Режиссер:
Роджер Корман. cценарий: Джек Николсон, оператор: Арчи Л. Дальзелл, музыка: American Music Band.
В главных ролях: Деннис Хоппер, Питер Фонда, Сюзанн Страсберг, Брюс Дерн. В ролях: Джудит Лэнг, Луана Андерс, Дик Миллер и другие.
Интересные факты о фильме:
Бюджет: $450 000, сборы в США: $10 000 000 (на январь 1970). Плюс 5,5 млн. — видеопрокат.
Фильм четырежды не мог пройти сертификацию в Великобританию из-за "рекламы ЛСД". Лишь в ноябре 2002 году полную версию сертифицировали с ограничением "от 18 лет".
Группа, игравшая в клубе в самом начале фильма — International Submarine Band с вокалистом Грэмом Парсонсом. Однако впоследствии Корман удалил из фильма всякий там кантри-рок и заменил звуковую дорожку психоделией от Electric Flag.
Джек Николсон писал сценарий на основании своего реального подконтрольного ЛСД-трипа в лабораторных условиях и драматического разрыва отношений со своей первой женой Сарой Найт.
Режиссер Роджер Корман не хотел приниматься за съемки не попробовав ЛСД лично. Трип оказался приятным. Потом он вынужден был спрашивать у людей на что похож "бэд трип", чтобы вставить соответствующие сцены в фильм.
Брюс Дерн не желал связываться с наркотой, поэтому о всём связанном с ЛСД выспрашивал у Кормана.
Джек Николсон писал роль Джона под себя, но Корман решил снять в этой роли Дерна.
Квентин Тарантино говорил, что если ты хочешь сообщить, что война — это плохо, просто скажи это, незачем снимать кино. Если когда-нибудь я начну составлять список идей, которые в кино циркулировать не должны, мысль о том, чтобы экранизировать кислотные трипы, займет подобающее место где-то в начале списка. С выделенным жирным шрифтом — особенно таким, как Корман. Те, кто не пробовал кислоту, ничего не поймут и будут писать отзывы о "необычном видеоряде", "интересных зарисовках", "настоящем артхаусе", "отсутствии сюжета", "нарезке бессвязных моментов"; те же, кто ее пробовали, будут зевать или раздражаться. "Trip" поражает своим юродством — взрослые мужчины (один из которых — Брюс Дерн (Silent Running)) с дотошностью малолетнего торчка из ру_драгз передают описанный Джеком Николсоном приход. Описывать свои трипы — это словно надоедать окружающим подробным пересказом собственных снов; они имеют смысл и ценность только для того, кто смотрел их. Вязкая, туповатая атмосфера LSD-прихода усугубляется дешевой размазней хипповского вагончика и безобразной фиксацией героя Фонды на своей жене. Здесь собраны все кислотные штампы, которые мне доводилось видеть/слышать как "городские легенды", усугубленные сценами, в которых облаченный в белую рубашку Фонда идет по лесу, преследуемый двумя всадниками. Прямо "Айвенго". Дэннис Хоппер в ожерельи из зубов и Дерн довершают омерзительную картину. Непременный секс с хипповскими девками, бренчащие занавеси на двери из разноцветных пластмассовых штук, ну, вы знаете, эта дружеская передача джойнта...
В картине присутствует пара визуальных ходов, ставших потом клише и попавших даже в экранизацию муркоковской "Последней программы", — Корман экспериментировал с видеорядом (сцена около зеркала, когда на лице появляются прожилки и узоры; cцена секса, на которую проецируются разноцветные линии, делающие людей похожих на змей, моррисоновских ящериц). Кропотливая операторская работа лишена смысловой поддержки. Революция хиппи, при внимательном рассмотрении выглядящая грязным сквотом. Взрослые фанаты психоделиков, узурпирующие право на Прозрение и Мистический Опыт, относящиеся к веществам как попы относятся к молитвам. Групповой прием кислоты кажется мне не только разбазариванием вещества, но и низведением попыток расширить сознание к экстенсивным методам, к тусовке. Наивное лицо Фонды, берущего в руки яблоко и начинающего сбивчивую речь про струящуюся жизнь, — это клоунада. Торчок со стороны всегда смотрится, как городской сумасшедший, он лишен достоинства и смешон, хотя внутри него могут взрываться микровселенные. Этот контраст между внутренним и внешним или, если хотите, между иллюзией и реальностью на пленке выглядит чересчур ультимативно. Поразмыслив над тем, почему я так рассердилась, я пришла к выводу, что это произошло потому, что "Трип" Кормана в чем-то напоминает мой собственный опыт — негативные впечатления последней фазы, связанные с ограниченностью "кислоты", которая сильно утрируется на экране, а также самонадеянность Кормана — кино не способно показать даже простые вещи, доступные книгам, что уж говорить о том, чтобы изобразить впечатления человека от трипа. Пучок ощущений измененного сознания уплощается на пленке, делается результатом визуальных галлюцинаций, хотя визуальная часть трипа — это самая примитивная его часть. "Трип" очень плох, потому что он крайне примитивен. Видения главного героя постоянно крутятся около комплекса вины и жены, что вызывает раздражение. И Николсон ("Псих-аут"), и Хоппер ("Флэшбэк") в дальнейшем не раз появлялись в подобного рода вещах.
"Трип" плох и тем, что он всем понятен, несмотря на отсутствие стяжки, сюжета. Он — это то, как люди представляют хиппозные приемы ЛСД. Сама этимология слова "трип" включает в себя уход отсюда — туда, путешествие в другое измерение. В этом смысле название фильма Кормана является самопародией, потому что никакого "трипа" тут нет — мы стоим на месте. Недавно мы с одним человеком натолкнулись на вопрос о геях. Я сказала, что есть геи — и есть мужчины, которые спят с мужчинами. В чем разница? У мужчины жизнь не крутится исключительно вокруг секса, половой ориентации; он представляет собой личность, выходящую за грань постели, а то, с кем он спит, не имеет никакого значения. То же самое можно сказать и о трипах. Трип, являющийся частью кинополотна, говорящего о многом (как, к примеру, "Страх и ненависть в Лас-Вегасе"), — это фишка, это интересно. Трип, снятый только ради трипа, начинающийся после многозначительного предупреждения об LSD, — это раздражающий мусор, змея, которая давится собственным толстым хвостом. И "Трип" Кормана — как раз такой случай, усугубленный тем, что в нем полно штампов американского кино о взаимоотношениях.
Изначально я поставила фильму 2.5 за визуальный подход. Но потом опомнилась — проклятье, ведь существуют гораздо более визуально интересные работы, хватит жалеть нерадивых дельцов. Короткометражки Майи Дерен гораздо более мистичны, чем кормановское кино. Те же Cut-ups Берроуза передают запределье гораздо четче — потому, что его нельзя объяснить.
Даже от Кормана не ожидал столь сверхультрагипермегаархинезатейливой псевдопсиходелической бимувки. Что уж говорить о сценаристе — Джеке Николсоне. Белены они объелись, а не ЛСД! Фильм действительно воспринимается, как реклама "кислоты", отчего его и запрещали повсеместно, да только вот весь этот трип главгера (Фонда) до того убог, что похож не на глюки, а на затянувшийся советской видеоклип той группы (не помню названия), которая поёт "Учкудук — три колодца". Ну, или какой другой советский видеоклип, где поющие перцы зажато ходят по какой-нибудь пустыне или по лесу в белых сценических костюмах и делают манерные движения руками и лицевыми мышцами. А потом их изображения временами мутят, обесцвечивают, соляризуют, калейдоскопят и множат — вот вам и клип для "Утренней почты". Вдобавок, на заднем плане скачут всадники в черных балахонах, бродят полуголые девы, пылает огонь, бьется о скалы прибой, стелется туман, грозит казнью инквизитор... Правда у Кормана никто не поет "учкудук" или даже "иц э син". Зато весь фильм тягомотно играет какая-то скучная психоделическая группа третьего эшелона — их тогда было до жопы. Впрочем, все эти роскошные хипповские флэты с бассейнами, густо и ядовито размалёванными стенами и всякими бисерными фенечками, свисающими со всего, с чего только можно свисать, воспринимаются так, будто фильм снят не в самый разгар всего этого субкультурья, да еще и в самом эпицентре событий, а и впрямь, что на советском ТВ начала восьмидесятых, понаслышке, в сатирическо-пропагандистских целях — настолько всё гипертрофировано. Не катит даже как свидетельство эпохи — какой-то артефакт. Хорошо хоть неестествено ведущий себя перед камерой Деннис Хоппер, временами даже испуганно в нее глядящий, два года спустя исправил положение "Беспечным ездоком" с тем же Фондой, взяв и Николсона, только уже не как горе-сценариста, а второпланового актера.
Единственные две стоящие "наркоманские" сцены в фильме — в автопрачечной, когда Фонда искренне удивляется работе стиральной машинки и базарит с какой-то домохозяйкой, носящей на голове абажур и когда он походя забредает в чей-то дом, и чувствует там себя как дома — на автомате включает телек, лезет в холодильник, болтает с хозяйской девочкой — при этом отдавая себе отчет, что он не отдает себе отчет в том, что дом чужой.
Кстати, вся эта затея с трипом сводилась к тому, чтобы помочь главному герою, запутавшемуся в своих отношениях с женой, разобраться в том любит он ее и не любит. И вот, побегав на измене по воображаемым учкудукам среди огней большого города, он "разобрался в себе" и понял, что любит. Такой вот неказистый эйсидсплотейшн.
Когда пару месяцев назад я сжигал вместе с Питером Фондой в “Сан-Андросе” целые поля конопли, а потом отправлялся вместе с ним в Сан-Фиеро на поиски лучшей жизни, то еще не подозревал о фильме “Трип”. Точнее подозревал, но еще его не видел, хотя этот фильм уже пару лет мылился на моем компьютере.
Когда пару недель назад я персматривал фильм “Скорость” и пытался тупо пародировать героя Хоппера из “Голубого бархата”, вдыхая и выдыхая дымоган из разломажнной баклаги, то тоже не подозревал о фильме “Трип”, хотя уже давно стоило. Хотя бы потому, что персонажи Хоппера из всех трех фильмов — герои одного порядка.
Когда пару часов назад я начинал смотреть фильм “Трип”, то все еще верил в то, что бывают хорошие фильмы про наркоманов. Верил, но сомневался. И сомневался не зря.
Интересных фильмов про наркоманов не бывает. Таков закон природы. Если все же сможете доказать обратное, то большой вам человеческий респект.
Если фильм "Трип" не может удивить зрителя, тем более современного, буквально ничем, то коммерческому нюху режиссера и продюсера Роджера Кормана можно только позавидовать. Тупой как пробка "Трип" вышел именно тогда, когда обязан был выйти: в 1967 году, когда битлы записали "Srg.Pepper’s Lonely Hearts Club Band", а "Doors" выпустили свой дебютный альбом, когда американская полиция начала бороться с распространением психоделиков, а взоры запада в очередной раз, как по команде, обратились в сторону востока. Каждый "искал себя". Корман вводит глумливо-ворчливый ворнинг в начале картины: "Товарищи, чрезмерное употребление кислоты может навредить здоровью". В финале же фильма, представляющего собой не слишком яркую, не слишком талантливую, да и по большому счету не слишком-то кислотную зарисовку одного трипа, главный герой отвечает на четко поставленный вопрос:
- Ты нашел себя? - Э-э-ээээ… Кажецо да.
Этого было достаточно, чтобы при бюджете в 400 000 долларов собрать кассу размером в 10 000 000 долларов (и это при ограниченном прокате и наличие губительной бирки "до 16 и старше"!). Представляю, сколько патлатых юнцов в костюмчегах и с галстуками-шнурками, поломилось в пресловутые "грайндхаузы". Нет возможности раздобыть волшебного препарата, открывающего перед твоими зашоренными глазами мир во всей его полноте, так хоть глянем, что знающие люди об этом говорят. И ведь предусмотрительный Корман громогласно сознался перед газетчиками и репортерами накануне премьеры: ДА, Я ЖРАЛ КИСЛОТУ!
В то время, однако, главное из искусств не обладало достаточным арсеналом технических средств, чтобы отобразить в полной мере весь спектр, глубину и изменчивость инфицированного сознания. Корман обходится одними лишь световыми эффектам, но да это пол-беды. Его творческое мышление отнюдь не сюрреалистично. Даже напротив, оно сугубо прагматично. Всего через шесть лет, обладая тем же убогим набором юного кинохимика, Алехандро Ходоровский соорудил хоть и дурацкую, но все же отчасти башнесрывающую "Священную гору". Корман же налепил традиционных фантазий, снящихся поллюционирующему подростку: какие-то назгулы и голые телки, готовые отдаться без лишних слов. Впрочем, чрезмерная фиксация на женщинах, — это политика нормального продюсера, снимающего фильмы категории Б. Что за фильм без голых телок? Абсурд!
Вот именно абсурда "Трипу" и не хватает. Это вполне последовательный, логичный, продуманный фильм, сделанный без сумасшедшинки, без искры. Может, все-таки, Корман никогда не жрал кислоты?