Режиссер:
Фред Циммерман. Сценарий: Кеннет Росс по роману Фредерика Форсайта.
В главных ролях: Эдвард Фокс, Майкл Лонсдейл. В ролях: Сирил Кьюсак, Дерек Джакоби, Вернон Добчев, Тони Бриттон.
Награды:
1973 — Лучший монтаж — Ральф Кемплен (БАФТА).
Интересные факты о фильме:
Эдвард Фокс был приглашён на роль Шакала, потому что Фред Циммерман был впечатлён его игрой в фильме "Посредник", не смотря на то, что изначально эту роль прочили Майклу Кейну. По слухам, продюсер Джон Вульф предлагал роль Шакала также Роджеру Муру, но Циммерман отверг его кандидатуру из-за высокого роста, и по той же причине, что и Кейна: он не хотел брать на эту роль звезду. По другим слухам, роль предлагали также Джеку Николсону, но он сам отказался.
В фильме 31 раз появляется кадр с часами в центре.
Ближе к концу фильма есть эпизод без единого слова или искусственного звука продолжительностью в 7 минут 45 секунд, во время которого нам показывают парад, и слышна только музыка на параде и естественный шум толпы.
Через два года после выхода фильма (и через пять лет после выхода романа), Британское Паспортное Управление наконец-то поменяло правила выдачи паспорта: теперь все заявители проверялись по спискам умерших. Другими словами, сегодня получить паспорт так, как это сделал в романе Шакал, уже невозможно. Ну, по крайней мере, британский.
В специальное издание романа были включены чертежи и рисунки винтовки, изготовленной для фильма.Версия для печати
Если мечтой Феликса Зилича всегда было экранизировать "Аэлиту" Алексея Толстого, то моей мечтой, без сомнения, можно считать экранизацию "Дня шакала" Фредерика Форсайта. Роман Форсайта уникален: ни на секунду не снижя планку в интеллектуальном отношении, равно как и градус напряжения, он представляет собой невероятный сплав энциклопедии убийства, учебника по его расследованию, исторического труда и отличной беллетристики. Но не умаляя заслуг Форсайта, приходится признать, что перенести всю эту ядрёную смесь на экран — задача для режиссёра чрезвычайно тяжёлая. Для того, чтобы снять такой фильм, надо мало того, что основательно погрузиться в эпоху и место действия, проработав до нюансов все мыслимые детали (я иначе ты тут же теряешь в градусе достоверности, одном из главных измерений картины), но и тщательнейшим образом подойти к самой истории, перенося её на экран бережно, с сохранением второ- и третьестепенных факторов, и используя все мыслимые возможности современного кино: и закадровый голос, и нелинейный монтаж, и "мысли в слух", изображаемые в кадре, и многое-многое другое.
И если сегодня, в двадцать первом веке, эта задача кажется почти непосильной, то чего уж думать о начале семидесятых, когда это за это опасное задание схватился гениальный Фред Циммерман, автор "Бенджи", "Отныне и вовек" и "Человека на все времена". Циммерман получил от Кеннета Росса очень буквальный сценарий, пункт за пунктом восстанавливающий на экране роман Форсайта с некоторыми упрощениями. Сценарий — хотя и нуждался, как на мой требовательный вкус, некоторой доработки — был хорош, и всё, что теперь оставалось четырежды лауреату "Оскара", обладателю двух призов Венецианского кинофестиваля, двух "БАФТ", двух "Золотых глобусов", и спецприза Каннского кинофестиваля — это создать в процессе рассказывания этой истории напряжение для зрителя, пресловутый саспенс. И эту задачу Циммерман с треском провалил.
Позднее он будет валить свою неудачу на кого угодно. Начнёт он с подбора актёров, уверяя, что сильно прогадал, решив не приглашать на главные роли звёзд (роль Шакала прочили сначала Майклу Кейну). Потом он заявит, что сценарий был плох, да и вообще роман Форсайта так себе. И в конце концов он додумался до очевидного: что американцам просто не очень интересно смотреть на то, как французская полиция ловит английского убийцу ("недостаток", которого лишена новая экранизация). Но правда состоит в том, что фильм провалился в прокате не только в США, а и в Британии, и во Франции, не став культовой классикой, и не пополнив список образцов жанра. Увы и ах.
На мой взгляд, тому есть несколько причин.
Во-первых, часть вины лежит на Кеннете Россе, сглаживавшем некоторые сложные углы романа, из-за чего фильм стал выглядеть несколько выхолощенным. К примеру, ни одно убийство в фильме не выглядит убийством — у меня каждый раз оставался вопрос "а может он вообще человека не убил, а только оглушил?" Взаимоотношения французской и английской полиции и разведки в фильме вообще показаны, как жизнь счастливых поросят — хотя именно острым углам взаимодействия спецслужб разных стран Форсайт уделяет особенное внимание. И, наконец, педрильная тема, так красиво отображённая на страницах романа, в фильм вообще не попала — кроме того, что Шакал знакомится со своим новым приятелем в мужской бане, в этом эпизоде нет и намёка на какую-то голубизну. Кроме того, Росс существенно сократил время действия, из-за чего идея бегства, загнанности Шакала вообще на экран не попала. А жаль: в отличие от Брюса Уиллиса, Шакал Эдварда Фокса к середине картины начинает вызывать если не симпатию, то уж точно сопереживание зрителя. И прекрасный заряд напряжения, оставленный в романе Форсайтом ("Куда бежать? Где спрятаться? Они повсюду!"), был нивелирован в сценарии Росса самым пошлым образом: неуловимость Шакала стала выглядеть в нём, как чертовски удачное стечение обстоятельств, а не сложная шахматная партия, в которой Шакал просто был сильнее всей французской полиции.
Во-вторых, весь фильм я не мог понять, что это за отвратительная манера — снимать без музыки?! Кто, скажите мне, ну кто сказал режиссёрам семидесятых годов, что картинка становится более напряжённой, если из неё убрать музыку?!? Да если добавить хороший саундтрек во "Французского связного" — этот фильм и сегодня можно будет выпускать в прокат! Из-за идиотской манеры все напряжённые сцены подавать в тишине, "День шакала" сильно сбавил обороты, ибо по задумке напряжённой в нём должна быть каждая первая сцена, и таким образом мы сидим в тишине аж до самого конца, когда музыка естественным образом играет на военном параде. И — да, о военном параде — хотя это уже
в-третьих. Зачем нужно такое количество пустых кадров?! Я понимаю, первая треть фильма почти целиком посвящена подготовке Шакала, но даже в ней есть целый пласт ракурсов, которые я бы просто вырезал, будь моя воля. Все эти уныло умиротворённые действия, которые замедляют сюжет и без того двух-с-половиной-часовой картины, да ещё и поданы без малейшего звука. Ну а парад — это просто апогей. Десять минут мы должны наблюдать за тем, как доблестно вышагивают французские солдаты, и как прекрасно подготовлены французские полицейские. Я понимаю, Циммерман хорошо потратился на массовку, и ему хотелось, так сказать, показать зрителю, куда ушло бабло. Но зачем же так-то?! Можно было хотя бы показать, как парад наблюдает из окна Шакал — уже был бы хоть какой-то драйв. А это...
В общем, не смотря на относительную точность постановки, и целый ряд приятных деталей (прежде всего — потрясающую аутентичность Франции конца 60ых — чего несложно достичь в начале 70ых), мой вердикт: Циммерману — отказать. Это не "та самая экранизация", которой я жду уже долгие годы.