Награды: 2003 — Лучшие автомобильные трюки — команда из 19 человек, имена которых авторам Экранки ничего не говорят (World Stunt Award, полная формулировка награды: "Stunt drivers perform a car chase through the crowded streets of a European city. This chase includes driving on sidewalks filled with people, navigating through small alleys, driving down stairs, a motorcycle slide, crashing through a glass door and a stunt man crashing a motorcycle into a car and flipping over the vehicle.")
2003 — Лучшая музыка к популярному фильму — Джон Пауэлл (ASCAP Film and Television Music Award).
Интересные факты о фильме:
По Просьбе Дага Лаймана, сценарист Тони Гилрой не читал романа Роберта Ладлума (!!!). Вместо этого он писал сценарий по сюжету, набросанному Лайманом на трёх страницах.
В фильме отсутствуют начальные титры. На специальном издании ДВД во втором регионе отсутствует также и название — как в начале, так и в конце картины.
Брайан Кокс, сыгравший Уорда Эббота, снимался также в другом фильме об убийце, потерявшем память: "Долгий поцелуй на ночь".
Персонаж Клайва Оуэна ездит на БМВ.
В начале фильма Джейсон Борн смотрит в зеркало и говорит: "Weet je wie ik ben? Hou dan godverdomme op met dat gezeik en zeg het me." По-датски это значит: "Ты знаешь, кто я? Тогда давай без говна — просто скажи мне".
Пистолет, который Борн находит в сейфе Гемантшафт банка — это "SIG-Sauer SIG Pro SP2009" (9 мм).
Профессор — персонаж Клайва Оуэна — пользуется винтовкой "Swiss SIG 550 Sniper". Хорошее оружие.
По просьбе Фрэнка Маршалла морских пехотинцев, охраняющих консульство США в Цюрихе играли реальные морские пехотинцы, охраняющие различные посольства и консульства США в Европе; они были одеты в свою стандартную форму, и использовали обычную тактику.
Красная сумка, которую Борн берёт в Гемайнтшафт банке в Цюрихе и потом отдаёт Мари, появляется в конце: ею накрыт один из скутеров.
В начальной версии сценария Мари была американкой, её фамилия была "Перселл" и у неё были зелёные волосы.
Роберт Ладлум, который был также одним из исполнительных продюсеров фильма, умер во время пост-продакшна, 12 марта 2001 года. Фильм посвящён его памяти.
Бред Питт отказался от роли Джейсона Борна, чтобы сыграть в фильме "Шпионские игры".
Брайан Кокс и Крис Купер отыграли все свои сцены за пять дней.
В боевых сценах бойцы используют техники Крав Мага и Эскрима/Кали. В том числе использование Борном полицейской дубинки и ручки, которую он вгоняет противнику между пальцами.
Продолжительность среднего ракурса в фильме — 4 секунды.
Среди предметов, которые Борн находит в своём депозитном ящике в Гемайнтшафтбанке в Цюрихе — Кредитная карточка Американ Экспресс и довольно редкая карта постоянного клиента Air France Club 2000. Она выдаётся только менеджменту компании Air France, и корпоративным клиентам, которые распоряжаются миллионными бюджетами на перелёты.
После того, как фильм уже был почти закончен, дата его релиза переносилась три раза в связи с разными изменениями. После 11 сентября 2001 года создатели готовой картины перепугались, что фильм не будет правильно воспринят и понят публикой, и переделами начало и концовку (они доступны на сцениальном издании ДВД). В конце концов, после проведённых фокус-групп, решено было выпускать фильм в начальной версии.Версия для печати
Признаюсь честно: мне поначалу "Идентификация Борна" не понравилась. Я её тогда сравнивал... уж и не помню с чем, но помню, что тот, второй фильм, мне нравился больше. Тоже какой-то боевик, в котором тоже агент, и тоже баба с ним бежала. Не, не вспомню, забыл уже окончательно. Ну и бог с ним.
Пожалуй, главный недостаток картины — это неоригинальность базового стори-лайна. Когда Роберт Ладлем в 1980 году написал роман про мужика, потерявшего память, который неожиданно для себя оказался супер-агентом, это было невероятно оригинально. Но когда то же самое снимают в 2002 году — это явное некомильфо. После "Вспомнить всё"? После "Долгого поцелуя на ночь"? После целой плеяды картины категории "Б", у которых я даже не помню названий? Да каждый второй американский фильм, где герой теряет память, заканчивается тем, что он оказывается секретным агентом. В итоге, решение "фильму — отказать" было принято ещё до просмотра. И поэтому все недостатки картины во время просмотра мне бросались в глаза, а все достоинства я предпочитал игнорировать. И лишь во время случайного второго просмотра я обратил внимание на то, насколько всё же мастерской картиной является "идентификация", не смотря на длинный ряд недостатков.
Даг Лайман изначально не планировал снимать боевик, поэтому всех этих "крэш-бум-бэнг" в фильме немного. "Идентификация Борна" — это могучая мешанина жанров, называемая обычно "шпионским триллером": здесь и боевик, и политический триллер, и мелодрама, и немножко нуара, и экзистенциальная драма. Выбор Мэтта Дэймона на роль супершпийона поначалу всех потешил, а потом восхитил. Его детская мордашка, с которой не сходит выражение удивлённого охуения как нельзя лучше подходит к картине "пра настоящих, а не киношных ассасинов". Да, они такие — настоящие шпионы — ты никогда не догадаешься по их внешнему виду, что они вынашивают коварные планы убийства президента или захвата очередной банановой республики. Да и Мэтт Дэймон, неистово тренировавшийся для боевых сцен, и выполнивший сам большинство трюков (включая абсолютно все драки, и ползанье по стенам консульства в Цюрихе), не может не восхищать.
Главных сильных сторон у фильма две.
Первая — это претензия на полную реалистичность, и "приземлённость" секретных агентов. Борн — не сверхчеловек, он не летает по воздуху, не уворачивается от пуль (а, напротив, получил с начала фильма в спину целых две), и не чужд простым человеческим эмоциям. И главное — у него нет никаких секретных паролей, с помощью которых он может вызвать президента в любое время дня и ночи, супер-дивайсов, которыми он может обезвредить любого врага, короче, ничего такого, чего не мог бы использовать обычный человек. Он "использует то, что под рукою, и не ищет себе другого". Это едва ли не главная фишка фильма, запоминающаяся зрителю — как он дерётся, используя шариковую ручку, и гоняет по Парижу на маааааленьком автомобильчике. Кстати, это один из первых фильмов, где в качестве основной техники боя использовались филлипинские боевые искусства — Эскрима и т.д. Основной их фишкой как раз и является набор простых движений, которым легко обучить даже трудно обучаемого и слабо подготовленного физически человека (например, крестьянина), использующих разные подручные средства (тарелки, ложки, туалетную бумагу там всякую).
Вторая — это, всё же, относительно высокая интеллектуальная планка картины. Побеждает всегда тот, кто умнее, и быстрее принимает правильное решение в бою. Эта мысль проходит через картину красной нитью: Борн ушёл от морских пехотинцев в консульстве не потому, что имел большую огневую мощь, и застрелил "Профессора" не потому, что имел лучшее ружьё. Элемент интеллектуальной игры, чрезвычайно вовлекающий такого зрителя, как я, здесь очень силён.
Ещё один момент, который никак не придётся к слову, но на котором хочется остановиться — это различия между исходной книгой и фильмом. Тони Гилрой — матёрый голливудский волк, который не хуже, чем, например, я понимал, насколько устарел роман Ладлема. Поэтому он сразу и решительно сделал главное: выбросил из сюжета к ебеням главного антагониста Борна — Карлоса Шакала. Этот персонаж устарел не только сам по себе (что было бы ещё половиной беды, ибо можно было придумать на его место другого террориста), но и с точки зрения концепции. Поэтому судорожные метания Борна из романа, в ходе которых он очень долго уверен, что был убийцей, а в конце выясняет, что был "хорошим полицейским", который должен этого убийцу поймать, в фильме разрешаются в противоположную сторону. Да, Борн — убийца. Но потеря памяти — на то и потеря памяти, что позволяет начать всё с чистого листа. И... ну и так далее, в общем. Без "шакала" или хотя бы его заменителя фабуле больше не на чем держаться, и Гилрой перекроил её начисто: противниками Борна оказываются его недавние друзья, и вместо главной линии: расследования Борном якобы совершённого им убийства и счастливого возвращения домой, линий в фильме оказывается две: расследование Борном прерванного им убийства, и борьба с целой группой участников "проекта тредстоун", которых по очереди посылают ему на перехват (одного из них, кстати, прекрасно сыграл Клайв Оуэн, рассекая по ночной Европе на БМВ, словно в только что законченной серии рекламных роликов).
Зато сильные стороны этой, пусть и довольно вторичной, идеи Гилрой использовал на все сто. У Борна полфильма с рожи не сходит натуральное охуение — особенно, когда он легко валит двух полицейских в парке: "и это чего, я сделал?" Даже в "долгом поцелуе" с его знаменитой фразой "chiefs do that" это не получилось настолько красиво и натурально. Прекрасны драки и автомобильная погоня — не масштабностью, а именно нестандартностью, когда вместо поднадоевшего кун-фу, мечей и летающих лимузинов нам предлагают короткие, экономные движения, шариковую ручку в качестве ножа и старенький автомобильчик (забыл марку) для ухода от полиции. И, конечно, прекрасен финальный трюк — с падением на мужике через три лестничных пролёта (кстати, выполненный реальным, живым каскадёром, правда, с нескольно меньшей высоты и в картонные коробки) — он врезается в память намертво. Это классека.
Пожалуй, главное, за что мы должны быть благодарны "Идентификации Борна" — это за то, что фильм вдохнул новую жизнь в интеллектуальные боевики, как жанр. Во многом благодаря ему третья часть "Миссии: невыполнимой" разительно отличается от второй в сторону увеличения реалистичности (Том Круз в отдельные моменты даже начинает опять использовать подручные предметы вместо джеймс-бондовских девайсов второго фильма!), а "Бонд. Джеймс Бонд" открытым текстом начинает косить под "Борнов" (исполнительный продюссер фильма "Казино Рояль" Барбара Брокколи рассказала, что в своём фильме они старались приблизить бондиаду к борниане, как наиболее современной и отвечающей времени экшн-франшизе). А это значит что? А это значит больше хорошего и умного кино!