Наконец-то российским кинематографистам удалось сделать настоящее голливудское кино! Голливудское — то бишь, предсказуемое, банальное, штампованное, опасливо лишенное полета фантазии. "Монгол" берёт ещё вот чем. В странах третьего мира на съемки "национального блокбастера" деньги выгребаются из бюджетных сусеков, и потому фильм, пусть и сделанный в голливудском стиле, может быть только экранизацией какого-нибудь местного эпоса со всем соответствующим колоритом, — этот колорит дает фильму шанс выделиться и, может, получить премию "Оскар" (то есть, позволить стране заявить о себе на кинематографическом небосводе). Российский же фильм "Монгол" — великодушно посвящен Монголии, а такие посвящения являются привилегией крупных и богатых кинематографических держав. Так, Голливуд обращает взоры на Александра Македонского, Клеопатру, Иисуса Христа, толпы спартанцев и других ЗЛ. Голливуд не циклится на джефферсонах и вашингтонах, Голливуд демонстрирует поистине великоимперские замашки. Но и мы не хуже! Хватит тайн дворцовых переворотов и прочих петров первых. Вот был в Азии такой сверхчеловек по прозвищу Чингисхан...
А еще есть такая психопатологическая установка: "делай как мы, делай лучше нас!" Делать лучше — пока не получается. Но делать как они — наши кинематографисты уже научились. А чтобы сходство было максимальным — пригласили осевшего в Голливуде голландского оператора Рохиера Стофферса (он снял "Перо Маркиза де Сада") и специалиста по монтажу Зака Стэнберга, получившего "Оскар" за "Матрицу". Я убежден, что все минусы "Монгола" заключены в очень слабом сценарии, написанном нашими соотечественниками Арифом Алиевым и Сергеем Бодровым-старшим, но мне приятнее думать, что минусы эти — происки американского монтажера, погнавшегося за "длинным рублём", но решившего схалявить. Который брал ножницы и начинал кромсать ленту на куски, вырезая самое интересное.
Если вы позабыли историю Чингисхана, то вкратце напомню: десятилетнего Темуджина, сына одного незначительного монгольского хана, в возрасте 10-ти лет повезли выбирать невесту. Он выбрал девочку по имени Борте. Впоследствии, она сопровождала его во всех походах и оставалась любимой женой, невзирая на ее возраст и обширный гарем великого Чингисхана. Жизнь Темуджина поначалу не задалась. Несколько лет он провел в рабстве. Его жену похищали. Он любил ее до безумия, и вынужден был выручать. Неспокойная, короче, была жизнь. И вдруг за небольшой отрезок времени Темуджин объединил разъединенные монгольские роды и племена, набрал огромное войско и смел половину Азии! Почему это случилось? Каким образом? По идее, задача фильма — нам об этом поведать...
Что мы имеем в результате? Костюмную мелодраму. Первая часть "Монгола" (та часть, которая нынче идет в кинозалах), рассказывает о попытках Темуджина обрести простое семейное счастье. Да, парень был крепкий и целеустремленный, но имел он одну конкретную цель: быть с Борте вместе. Когда отравили его отца, ханом стал один из командиров. Боясь мести Темуджина, новый хан заковал его в колодки, — чтобы через какое-то время, когда Темуджин подрастет, его уничтожить (по монгольским традициям, детей убивать нельзя). Мальчик сидел в колодках и думал о Борте. У монголов был бог — Тенгре. Если гремел гром, то монголы считали, что Тенгре сердится. Как-то раз загремел гром, и старик, который приглядывал за Темуджином, испугался и отвязал Темуджина от столба (правда, колодки снять поленился). Именно таким образом сценаристы обосновали счастливое спасение мальчика из рабства (можно подумать, что это был первый удар грома за три года тимуджинова рабства).
Сейчас стало модно вводить в исторические боевики элементы мистики. В нелепом фильме-комиксе "300 спартанцев" эта модная тенденция доведена до абсурда, но и наши сценаристы-постановщики выступили на подиуме неплохо. Мы не знаем о Чингисхане всего. Исторические свидетельства не отражают полноты картины. История жизни Темуджина пестрит лакунами, и Алиев с Бодровым заполняют эти лакуны мракобесной мистикой. Конечно, это очень удобно! Не придраться.
Темуджин сидит в колодках под скалой и молится богу Тенгре. Монтажная склейка. Темуджин сидит, не меняя позы, а вокруг него валяются обломки колодок. По скале ходит волк и смотрит на Темуджина, но не кусает. Ну, якобы бог Тенгре принял облик волка и своим "некусанием" показал симпатию. Он не укусил мальчика, зато, вероятно, перекусил колодки. Следующая сцена: Темуджин идет по обледеневшему озеру, и вдруг проваливаеца под лед! И не просто проваливается, а камнем идет на дно. Всё. Следующая сцена — уже лето. Как Темуджин выплыл, как спасся, как сдирал с себя сапоги и выплывал — об этом фильм умалчивает. Догадайтесь сами. А если не дураки, то поймете, что на всё воля божья: пришел волк и протянул в прорубь лапу.
На таком же уровне дается ответ на самый интересный, интригующий вопрос: как Темуджину удалось собрать вокруг себя людей и создать сильное государство? Как он там ходил, убалтывал и рекрутировал народ? Весь фильм Темуджина разлучают с Борте, и он пытается с ней воссоединиться. Его первый боевой поход был затеян из-за того, что его жену похитило враждебное племя (исторический факт). Он пришел к своему названному брату, хану Джамухе, и сказал: "пошли спасать Борте". Тот подумал и ответил: "Из-за баб монголы не воюют. Но... ладно, ты же мой брателло, пошли!". Здесь понятно, откуда взялись бойцы. Непонятно, откуда они берутся впоследствии. А берутся они словно по мановению волшебной палочки.
Еще раз побывав в рабстве, на сей раз заграничном, Темуджин сбегает оттуда и возвращается в Монголию. Он, типичный домосед, снова со своей красивой женой... Его мечта сбылась... Он лежит на пригорке, подперев голову ладошкой, и любуется на профиль супруги. Их никто не трогает и не тревожит. В общем, простое человеческое счастье Темуджина. А далее следует вот какой диалог Темуджина с женой:
- Темуджин, ты знаешь монголов? - Конечно, я же сам монгол! - Нет, ты не знаешь монголов. Они совсем распустились. Рамсы путают: убивают детей и женщин, жгут дома, предают. - Непорядок! Но я разрулю. До свидания, жена! Ничтоже сумнящесь, встаёт, оправляется и...
...монтажная склейка. Темуджин сидит на коне, а вокруг него орда преданных бойцов. Чудеса!
Вот такая "историческая реконструкция"...
Впрочем, появлению Темуджина в окружении преданных бойцов предшествует титр, как в немом кино. Этот титр — формулировка новых монгольских законов: "за то, что не накормил и не оставил гостя на ночлег — смерть. За кражу скупленного — смерть. И ТЭ ДЭ: смерть". Народ распустился, и ему требуется сильная рука. Народ сам поймет, что такая рука ему только на пользу! Из-за многочисленных сценарных недомолвок, в этой последней монтажной склейке видится жирный параноидальный намёк: нам, русским, тоже требуется сильная рука!