ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Затмение / L'Eclisse (1962)


Затмение
Средняя оценка: оценка: 5
1962. Италия. 118 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Микеланджело Антониони.
Сценарий: Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра,
Оператор: Джанни Ди Венанцо,
Композитор: Джованни Фуско.

В главных ролях: Моника Витти, Ален Делон.
В ролях: Франсиско Рабаль, Луис Синье, Лила Бриньоне, Розанна Рори.

Награды:
МКФ в Каннах — специальный приз жюри..

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru.


Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Затмение"

Затмение оценка: 5

Этот удивительный фильм Антониони производит глубокое впечатление, несмотря на принципиально бесхитростный сюжет и отсутствие какой-либо ярко выраженной идеи. Вопреки большинству кинокритиков, я не склонен привязывать "Затмение" к условной трилогии или даже пенталогии, в которую так же входят "Крик", "Приключение", "Ночь" и "Красная пустыня". Не склонен, потому что не разделяю мнения, что "Затмение" — это очередное изображение режиссером нравственного надлома, душевного кризиса, охватившего представителей итальянского среднего класса. Какое там. Фильм светел и позитивен. Незастроенные пустыри между блочными домами залиты солнечным светом и ничем не напоминают удушающую атмосферу уплотнительной застройки, от которые нынче стонет Петербург. Антониони подымает персонажей в воздух, и с борта личного самолета они видят панораму Рима, уходят в облака, парят в воздушных сферах. Никакой клаустрофобии, — вполне приемлемая, комфортная, даосская пустота, раскрепощенность. Сексапильные короткие платья, светлые уютные квартиры, шкуры зебр и прочая африка бамбата.

Героине фильма, молодой привлекательной женщине Виттории (Моника Витти) не везет в любви. Однако, не спешите жалеть бедняжку. Она просто сделала выбор. Вместо того, чтобы всю жизнь тешить себя иллюзиями и фактически находиться на привязи, она уходит от своего жениха. Один легкий нюанс, гениально придуманный Антониони, подтверждает правильность ее выбора. Жених Виттории стремится вернуть всё на круги своя, идёт за ней, пытается проводить, довозит до дому, вешает на уши какую-то лапшу, обещает позвонить, звонить, звонить. Когда они все-таки прощаются, она останавливается и смотрит ему вслед.

Виттория обернулась.

А он — нет. С глаз долой, из сердца вон.

То же самое произойдет и с Пьеро (Ален Делон), молодым, энергичным биржевым маклером-консультантом. Он тоже не обернется. Но Виттория к этому уже готова. Поэтому она никак не форсирует события, не стремится сблизиться с ним, хотя он, несомненно, для нее привлекателен. К тому же услугами Пьеро пользуется мать Виттории (сближение происходит как раз тогда, когда страну охватывает экономический кризис, и мать Виттории (отчасти по вине Пьеро) терпит серьезные убытки).

Герои фильма избегают разрушающих душу страстей, они идут по жизни легкой поступью. И это не равнодушие, это — невозмутимость. Виттория прослеживает маршрут толстяка, который во время кризиса лишился всего своего состояния — 50 миллионов лир. Что же делает толстяк? Он берет в аптеке успокаивающее лекарство, в ближайшем кафе запивает таблетки минеральной водой и что-то рисует на салфетке. Потом уходит. Виттория смотрит на рисунок: изображены цветочки.

В одной из сцен обыгрывается сцена из "Сладкой жизни", вышедшей на экраны двумя годами ранее. В начале фильма Феллини мы видим вертолет, который тащит над городом огромную статую Христа. Здесь будет нечто подобное: кран вытаскивает из пруда автомобиль Пьеро и тащит его над толпой зевак. В машине — труп. Накануне вечером подвыпивший молодой человек угнал тачку на глазах хозяина, не справился с управлением и улетел в пруд. Герои фильма не склонны к рефлексиям по поводу гибели человека. Пьеро относится к этому печальному событию в высшей степени философски:

– Куплю новую, а эту продам. Пробег всего 8 000 миль, вмятин почти нет.

Христос в фильме Феллини из Бога превращается в ритуальный предмет, впечатляющий римскую богему лишь своими размерами. Машина — ритуальный предмет среднего класса, и он совсем не впечатляет Пьеро. Главные герои фильма избавлены от опасной болезни — "вещизма". Пьеро ходит на биржу не ради больших денег, а потому лишь, что она его прикалывает. Нравится ему эта смешная суета. Он участвует в процессе, не проникаясь и не заражаясь им. Это подчеркивается в частности тем, что у Пьеро есть роскошная квартира, но он предпочитает жить в скромной квартирке в одной из стандартных многоэтажек.

Вопреки Феллини, который называет свой фильм "Сладкой жизнью" и осуждает эту "сладкую жизнь", Антониони называет свой фильм "Затмением" и осуждает затмение в мозгах людей, недовольных этой вполне сладкой жизнью. Еще вернее, он ничего и никого не осуждает, — а это, обычно, сбивает с толку.

"Затмение" оставляет сильное послевкусие. Ряд эпизодов запоминается надолго. Например, сцена с пуделем, который убежал из дому, чтобы потусоваться с уличными собаками. Когда Виттория находит его и пытается забрать, пес вдруг встает на задние лапы и начинает нарезать вокруг Виттории круги. Похоже, что "Мальчик с носом" в "Твин Пиксе" Дэвида Линча вырос из "Затмения"…

(03.08.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: