Режиссер:
Джордж Миллер. Сценарий: Джордж Миллер, Байрон Кеннеди, Джеймс МакКослэнд, Оператор: Дэвид Эггби, Композитор: Брайан Мэй, Продюсеры: Байрон Кеннеди, Билл Миллер.
В главных ролях: Мел Гибсон. В ролях: Джоан Сэмюел, Хью Кияс-Бёрн, Стив Бисли, Тим Барнс, Роджер Уорд.
Награды: Австралийский киноинститут — лучший монтаж, лучший звук, лучшая музыка Фестиваль фантастики и фильмов ужасов в Авориазе, Франция — Специальный приз жюри..
Интересные факты о фильме:
При написании сценарии Миллер вдохновлялся фильмом "Парень и его пес" (1975, экранизация фантастического рассказа Харлана Эллисона).
Мел Гибсон пришел на прослушивание за компанию с приятелем. Накануне Мел получил пиздюлей в пьяной драке в баре, и был весь в синяках. Толком его физиономию разглядеть не удалось, и потому ему сказали: "Вообще-то нам нужны фрики. Так что приходи через три недели, когда заживут раны".
Фургон, который раздолбали в начале фильма, был личным фургоном Джорджа Миллера. Он пожертвовал фургоном, т.к. катастрофически не хватало денег на съемки. Вообще, было отснято всего 80% задуманных Миллером гоночных сцен.
Поскольку Гибсон был абсолютно неизвестен в Америке, его не показывали в рекламных трейлерах, сделанных для американских кинозалов. Вместо Гибсона публике демонстрировали автомобили и столкновения.
Т.к. не хватало средств, в фильме использовались только списанные полицейские автомобили. Мел Гибсон был единственным актером, который носил настоящий кожаный костюм (остальные были одеты в виниловые подделки). Мотоциклы поставляла фирма "Кавасаки" (продакт-плейсмент). Почти все байкеры, занятые в фильме, после съемок оставили мотоциклы себе.
"Безумный Макс" стал первым австралийским фильмом, снятом в формате 16:9.
Фильм долгое время удерживал рекорд в Книге рекордов Гиннесса по наивысшему соотношению прибыли и бюджета, уступив его лишь в 2000 году фильму "Ведьма из Блэр". Бюджет фильма составлял 300 тысяч австралийских долларов (из них пятнадцать тысяч были выплачены в качестве гонорара Мелу Гибсону). Мировой прокат принёс фильму 100 миллионов долларов.Версия для печати
Я как-то раз писал очерк про Джорджа Миллера, режиссера-постановщика "Безумного Макса" (это был его дебютный фильм). Нарывая материал, я наткнулся на обширное интервью с Миллером, выложенное на каком-то иностранном сайте. Выяснилась интересная штука: в молодости Миллер работал на скорой помощи, а параллельно писал сценарии (вот только не мог их реализовать). Больше всего занимал Миллера вопрос: можно ли передать дух реального насилия чисто кинематографическими методами. Чтоб, грубо говоря, глядя фильм, тебя торкало так, как если бы ты видел эти жуткие сцены по-настоящему, прямо перед собой. Короче, чтоб не было привкуса целлулоида и попкорна, и ты не чувствовал окружающих тебя людей, пиздящих по мобильникам и жрущих начос. Подозреваю, что Миллер с презрением относился к "сценам ужасающего насилия", которые вынужден был смотреть Алекс в кубриковском "Заводном апельсине". И, в общем, он по-любому был прав, считая, что насилие в кино слишком эстетизировано. По стилю какой-то чрезмерно возбужденный фильм "Безумный Макс" должен был стать тем "золотым сечением", когда сверхъественность подлинного произведения искусства сливается в экстазе с низменным и брутальным, то есть, чем-то естественным. Нервная музыка Брайана Мэя (я долгое время полагал, что это тот самый Мэй, который гитарист из группы "Queen") звучит очень в кассу, действует тайком, исподтишка, как и полагается хорошему музыкальному сопровождению. Фильм вообще очень складный, без провисаний, динамичный. При скромном бюджете, Миллер достиг недосягаемых высот в зрелищном жанре "экшн". Фильм получился новаторским: фильм болезненно энергичен по ритму и в то же время прекрасно передает хмурое и тоскливое эсхатологическое настроение. Весь мир прикатился в тартары, а разбросанные на гигантских пространствах "ячейки общества" пытаются жить по старым правилам, будто ничего не случилось. Пикнички на лоне природы, еще ухоженные сельские домишки, чистенькие бистро на краю дорог. И в то же время хаос, смерть, насилие, разрушение всех социальных институтов. Фильм получился (к сожалению ли, к радости ли?) очень эффектным и эстетским. Так и хочется сказать про картину Миллера: "авторское кино".
На роль Безумного Макса, молодого полицейского, который мстит бандитам-байкерам ЗА ДЕЛО (no spoilers), был делегирован Мел Гибсон. Полагаю, это и была его главная роль в жизни. С тех пор Гибсон всегда таращил свои голубые глаза, тяжко страдал и, при случае, убивал ("Смертельное оружие" — страдал и убивал, "Человек без лица" — страдал, "Гамлет" — всё вкупе).
Интересно, что именно Гибсону впоследствии удалось сделать то, что не удалось Миллеру. Миллер с головой ушел в детское кино ("Бэйб: Поросенок в городе", "Масло Лоренцо", "Делай ноги"), а Гибсон начал снимать ту якобы бесхитростную, искусно-безыскусную жестокость, о которой грезил Миллер. Невероятные по накалу "Страсти Христовы", гипердинамичное "Апокалипто", изобилующее впечатляющими сценами насилия… да и "Храброе сердце", в общем, тоже отличается какой-то вопиющей натуралистичностью (фильму повредило только одно: наличие в кадре самого Мела Гибсона с вытаращенными голубыми глазами)...