили идеей фикс о том, что "никогда ты, Дёсик, не умел спасать свои женщин". Как дети малые, хоть стой, хоть падай.
И, наконец, главное. Центральный нерв, стержень романа — травля, и бегство шакала из-под одного камня под другой, лихорадочные попытки спрятаться, загнанность — всё это ушло в сценарии Пфаррера безвозвратно. Шакалу здесь совершенно не сопереживаешь. Он — какой-то Джеймс Бонд в купе в Ганнибалом Лектером — безупречный, продумавший всё до мельчайших деталей с самого начала, бессмысленно жестокий, и однозначно более сильный, чем вся полиция мира вместе взятая. А знаете, как Ричард Гир догадался, что среди своих есть предатель? Когда он увидел Шакала, у того в глазах, цитирую, "было написано, что он не удивлён меня видеть". Как вам? Действительно, это просто супер-аргумент в пользу того, что одного из наших надо повесить. Да у этого Шакала, блять, в глазах всегда написано, что ебал он тебя с высокой колокольни! Причём, в разбега, и два раза. Признаться, я был даже удивлён, что в конце Шакал так и не победил, хотя и не сочувствовал ему ни секунды — собаке собачья смерть.
Критиковать общее развитие сюжета не стану. Вся интеллектуально-расследовательная составляющая романа в фильме выхолощена, но я готов признать, что иногда это оправдано: в конце концов, что такое книга, а что такое фильм? Нельзя снять боевик, показывая нам, как один убийца месяц готовит покушение, а полиция потом два месяца его ищет, используя международные связи. Тут сложно сказать, что лучше: решение Росса и Циммермана, при котором текст остаётся почти точным, но падает темп и напряжение, или решение Пфаррера и Кэтона-Джонса, в котором преимущество отдаётся драйву и стрельбе. Но нельзя не признать, насколько сильно упала интеллектуальная планка фильма. Стоит сказать только о том, что Шакал использует в картине приёмы, которые в романе Форсайта полиция продумала заранее (!) и предотвратила (!!!), так что Шакал даже и не пробовал эти варианты (самый яркий пример — у Форсайта Шакал не мог выдать себя за полицейского, ибо это было предусмотрено, зато он с успехом делает это в фильме Кэтона-Джонса). Вообще, если в романе Шакал напоминал какую-то змею, паучка-невидимку, просачивающегося сквозь щели, и прячущегося между досками пола, то в этом фильме Шакал больше напоминает здоровенный танк, который никто не заметит и не остановит, потому что "у всих повылазило".
В общем, как вы уже поняли, что Кэтон-Джонс снял незачотного "шакала". Не смотря на это, свои три бала фильм всё же заработал за исключительное мсяо в некоторых сценах, борьбу ФБР с русской мафией (эта тема всегда меня радовала), и сцену, где Брюс Уиллис целуется с мужиком (!!!). За это я готов простить всё, что угодно!