Режиссер:
Говард Хоукс, Ричард Россон. Сценарий: Бен Хехт и другие (по роману Эрмитейдж Трэйл), оператор: Ли Гармес и Л. Уильям О'Коннелл, Продюсер: Говард Хоукс, Говард Хьюз.
В главных ролях: Пол Муни, Энн Дворак. В ролях: Карен Морли, Осгуд Перкинс, К. Генри Гордон, Джордж Рафт, Борис Карлофф и другие.
Награды:
Внесен в Национальный кинореестр в 1994 году.
Интересные факты о фильме:
Сценарист фильма Бен Хехт в прошлом работал журналистом в Чикаго и был хорошо знаком со многими гангстерами, включая Аль Капоне. Уже во время съемок картины Хехт однажды вернулся в свой гостиничный номер в Лос-Анджелесе и обнаружил там двух головорезов Аль Капоне. Они спросили у него, действительно ли фильм рассказывает об Аль Капоне. Хехт заверил их, что это не так, сказав, что образ Тони Камонте он создавал, ориентируясь на двух других гангстеров — Джима Колосимо и Чарльза Диона О`Бэнниона. "Тогда почему же фильм называется "Лицо со шрамом?", — спросил один из бандитов. Все подумают , что это про Аль Капоне". "В том-то и весь резон, — ответил Хехт. Люди подумают, что картина об Аль Капоне, и обязательно пойдут ее смотреть. Таковы законы шоу-бизнеса". Этот ответ вполне удовлетворил гангстеров.
Цензоры были недовольны тем, как изображен преступный мир в картине; им также не понравилась ее концовка. Тогда был снят другой финал, в котором Тони задерживают полицейские, затем его судят, признают виновным и казнят. Была перемонтирована и сцена смерти сестры Тони, поскольку его чувства к ней выглядели не такими уж братскими. Однако все эти изменения не удовлетворили цензоров, и тогда режиссер Ховард Хоукс решил вернуться к первоначальному варианту. Фильм вышел на экраны без цензорского одобрения, но чтобы к нему было меньше претензий, к названию добавили политкорректный подзаголовок "Позор нации".
Знак "Х" появляется на протяжении всего фильма.
Аль Капоне, по слухам, так понравилась картина, что он даже держал дома ее копию.
Как это часто бывает с некогда выдающимися, в свое время потрясающими и даже шокирующими фильмами, нынче смотреть их либо скучно, либо потешно. Мы все эти образы, характеры, эпизоды, гэги, диалоги и всякие мастерские ухищрения членов съемочной группы, которые в прошлом воспринимались как невъебенные находки, не то, что сто раз видели и слышали там и сям, в более поздних фильмах, так еще и сто раз видели и слышали там и сям различные их интерпретации, причем поглубже и посложнее, а так же пародии на них и пародии на их интерпретации.
Оригинальное "Лицо со шрамом", в особенности после жестокача-римейка де Пальмы 83-го года, воспринимается как наивная схематичная комедия про гангстеров. Скажу даже, что на "римейк" ленты Хоукса как-то больше тянут фильмы вроде "Джонни-опасно" с Майклом Китоном, ибо в оригинальном "скарфэйсе" весьма ярко выражена комедийная составляющая.
О всяких непростых закулисных историях, связанных с этим фильмом вкратце можно шапочно ознакомиться в "интересных фактах". Добавлю лишь, что это первый фильм, где показали зрителям автоматы "Томми" в действии. В Чикаго 30-х гэ гэ прошлого века эти эффективные орудия убийства получили прозвище "чикагские печатные машинки". Главный герой фильма обыгрывает это, говоря, что он, расстреливая конкурентов, словно печатает на машинке заявление о том, кто в городе главный поставщик пива.
А еще в фильме можно посмотреть на одного из главнейших монструозных актерофф — Бориса Карлоффа ("Франкенштейн", "Мумия"), сыгравшего самого "трудного" конкурента Скарфэйса.