Режиссер:
Пол Гринграсс. Сценарий: Тони Гилрой, Скотт Бёрнс, Джордж Нолфи и Том Стоппард по сюжету Тони Глироя по роману Роберта Ладлума.
В главных ролях: Мэтт Дэймон. В ролях: Крис Купер, Джоан Аллен, Джулия Стайлз, Скотт Гленн, Дэвид Стретерн, Эдгар Рамирес, Пэнни Консидайн, Джой Анса.
Интересные факты о фильме:
Во время сцены в нью-йоркском офисе ЦРУ на одном из компьютером можно увидеть изображение Дональда Рамсфельда.
На книжной полке в кабинете Восена можно увидеть автобиографию Билла Клинтона "Моя жизнь".
Короткую погоню и аварии в центре Нью-Йорка снимали шесть недель.
Во время этой погони все машины движутся на скорости 50 километров в час, или медленнее — по настоянию нью-йоркского полицейского департамента, в котором опасались за безопасность пешеходов.
Среди файлов, который Борна ворует из офиса ЦРУ, есть файл ликвидированного агента, на котором стоит фото актёра Ричарда Чемберлена, сполнившего роль Борна в телепостановке 1988 года.
Съёмочной группе не удалось закрыть хотя бы ненадолго вокзал Ватерлоо, поэтому в кадре видно, что пешеходы рассматривают и показывают пальцами на съёмочную камеру.
Две яркие отсылки к первому фильму: - операция "Блэк Брайар" впервые упоминается в конце фильма "Идентификация Борна", когда Эббот рассказывает о том, что операция "Трэдстоун" исчерпала себя, и предлагает новый проект. Этот проект — и есть "Блэк Брайар". - последние слова Борна в фильме — это те же слова, что произносит перед своей смертью профессор (Клайв Оуэн) в фильме "Идентификация Борна".Версия для печати
Единственное, чего мне не хватало в этом фильме — это ебли. В самом деле, за три фильма Джейсон Борн: - шесть раз стрелялся с разными противниками - невесть какое число раз с этими противниками пиздился на руках и подручных предметах - разнёс 3 (а по некоторым подсчётам 4) города своими погонями - и всего один раз поебался. Из этой статистики становится, в целом, ясно, откуда в нём берётся такая неуёмная энергия и жажда деятельности. В самом деле — такими темпами в следующий раз поебаться ему светит не раньше четвёртой части фильма (которую, если следовать логике, снимать не будут), а следующий за этим — ещё через три фильма. Я бы тоже, наверное, разнёс всю планету к чертям собачьим, если так. Тем более, что в фильме был момент, прямо-таки созданный для ебли: когда Джулия Стайлз, уже признавшаяся Борну в любви, стояла перед зеркалом в ванной с причёской Франки Потенте из первого фильма…
Но давайте обо всём по порядку.
Перед создателями третьей картины встала практически нерешаемая задача: достойно завершить разрекламированный сериал, в котором уже к этому моменту было ВСЁ, что можно было показать, не сваливаясь при этом в "крепкий орешек-4", и при этом совмещая несовместимое: экранизацию морально устаревшего романа с посылкой этого романа нахуй, выполненной в первых двух фильмах. И, что надо заметить, со своей задачей сценаристы справились отлично. Не прыгнув выше головы, конечно, но взяв при этом достойную высоту.
В сущности, фильм представляет собой мозаику из удачных находок и фишек первых двух картин, нарезанных мелкими эпизодами, и развитых до масштабов нового бюджета (по разным данным — от 110 до 138 миллионов долларов). Главной проблемой при написании сценария, вероятно, стал вопрос — как продолжать борьбу одинокого агента, потерявшего память, против системы, если в конце второго фильма он уже с системой подружился, и, более того — узнал своё имя, то есть как бы вернул себе память. Выход нашёлся, и выход весьма нетривиальный: финальную сцену "Преимущества Борна" переиначили, и так вписали в "Ультиматум", что Борн снова оказался один против всех, и с потерянной памятью. Итак: снова одиночка, забывший, кем он был и почему, против ужасных ЦРУшников, создающих бесчеловечные проекты по ликвидации людей и проч., и скрывающих правду от народа, и снова кто-то в управлении хочет правды и счастья для всего человечества. Этим кем-то осталась полюбившаяся зрителям Джоан Аллен. На роль подружки Борна, по которой зрители соскучились за вторую половину "Преимущества", взяли хорошо знакомую всем Джулию Стайлз, которую зачем-то тянут из фильма в фильм (скажите мне кто-нибудь, она что, большая звезда?). Джой Анса и Эдгар Рамирес — молчаливые "спецы" (напомню, что ранее в этом образе успели побывать, на секундочку, Клайв Оуэн и Мартон Чокаш). Ну и "плохих ЦРУшников" в этом фильме сыграли… впрочем, это уже спойлер.
И вот, расставив всё по местам, Тони Гилрой начал ваять: и команда из трёх довольно неплохих сценаристов говорит о серьёзности его намерений. Так что сет-ап в картине занял примерно десять минут. А дальше пошёл беспросветный, непрекращающийся драйв с моментальными перелётами между разными частями света, мочиловом, стрельбой, взрывами, погонями и жуткими, чвакающими авариями. Из первых фильмов взяли практически все удачные находки: молчаливых убийц — главных противников Борна, снайпера, убивающего невиновного, попытки схватить Борна в людном месте, интеллектуальные игры с "конторой", и драки-драки-драки. Дивное использование в бою подручных средств доходит здесь до апогея: в одном из боёв Борн ломает противнику конечности книгой, и потом мочит его в сортире при помощи полотенца для рук. Осталась, естественно, и характерная режиссёрская манера Пола Гринграсса: минимум объяснений, что идеально вписывается в формат интеллектуального боевика, и съёмки всех драйвовых сцен ручной камерой под всё тот же простенький, да удаленький саундтрек Джона Пауэлла. И наконец-то мы увидим сцены, снятые непосредственно в США: вся эта экзотика для путешественников, на которой были построены первые картины, конечно, хороша, но американцы всё же лучше понимают и чувствуют родные стены. Финальная погоня, хотя и невелика по времени, представляет собой такое мясо, что даже четвёртый крепкий орешек на секунду отошёл покурить. Единственное, как я уже сказал, в чём, на мой взгляд Гилрой промахнулся — это в том, что не вставил в картину ещё хотя бы одну еблю. С другой стороны — при наличии столь явных параллелей с первым фильмом все эти недосказанности действительно хорошо оставить за кадром: уверен, Борн и Никки где-то таки порезвились всласть, просто нам этого не показали, заставив напрягать воображение.
Что ж. Я буду скучать по Джейсону Борну, который доставил мне невероятное число приятных минут, оставаясь единственной по-настоящему интеллектуальной экшн-франшизой в эпоху появления второй "Невыполнимой миссии" и четвёртого "Крепкого орешка" (будь он неладен). И так же искренне надеюсь, что четвёртой серии не последует. Всё же, надо знать меру и вовремя останавливаться. И Джейсон Борн, плавающий в водах залива возле Манхеттена, как рифма Джейсону Борну, плавающему в средиземном море — идеальный конец трилогии.
Даже притом, что я в принципе не люблю "шпионские" фильмы, сильно очень удивляет меня оценка, выставленная "Ультиматуму Борна" моим коллегой Дмитрием Савочкиным. Надеюсь, читатели журнала "Экранка.ру" не будут возражать, если в дальнейшем я перейду на личности? В любом случае, я это сделаю.
Ты что, Дмитро, ебнулся? :) Где ты тут нарыл 4,5 балла? 4,5 балла означает, что фильм приближен к шедеврам, топчется где-то на второй сверху ступеньке, у самого трона. Но ведь "Ультиматум" мало того, что вызывает непреодолимую зевоту, так он еще насквозь вторичен и даже третичен по отношению ко всей этой плеяде шпиенских фильмов, когда чувак выпадает из Системы и становится ею гоним. Не говоря уже о том, что "Ультиматум" абсолютно ничем не отличается от "Идентификации Борна" ни с точки зрения режиссуры, ни даже с точки зрения сюжета. Фильм-клон. Мэтт Деймон мрачно носится по городам мира и пиздит в сортирах врагов своих. Ахуеть, дайти три. Ты, наверно, и четвертой серии поставишь 4,5 балла. Дима, а у тебя есть любимый телесериал? Почему бы тебе не составить 20-ку своих любимых фильмов из 20 серий этого сериала?
"Ультиматум Борна" плох еще полным отсутствием интриги. В "Идентификации" Борн пытается найти ответ на главный, может быть, вопрос человеческой жизни — "кто я?", "зачем я?", "что, бля, за нах?". Это сильнейшее, страстное желание Борна "обрести себя" даже выводит фильм (выводит, впрочем, на поводочке со строгим ошейником) за рамки стандартного шпионского боевика, тогда как третья часть является уже наспех слепленной поделкой, selfexplotation’ом (думаю, что и роман того же сорта).
В финале фильма Борн наконец-то идентифицировался окончательно. Более неинтересной развязки давненько я не видал. Оказывается, что Борн до того, как стал агентом ЦРУ, НЕ БЫЛ агентом ЦРУ. Потрясающе!
В шестой серии, наверно, Борн будет путешествовать по всем своим реинкарнациям. Сайентологическое кинцо-то, а? Насквозь прогнил Голливуд! Началось с Тома Круза и Траволты, а закончилось Мэттом Деймоном. И Полом Гринграссом. Курнул Гринграсс гринграсса — и полетел в астрал.
Ну, а ты-то что курнул, Дима? Признайся уж друзьям. А еще лучше — поделись…
Таков мой ультиматум: либо делись, либо снижай оценку!
Экранизация романов Ладлэма стала той черной лошадкой, что внезапно начала обгонять давно известных фаворитов. Невзрачный Борн в куртке и мешковатых штанах, с амнезией и молниеносными движениями рук, как-то неожиданно начал уделывать давно известных шпионов. Если первый фильм можно рассматривать как недоразумение, появление, то второй был стопроцентным попаданием, полной удачей. Гонка в Москве и Карл Урбан в роли Кирилла обеспечили "Превосходству Борна" стойкий интерес. Но мне кажется, что иногда нужно остановиться. Стремление и безапелляционность голливудских киноделов, с которыми они берутся улучшить хорошее, иногда пугает.
Недостаток "Ультиматума" бросается глаза с первых кадров — авторы нисколько не заботятся о людях, которые не видели предыдущих фильмов. Никакого "ознакомления с предыдущими сериями", что сразу сужает круг получающих удовольствие, вгоняет первые минуты в ступор. Ведь "Превосходство" было когда? Много и много месяцев назад. Если честно, кроме искрометной такси-гонки я уже ничего и не помню. Поэтому начало фильма — это тяжелая адаптация. Точно так же, как незаметен и некрасив Борн, точно также некрасивы и погони, лица, люди, столкновения машин, но как это бьет по нервам! Трясущаяся камера, характерная для авторского кино, и экшн, присущий обычным боевикам, соединились в одно. Борн неуправляем, он анстопэбл. Меняются планы, меняются города, но он всегда одинаковый, с одним и тем же выражением лица, практически в одной одежде. Метаморфозы Бонда на его фоне — это игра мальчика в смену имиджа, эстетские игрища для тех, кто не может замарать руки кровью.
Однако сам фильм не выбился в лидеры. Бросается в глаза масса (масса позорных!) самоповторов. Потеря времени, следующая бумажка из длинного рулона. Развязка разочаровывает по полной. Борн еще может вернуться, но лучше бы появился кто-то еще.
- Здравствуй, Джейсон. Я давно тебя ждал. - Я пришел узнать главную тайну “Тредстоуна”. - Это и есть твой ультиматум? - Нет, это мой пистолет. И я вышибу тебе мозги, если ты не скажешь мне в чем главная тайна проекта “Тредстоун”. - На самом деле все очень просто, Джейсон. Его тайна в том, что настоящие агенты проекта “Тредстоуна” размножаются только делением. - Нихуясе. Это как? - Если тебе выстрелить в голову, Джейсон, то вместо одного Борна у нас появятся целых два. - Два мертвых Борна? Какое роскошное изобретение! - Нет, два живых. Не хочешь попробовать, Джейсон? - Хочу. Выстрел в голову собеседника. Немая сцена. Мозги Хирша стекают по обоям. - Наверное, я что-то не так понял.
В это же время в Танжере. - Борн убегает по крышам! Упс, Борн падает с крыши! Нифигасе, у нас два Борна! Что случилосm?! Четыре Борна?! Шестнадцать?!!! Да что за хрень!! Двести пятьдесят шесть? Чего двести пятьдесят шесть? - Шеф, “борны” переходят в наступление! - Попробуйте тогда брандсбойты. И только ни в коем случае не стреляйте в них.
Два часа спустя. - Наши агенты передают, что “борны” захватили власть в России. Сначала взяли штурмом Зимний, а потом создали на его базе Временное правительство. Меня это пока не волнует. Вызовите сюда наших ведущих аналитиков. Аналитики на связи. Хорошо. Вопрос номер один — есть ли у Борна какой-нибудь ультиматум? Молчание. А у какого из них? Да хоть у какого! У первого, второго или третьего. И вопрос номер два — какого хера мы брали в супергенты этого сентиментального дембеля, когда у нас есть сотни вооруженных до зубов ебланов, готовых валить людей по первому требованию и не рефлексирующих из-за каждой херни.
Два часа назад. Джейсон Борн смывает с лица кровь и мозги Хирша, потом аккуратно начинает брить собственный череп. Через пять минут он с удивлением обнаруживает на затылке большой штрих-код. - Сорок седьмой, — читает он по слогам свою татуировку. Потом смотрит в зеркало на собственное отражение. — Сорок седьмой? Что бы это значило?