Награды: 2002 — Young Filmmaker's Showcase — Ричард Келли (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA)
2003 — Лучший иностранный фильм — (Film Critics Circle of Australia Awards)
2001, 2002 — Приз зрительских симпатий — Ричард Келли (Sweden Fantastic Film Festival, Cinénygma — Luxembourg International Film Festival)
2003 — Лучший актёр — Джейк Гиленхаал (Chlotrudis Awards)
2001, 2003 — Лучший оригинальный сценарий — Ричард Келли (Sitges — Catalonian International Film Festival, San Diego Film Critics Society Awards, Chlotrudis Awards)
2002 — Premiere Award — Ричард Келли (Gérardmer Film Festival)
2002 — Special Citation: For the best film not to receive a proper theatrical release in Canada — (Toronto Film Critics Association Awards) .
Интересные факты о фильме:
- Ричард Келли согласился написать сценарий “Донни Дарко” и возглавить съемки фильма за гонорар в $9000 — сумма, по голливудским меркам не просто маленькая, а издевательская;
- Бюджет картины составлял всего три с половиной миллиона долларов. Из-за этого у создателей были постоянные проблемы с использованием в фильме чужой интеллектуальной собственности. Ричарду Келли в трёх сценах пришлось поменять саундтрек (мелодия "Wild world", являющейся главной темой в фильме, он вообще услышал случайно после начала съёмок), потому что изначально выбранные песни были слишком дороги. Кроме того, по сценарию Донни и Гретхен смотрели в кино фильм "Каннибалы-гуманоиды: подземные обитатели", но права на использование этого фильма Келли так же не получил. В конце концов его выручил Сэм Рейми, разрешив использовать сцену из "Зловещих мертвецов" бесплатно. Впрочем, мы всегда знали, что Сэм Рейми — хороший парень;
- Фильм снимался ровно 28 дней — столько же, сколько остается по сюжету до Апокалипсиса (28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд). В режиссёрской версии фильма, кстати, 28 сцен;
- Мэгги Гилленхаал (сестра Джейка Гилленхаала) играет сестру Донни в фильме. Она попала на съёмочную площадку благодаря сцене в "Безумном Сесиле Б.", где она пила мочу, которая очень понравилась Ричарду Келли;
- В сцене на вечеринке видно, как кто-то в маске Рональда Рейгана прыгает на батуте. Это отсылка к знаменитой фотографии Хантера Томпсона, где он в маске Рональда Рейгана прыгает на батуте;
- Кинотеатр "Аэро", в котором герои смотрят "Зловещих мертвецов" и "Последнее искушение Христа" — это реальный кинотеатр в городе Санта-Моника. Он был закрыт в 2003 году, а потом снова открыт в 2005;
- В фильме очень много нумерологии, построенной вокруг цифры 8 и нескольких других чисел;
- Джим Каннингем в фильме утверждает, что страх приводит к курению, употреблению алкоголю и добрачному сексу. В фильме Донни по очереди курит, пьёт алкоголь и занимается сексом до брака. Концовка наступает после того, как он поддался всем трём искушениям;
- Перед уходом из школы Карен Поммерой пишет на доске словосочетание "Cellar Door" (Дверь в подвал), объясняя это так: "Один изнаменитый лингвист сказал, что из всего бесконечного набора сочетаний слов английского языка самым прекрасным является Cellar Door". Сам Ричард Келли, комментируя это, сказал, что эти слова принадлежат Эдгару Аллану По. Это ошибка: в действительности об этом словосочетании писал Джон Рональд Руэл Толкиен.
- Изначальная версия фильма была более двух с половиной часов, но картину пришлось урезать до 113 минут для выпуска в прокат. В итоге из неё исчезла ключевая (с точки зрения Ричарда Келли) сцена общения Донни с отцом, сцена, где психиатр рассказала Донни, что давала ему лекарства-плацебо (то есть, что на самом деле он не сумасшедший), и объясняла разницу между атеистами и агностиками, целая сюжетная линия с романом "Watership Down" (в разных переводах — "Обитатели холмов" или "Уплывший корабль") о кроликах, которым в школьной программе заменили книгу Грэма Грина, и единственная из всего сценария фраза, которая понравилась Френсису Форду Копполе: "Дети сегодня вынуждены спасать себя сами, потому что родители ничего не понимают".
В принципе, "Твин Пикс" тоже был фильмом про тинейджеров и для тинейджеров. Но посмотрите, какие в "Твин Пиксе" играют лошади… Нет, нельзя называть эпопею Дэвида Линча подростковым сериалом, — в отличие, например, от "Беверли Хиллз", где, кстати, играли вообще тридцатилетние актеры (шэннон догерти и прочие люки перри пережили туеву хучу сезонов), и в отличие от культового фильма "Донни Дарко".
"Донни Дарко" схож с "Твин Пиксом" мистической атмосферой, которая резко уклоняется в научную фонтастегу, героев обоих фильмов объединяют наркотеги (у Линча — кокаин, у Ричарда Келли — "колеса"), ну и, конечно, психические отклонения! У Лоры Палмер — психологическая травма, возникшая благодаря затяжной инцестуальной связи с отцом, а у Донни Дарко — параноидальная шизофрения, развившаяся в связи… ну, скажем, с просмотром "Твин Пикса" (в "Дарко" есть знаменательная сцена. На сеансе у психотерапевта, будучи под гипнозом, Донни распространяется о том, как он хочет трахнуться. Создается впечатление, что он хочет трахнуть всё, что движется. Кроме семьи. Потому что, дословно: "трахать семью — это мерзко"). 25-летний постановщик фильма Ричард Келли вообще не скупится на аллюзии: действие "Донни Дарко" происходит в 1988 году, как раз когда вышла пилотная серия "Твин Пикса", "Донни Дарко" начинается со сцены, копирующей начало заставки "Твин Пикса" — уходящая вдаль дорога, пихты, холмы (разве что не хватает таблички "Добро пожаловать в Твин Пикс"). Тот же кролик, появляющийся внезапно и зловеще, — суть белая лошадь из "Твин Пикса", домашнее животное, предупреждающее о чем-то страшном. Когда Донни Дарко смотрит в зеркало и видит там кролика — это кавер финальной сцены "Твин Пикса": агент Купер смотрит в зеркало и видит не себя, но Боба в себе. Глаза Купера — белы, слепы и безумны, у них нет зрачков. У Кролика Фрэнка тоже выкатившиеся глаза, лишенные зрачков. Как и многочисленные потусторонние персонажи Твин Пикса (тут оба фильма, видать, обращаются к "Алисе в стране чудес", но в "Донни Дарко" это происходит более буквалистично), кролик является проводником между реальным миром и миром ирреальным. Но если у Дэвида Линча этот ирреальный мир является миром духов, то у Ричарда Келли — это мир будущего (а у Кэррола, как известно, это был мир причудливых математических сновидений и грибных галлюцинаций).
Келли, безусловно, здорово угадал самые привлекательные фишки "Твин Пикса". А потом сместил акценты, чтобы сделать подлинно культовый фильм в молодежной, подростковой среде. Довольно простой фокус: в "Твин Пиксе" школьники являлись жертвами взрослых, а в "Донни Дарко" школьники заправляют сюжетом. Дети умнее взрослых, тоньше чувствуют, способны на подвиги. Тридцатилетний Дейл Купер в "Твин Пиксе" должен был помогать людям (школьникам в том числе), а в "Донни Дарко" всем помогает шестнадцатилетний Донни. Вот почему фильм "Донни Дарко" — кино про тинейджеров и для тинейджеров. Примерно таким же макаром, кстати, сделан нео-нуарчег 2005 года — "Кирпич". Этот фильм тоже моментально получил статус культового, что, в принципе, неудивительно. Подростки составляют большую часть киноаудитории. И поэтому, как мне кажется, продюсерам надо побольше доверять молодым режиссерам вроде Ричарда Келли и Райана Джонсона, которые не просто чуют конъюнктуру, но живут ею.
Келли сильно повезло с выбором актера на главную роль. Джейк Гилленхаал весьма убедителен. Да и отношения в семье Дарко показаны замечательно правдоподобно. Но Келли сильно уступает Линчу в изобретательности, поэтому быт провинциального городка и, в частности, быт средней школы выглядят по-голливудски среднестатистично.
"Донни Дарко" кажется мне фильмом чрезвычайно вторичным, но всё же лично для меня он уникален, и вот почему. Я с детства терпеть не могу в романах или фильмах такие концовки, в которых мистические события имеют житейскую природу. Не люблю, когда сыщик разоблачает хитрого преступника, и оказывается, что все загадочные события — это всего лишь ловкость рук и никакого потустороннего мошенничества (например, "Собака Баскервилей"). В "Донни Дарко" финал, напротив, фантастичен. И это единственный фантастический финал, который мне НЕ понравился. Я бы предпочел, чтобы все эти кролики и мысли о конце света были плодом воспаленного воображения Донни Дарко, темные игры его подсознания, простимулированного таблетками.
Мор:
Почему ты не снимаешь свой дурацкий костюм человека?
Когда я посмотрела этот фильм в марте 2005, я знала, что ответить вопрос: "Какой бы фильм вы оставили в мире, если бы можно было выбрать только один?". Donnie Darko.
Теперь я ответа на этот вопрос не знаю. Странная метаморфоза вчера поставила меня в тупик. Неужели я уже не буду получать удовольствие от "Заката до рассвета"? Мне перестанет нравиться сцена с братьями из "Святых из Бундока" и "И разразился бой!"? Может, я еще и смеяться над "Догмой" Кевина Смита перестану, если вдруг увижу снова? Повторять хрипло "Sit down" за Джульет Льюис из "Прирожденных убийц"? Любить монолог про массаж ног? (shocked) Похоже, я уже далеко не тот "good guy" по части кино, каким я по инерции не переставала себя считать. Я никак не могла заснуть, прокручивая внутри "Killing moon".
Теперь "Донни Дарко" предстает как сочетание депрессии маленького городка и поразительных находок, неровная поездка по кочкам. Да, он и сейчас оригинален, местами гениален, но местами для меня скучноват. Раньше я едва не разрывалась от внутреннего восторга на монологе про Fear — Love. "Спектр человеческих чувств нельзя делить лишь на чёрное и белое, жизнь не в пример более многообразна, понимаете ли вы это?" "Поставь крестик — или получишь неуд". Или эта прекрасная сцена перед зеркалом, когда злой Донни разговаривает с зазеркальным Адским Кроликом. Или "Да, мне страшно, очень страшно. Но вы гребаный антихрист". И бабушка-смерть, и Cellar door. Cellardoor. А уж про стук таблички в Evil dead, под который Донни и Фрэнк обмениваются вопросами о костюмах человека и кролика, лежал во внутреннем реестре лучших сцен кинематографа. И ужасный, и прекрасный "Донни Дарко" с легкостью служил эталоном. Теперь же я замечаю шутки про президентство Дукакиса и детскую педофилию. Мои фильтры сбиты, я не могу погрузиться в "Донни", как прежде, когда он пожирал меня с головой, полностью выносил из реальности. Я думаю, это как двери, которые открываются только для достойных этого людей. Я побилась о дверь, но второй раз войти в магическую реку "Донни" мне не удалось.
А я хочу, хочу, хочу туда опять! Потому что это невероятный мир, подобного которому больше нет.
Бонус: скачать весь саундтрэк можно здесь . "Killing moon":
Чтоб потом на этом не останавливаться, сразу предупреждаю, что рецензия содержит спойлеры — в беспорядке. То есть предназначена для тех, кто картину смотрел. Для тех, кто не смотрел — предназначена оценка, и ссылка "Купить фильм на Озоне".
На ДиВиДи с фильмом "Донни Дарко" есть интервью с Ричардом Келли, который сказал, что изначально хотел снять кино о конце эпохи Рейгана в американских предместьях. "Война в Заливе, Курт Кобейн — всё это было почти здесь, стояло за углом, но ещё никак не ощущалось". И я думаю, что по-настоящему эту картину может прочувствовать только американец, человек, живший в пространстве-времени, утраченном для нынешней супердержавы безвозвратно. В рецензиях обычно пишут, что приметами времени в фильме являются старшая дочь, которая собирается голосовать за Дукакиса (в аннотациях на дисках почему-то стабильно пишут, что это мать Донни — убивал бы!) и спаренные в кинотеатре "Зловещие мертвецы" и "Последнее искушение Христа". Но мне кажется, что "конец рейгановской эпохи" воплощён в другом: во всех этих незаметных мелочах, на которые мы, люди из другого мира, вообще не обращаем внимания. В начале фильма, когда Донни едет на велосипеде, мы видим женщину, которая занимается спортивной ходьбой с гантелями в руках, мужчину, сдувающему листья со своего газона при помощи огромной "сдувалки", девочку, прыгающую во дворе на домашнем батуте. Все это — и есть эпоха, по которой ностальгирует Келли.
Хотя, конечно, если бы единственным содержанием фильма было "о времени и людях", мы бы о нём сейчас не писали. "Донни Дарко" — это весьма эклектичная смесь педагогического фильма, подростковой драмы, научной фантастики, ужасов с мистическим уклоном, и религиозной философской саги. Разбираться в нём — если поставить себе целью препарировать технику Келли, и разобрать картину по косточкам — можно часами, а потому это задача, естественно, не для подобных рецензий, а для толстых книг. Я же остановлюсь на некоторых, показавшихся мне наиболее интересными, моментах.
Донни Дарко — очень лингвистическая картина. Некоторые критики (особенно русскоязычные — вероятно, в связи с тем, что рассказы Грэма Грина на русском сложно достать) утверждали даже, что фильм основан на гриновских "Разрушителях" — хотя даже знакомства с обсуждением этого текста в фильме достаточно, чтобы понять, что это не так. Тем не менее, "Разрушители" Грина — важный элемент картины. Во-первых, Донни в обсуждении этого рассказа говорит о том, что "Чтобы построить что-то новое, надо разрушить старый мир... до основания". Эта мысль затем преследует Донни весь фильм, заставляя его разрушать по очереди — свою школу, дом Каннингема, и, наконец, весь мир вокруг себя, запуская историю в другое русло. Во-вторых, в рассказе Грина также присуствует идея самоотречения (хоть и не настолько драматично, не доходя до самопожертвования), которая, по моему мнению, является центральной в фильме Келли. Да и кроме "Разрушителей" в фильме есть ещё пара приятных филологических отсылок. Роман (и полнометражный мультик) о кроликах-мореплавателях из фильма вырезали, так что много написать о нём не выйдет. Зато можно при желании много написать о "Cellar Door" — самом красивом сочетании слов в английском языке. Помню, после этого фильма мы с одним другом стали думать, какое же словосочетание в русском языке можно считать наиболее красивым? Сошлись на варианте "Питьевой спирт".
Донни Дарко — это кино, последовательно объясняющее, что всё в мире гораздо сложнее, чем кажется. Мысль эта настолько банальна, что большинство киносценаристов и режиссёров вообще не считают её достойной озвучания. А зря: большинство людей даже не подозревает, как сложно на самом деле то, что они считали простым. Едва ли не половина персонажей фильма оказывается глубже и богаче при более детальном рассмотрении: даже Джим Каннингем, местный спаситель роно-хаббардовского толка, при ближайшем знакомстве превращается в педофила, снимающего детскую порнографию. По большому счёту, взросление — то есть то, что происходит с персонажами картины, подростками, постепенно открывающими для себя взрослый мир — это и есть постепенное понимание того, что всё сложнее, сложнее, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ключевая сцена этой сюжетной линии — это, конечно, диалог в классе, где Донни заявляет, что нельзя всё в жизни делить на страх и любовь, эмоций и проявлений человека гораздо больше. Да и сама по себе фабула картины закручена до такой степени, что "без поллитры не разберёшься". Один мой друг только что по ICQ все уши мне прожужжал вопросом "Так откуда же взялся этот двигатель от самолёта, если Донни остался дома?". Слушайте сюда: вигатель взялся из будущего, вне зависимости от того, вышел ли Донни из дома, или остался спать в своей постели первого октября 1988 года.
Однако главной сюжетной "линией", без сомнения, являются удивительные параллели с "Последним искушением Христа", которое герои фильма смотрят в кинотеатре. Прежде всего — это стартовая сцена "Донни Дарко", полностью повторяющая стартовую сцену "Искушения". Далее — это многочисленные религиозные реминисценции. Донни обзывает Каннингема "сраным Антихристом", обсуждает агностицизм со своим спихиатром, и, наконец, пытается уловить взаимосвязь между логикой путешествий во времени, и божественным провидением в беседе с преподавателем физики. Но главное — это, конечно, сюжетное сходство. В "Последнем искушении Христа" главный герой должен умереть за чужие грехи, однако в последнюю секунду его спасает посланник, который позволяет ему жить совсем другой жизнью: быть счастливым вместе с женщиной, пройти иной путь, и в итоге понять, что гибнущие рядом с ним люди умирают по его вине, вернуться назад во времени, и умереть, завершив свою миссию. "Донни Дарко" почти точно повторяет эту историю — с той, может быть, разницей, что к Иисусу приходит дьявол в образе ангела, а к Донни — призрак убитого им человека в облике кролика. Призрак говорит, что через 28 дней наступит конец света — и по-своему он прав, потому что для него, отдельно взятого Фрэнка, действительно наступит конец света, и убьёт его Донни. Призрак спасает Донни жизнь, чтобы тот смог — прямо или косвенно — стать причиной смерти (помимо Фрэнка) своей матери, сестры, и любимой девушки. И понять в конечном итоге, что его место — на кресте (не совсем ясно, правда, как быть, скажем, с детьми, которых снимает в порнографии Каннингем — ведь возвращаясь назад, Донни лишает себя возможности разоблачить порнографа... но это уже какие-то слишком сложные игры морального выбора, оставим их). Перед самой смертью, засыпая в своей постели, Донни улыбается — и снова-таки в унисон скорцезевскому Христу, радостно кричащему с креста "It’s accomplished!".
Картина Келли, может быть, не идеальна. В ней есть нестыковки, есть и откровенно слабые пассажи. Однако в ней видно главное — что чертовски талантливый человек не стесняется экспериментировать на грани фола, создавая, временами, столь причудливые кино-узоры, что хочется хлопать в ладоши и кричать "Браво". Лично я — делаю именно так.
- А как его звали? - Донни Дарко. Ты знала его? - Нет...
P.S. Хотел сказать пару слов о Дрю Берримор, да к слову не пришлось. А, в общем, и нечего толком говорить. Разве что вот: одним только "Донни Дарко", в который она вложила значительную часть его бюджета, она искупает в моих глазах всех "Ангелов Чарли" и прочую лабуду, которую она наснимала и ещё наснимает в будущем.
Буду краток, поскольку об этом фильме столько написано, что можно беспрерывно читать 28 дней 6 часов 42 минуты и 12 секунд. И не найти во всей этой писанине ничего нового в том случае, если смотрел этот провалившийся в прокате фильм, затем чуток упорядоченную версию фильма на ДВД с допами, после появления которого он стал культовым и, наконец, вышедшую в 2004 году режиссерскую версию, где кое-какие ранее вырезанные моменты проясняют некоторые несостыковки (полный перечень можно найти на имдб), но все равно не дают ответа на главный вопрос: нафига режиссер пытался объяснить всю эту мистику, пользуясь клише научной фантастики и, не справившись с задачей, угробил концовкой такой хороший и затейливый фильм.
Смотреть этот фильм (или писать о нем), как складывать паззл. Все сошлось, а картинки нет. Если хочешь картинку — ты ее сделаешь, но останутся лишние фишки и, соответственно, пробелы на полотне. Вот так, вкратце, можно охарактеризовать этот фильм.
Сам Келли описывал свое творение так: "Это как если бы Филип К. Дик написал "Над пропастью во ржи". Жаль только нам пришлось "читать" эту "книгу" в "переводе" "Промта".
Келли, "работая над ошибками", за которые его разнесли в пух и прах рецензенты, даже пришлось написать "книгу" — ту самую, которая фигурирует в фильме за авторством персонажа Бабушка Смерть, где он, смешивая "грешное с праведным" (Библию с также фигурировавшей в фильме научно-популярной книгой физика-теоретика Стивена Хокинга "Природа пространства и времени") пытается объяснить необъяснимое, употребляя терминологию (та же Косвенная Вселенная, в которую якобы и попал Донни Дарко и прочее — при желании можно почитать на различных сайтах полный текст), которая почему-то ни разу не упоминалась в фильме. Кроме того, книга изобилует фактическими ошибками — в ней, якобы написанной персонажем в 1944 году, употребляется термин "черные дыры", появившийся в 1968. Страницы этой "книги" представлены в допах ДВД. Эта книга все равно ничего не объясняет в общем, проясняя лишь некоторые несостыковки в фильме. В режиссерскую версию Келли уже вставил страницы этой книги, по ходу компенсирующие то, что он позабыл снять или утерял при монтаже.
В начале фильма мать Донни Дарко читает роман Кинга "Оно" (в конце фильма пассажиром "кролика"-убийцы оказывается клоун). Учитывая многомесячный печальный опыт рецензирования фильмов по опусам этого юбиляра-хоррормейкера, могу сказать, что да, это оно самое, на кого равнялся Келли. И да, во многом превзошел. В том числе, и по невероятному количеству несостыковок, из-за чего пришлось делать два релиза "работы над ошибками". Но главную, сводящую на нет все удовольствие от просмотра, из режиссерской версии не исключил. А ведь мог бы стать достойной сменой Линчу, попросту убрав из сюжета этот непродуманный хроноклазм.
Впрочем, лучше не заморачиваться на всей этой ерунде, не воспринимать фильм как некую головоломку, с растерявшимися запчастями, которую непременно зачем-то нужно собрать, а наслаждаться конкретно незаурядной, диковинной формой и затейливым содержимым этой штуки, которая, в общем-то и не предусматривалась создателем как головоломка, а позиционировалась как произведение искусства, типа картины, скажем, Пикассо, которую вовсе не нужно вертеть и так и эдак и встряхивать, надеясь, что это калейдоскоп и после правильно встряски все станет на свои места и перед нами возникнет нормальный такой натюрморт.