Режиссер:
Пол Майкл Глейсер, Эндрю Дэвис. Сценарий — Стивен Кинг, Стивен Э. Де Соуза, оператор — Томас Дел Рут, композитор — Рихард Вагнер, Вассал Бенфорд, Харольд Фалтермейер.
В главных ролях: Арнольд Шварценеггер, Мария Кончита Алонсо. В ролях: Ричард Доусон, Яфет Котто, Джим Браун, Джесси Вентура, Мик Флитвуд и др.
Награды: Академия научно-фантастических, фэнтезийных и фильмов ужасов — лучшая роль второго плана (Доусон) (1988).
Интересные факты о фильме:
в главной роли планировалось снимать Дольфа Лундгрена или Кристофера Рива, но не сложилось. Патрик Суэйзи тоже рассматривался в качестве главного героя;
код, деактивирующий ошейники, — 653-9X;
этот фильм формально считается экранизацией романа "Бегущий человек" Ричарда Бахмана(псевдоним Стивена Кинга), однако на деле он ближе к переработке фильма Ива Буассе "Цена риска", снятого в 1983 году по повести Р. Шекли. Писатель Роберт Шекли подал в суд на создателей картины, обвиняя их в плагиате.
как и во многих своих фильмах, Арнольд Шварценеггер произносит фразу "I'll be back"
Ричард Доусон, игравший создателя и ведущего телешоу "Самая опасная игра" Дэймона Киллиана в реальной жизни также являлся ведущим американского игрового шоу "Семейная свара" (Family Feud).
Под псевдонимом Ричард Бахман Стивен Кинг написал множество оригинальных и (на мой взгляд) лучших своих вещей. Писатель честно признавался в "Как писать книги", что большинство книг создавались, чтобы семья могла продержаться на плаву, и первые шаги молодого "короля ужасов" назвать легкими никак нельзя. Под маркой "Стивен Кинг" издано множество дурацких книг, но нельзя отказать ему в том, что даже трэш вроде "Девочка, которая любила Тома Гордона" написан языком, никогда не падающим ниже определенной планки. С ярлыком "Ричард Бахман" можно обнаружить настоящие бриллианты — это и "Ярость", гениально раскрывающая тему, на которую Ван Сент снял своего "Слона", и "Долгая прогулка", в которой люди должны шагать по стране до изнеможения под взглядами толпы и вооруженной охраны, не останавливаясь ни на минуту, и довольно любопытный "Худеющий", и, конечно же, "Бегущий человек".
В восьмидесятых появилось много фантастических романов, изображающих будущее в цветах угнетения, рабства, декаданса, с присутствием прообразов "гладиаторских боев". Но Кинг-Бахман умудрился создать произведение, сочетающее в себе лучшие традиции киберпанка, остро-социальной фантастики, триллера и боевика. "Бегущий человек" — это история об Америке будущего, где царит тоталитаризм и нищета, классовое расслоение увеличилось в геометрической прогрессии, и богатые развлекаются жестокими тв-шоу, где жителей трущоб разнообразными способами убивают. Из-за бедности многие из работяг вынуждены проходить отбор в разномастные игры в надежде выиграть приз, но на деле — подписывая себе смертный приговор. Главный герой книги, Бен Ричардс, принимает решение поучаствовать в шоу "Бегущий человек". Правила таковы: он должен в течение месяца прятаться от преследующей его команды профессиональных убийц (каждый из которых получает приз за его голову), при этом два раза в день посылая ведущим записи о себе. Победителей у шоу за время его существования не было, но у Бена Ричардса нет выбора — и он вступает в игру, выходя на сопротивление.
Несмотря на острую завязку, роман совершенно не подходит для голливудской экранизации — здесь тебе ни хорошего конца, ни дружелюбных людей (американцы представлены как набор стукачей, с удовольствием помогающих выследить беглеца), а финал после 11 сентября так и вовсе положил крест на дословной передаче текста — Бен Ричардс на самолете врезается в небоскреб, где засело руководство проклятых игрищ.
Именно поэтому фильм "Бегущий человек" имеет очень малое отношение к самому роману — настолько, что Шекли подавал в суд за плагиат. При этом кино действительно культовое (как "Судья Дредд", например), хотя сейчас его могут пересматривать разве что любители Шварца и рестлинга. Если бы не суровые очи моих товарищей с Экранки.ру, я бы играючи поместила фильм в "Избранное" — для меня-ребенка этот фильм являлся настоящей иконой. Вместо киберпанкового триллера мы получили развязный, китчевый, яркий боевик, в котором офицер, отказавшийся стрелять в голодную толпу, был прямиком из тюрьмы помещен в игру "Бегущий человек". Тут тебе и ошейники, являвшиеся для фант.боевиков того времени классикой, и заключенные-негодяи. Колорит присутствует во всем — и в злорадном, сияющем ведущем, и в гротескных танцах, и в совершенно феерических убийцах. Сама фабула фильма очень проста — беги, кролик, беги. Периодически Ричардса догоняют в коридорах и развалинах — и начинается изобретательный трэшевый махач со специфически выглядящими бойцами — толстяком Динамо, увешанным лампочками, безумным хоккеистом, человеком с пилой и так далее. Больше всего сходства с рестлингом, а интонации ведущего, получившего приз академии научно-фантастических фильмов за свое выступление, увеличивают чувство присутствия на шоу. Нельзя не отметить и прозорливость Кинга, точно описавшего наше близкое будущее (вспомните шоу про пересадку почки).
К сожалению, фильм портит ненатурально слащавая концовка, из него вырезан революционный, повстанческий посыл. Особенно это дает себя знать в сравнении с романом Бахмана. Но это не помешало боевику с участием Шварценеггера собрать в прокате круглую сумму и полюбиться зрителям.