ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


День шакала / The Day of the Jackal (1973)


День шакала
Средняя оценка: оценка: 3
1973. Франция / Великобритания. 145 минут.
Жанр: боевик / триллер.

Режиссер: Фред Циммерман.
Сценарий: Кеннет Росс по роману Фредерика Форсайта.

В главных ролях: Эдвард Фокс, Майкл Лонсдейл.
В ролях: Сирил Кьюсак, Дерек Джакоби, Вернон Добчев, Тони Бриттон.

Награды:

1973 — Лучший монтаж — Ральф Кемплен (БАФТА).

Интересные факты о фильме:


Эдвард Фокс был приглашён на роль Шакала, потому что Фред Циммерман был впечатлён его игрой в фильме "Посредник", не смотря на то, что изначально эту роль прочили Майклу Кейну. По слухам, продюсер Джон Вульф предлагал роль Шакала также Роджеру Муру, но Циммерман отверг его кандидатуру из-за высокого роста, и по той же причине, что и Кейна: он не хотел брать на эту роль звезду. По другим слухам, роль предлагали также Джеку Николсону, но он сам отказался.

В фильме 31 раз появляется кадр с часами в центре.

Ближе к концу фильма есть эпизод без единого слова или искусственного звука продолжительностью в 7 минут 45 секунд, во время которого нам показывают парад, и слышна только музыка на параде и естественный шум толпы.

Через два года после выхода фильма (и через пять лет после выхода романа), Британское Паспортное Управление наконец-то поменяло правила выдачи паспорта: теперь все заявители проверялись по спискам умерших. Другими словами, сегодня получить паспорт так, как это сделал в романе Шакал, уже невозможно. Ну, по крайней мере, британский.

В специальное издание романа были включены чертежи и рисунки винтовки, изготовленной для фильма.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Когда в кино ещё не было музыки.

День шакала оценка: 3

Если мечтой Феликса Зилича всегда было экранизировать "Аэлиту" Алексея Толстого, то моей мечтой, без сомнения, можно считать экранизацию "Дня шакала" Фредерика Форсайта. Роман Форсайта уникален: ни на секунду не снижя планку в интеллектуальном отношении, равно как и градус напряжения, он представляет собой невероятный сплав энциклопедии убийства, учебника по его расследованию, исторического труда и отличной беллетристики. Но не умаляя заслуг Форсайта, приходится признать, что перенести всю эту ядрёную смесь на экран — задача для режиссёра чрезвычайно тяжёлая. Для того, чтобы снять такой фильм, надо мало того, что основательно погрузиться в эпоху и место действия, проработав до нюансов все мыслимые детали (я иначе ты тут же теряешь в градусе достоверности, одном из главных измерений картины), но и тщательнейшим образом подойти к самой истории, перенося её на экран бережно, с сохранением второ- и третьестепенных факторов, и используя все мыслимые возможности современного кино: и закадровый голос, и нелинейный монтаж, и "мысли в слух", изображаемые в кадре, и многое-многое другое.

И если сегодня, в двадцать первом веке, эта задача кажется почти непосильной, то чего уж думать о начале семидесятых, когда это за это опасное задание схватился гениальный Фред Циммерман, автор "Бенджи", "Отныне и вовек" и "Человека на все времена". Циммерман получил от Кеннета Росса очень буквальный сценарий, пункт за пунктом восстанавливающий на экране роман Форсайта с некоторыми упрощениями. Сценарий — хотя и нуждался, как на мой требовательный вкус, некоторой доработки — был хорош, и всё, что теперь оставалось четырежды лауреату "Оскара", обладателю двух призов Венецианского кинофестиваля, двух "БАФТ", двух "Золотых глобусов", и спецприза Каннского кинофестиваля — это создать в процессе рассказывания этой истории напряжение для зрителя, пресловутый саспенс. И эту задачу Циммерман с треском провалил.

Позднее он будет валить свою неудачу на кого угодно. Начнёт он с подбора актёров, уверяя, что сильно прогадал, решив не приглашать на главные роли звёзд (роль Шакала прочили сначала Майклу Кейну). Потом он заявит, что сценарий был плох, да и вообще роман Форсайта так себе. И в конце концов он додумался до очевидного: что американцам просто не очень интересно смотреть на то, как французская полиция ловит английского убийцу ("недостаток", которого лишена новая экранизация). Но правда состоит в том, что фильм провалился в прокате не только в США, а и в Британии, и во Франции, не став культовой классикой, и не пополнив список образцов жанра. Увы и ах.

На мой взгляд, тому есть несколько причин.

Во-первых, часть вины лежит на Кеннете Россе, сглаживавшем некоторые сложные углы романа, из-за чего фильм стал выглядеть несколько выхолощенным. К примеру, ни одно убийство в фильме не выглядит убийством — у меня каждый раз оставался вопрос "а может он вообще человека не убил, а только оглушил?" Взаимоотношения французской и английской полиции и разведки в фильме вообще показаны, как жизнь счастливых поросят — хотя именно острым углам взаимодействия спецслужб разных стран Форсайт уделяет особенное внимание. И, наконец, педрильная тема, так красиво отображённая на страницах романа, в фильм вообще не попала — кроме того, что Шакал знакомится со своим новым приятелем в мужской бане, в этом эпизоде нет и намёка на какую-то голубизну. Кроме того, Росс существенно сократил время действия, из-за чего идея бегства, загнанности Шакала вообще на экран не попала. А жаль: в отличие от Брюса Уиллиса, Шакал Эдварда Фокса к середине картины начинает вызывать если не симпатию, то уж точно сопереживание зрителя. И прекрасный заряд напряжения, оставленный в романе Форсайтом ("Куда бежать? Где спрятаться? Они повсюду!"), был нивелирован в сценарии Росса самым пошлым образом: неуловимость Шакала стала выглядеть в нём, как чертовски удачное стечение обстоятельств, а не сложная шахматная партия, в которой Шакал просто был сильнее всей французской полиции.

Во-вторых, весь фильм я не мог понять, что это за отвратительная манера — снимать без музыки?! Кто, скажите мне, ну кто сказал режиссёрам семидесятых годов, что картинка становится более напряжённой, если из неё убрать музыку?!? Да если добавить хороший саундтрек во "Французского связного" — этот фильм и сегодня можно будет выпускать в прокат! Из-за идиотской манеры все напряжённые сцены подавать в тишине, "День шакала" сильно сбавил обороты, ибо по задумке напряжённой в нём должна быть каждая первая сцена, и таким образом мы сидим в тишине аж до самого конца, когда музыка естественным образом играет на военном параде. И — да, о военном параде — хотя это уже

в-третьих. Зачем нужно такое количество пустых кадров?! Я понимаю, первая треть фильма почти целиком посвящена подготовке Шакала, но даже в ней есть целый пласт ракурсов, которые я бы просто вырезал, будь моя воля. Все эти уныло умиротворённые действия, которые замедляют сюжет и без того двух-с-половиной-часовой картины, да ещё и поданы без малейшего звука. Ну а парад — это просто апогей. Десять минут мы должны наблюдать за тем, как доблестно вышагивают французские солдаты, и как прекрасно подготовлены французские полицейские. Я понимаю, Циммерман хорошо потратился на массовку, и ему хотелось, так сказать, показать зрителю, куда ушло бабло. Но зачем же так-то?! Можно было хотя бы показать, как парад наблюдает из окна Шакал — уже был бы хоть какой-то драйв. А это...

В общем, не смотря на относительную точность постановки, и целый ряд приятных деталей (прежде всего — потрясающую аутентичность Франции конца 60ых — чего несложно достичь в начале 70ых), мой вердикт: Циммерману — отказать. Это не "та самая экранизация", которой я жду уже долгие годы.

(01.07.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: