Режиссер:
Гас Ван Сент. Сценарий — Гас Ван Сент, оператор — Харрис Савидес, композитор — Pagoda, Родриго Лопрести.
В главных ролях: Майкл Питт. В ролях: Азия Ардженто, Лукас Хаас, Скотт Патрик Грин, Рики Джей, Ким Гордон и др.
Награды: Каннский кинофестиваль — гран-при за звук (2005).
Интересные факты о фильме:
- изначально Ван Сент планировал взять на роль датского 14-летнего актера, который не знал английского. Поэтому Блейк не должен был произносить за весь фильм ни слова. Но затем режиссер встретил Питта и передумал;
- Майкл Питт сам написал надрывную песню из фильма. У него есть группа Pagoda;
- фильм представляет собой художественную реконструкцию последнего дня Курта Кобейна, лидера группы Nirvana, хотя никакие имена не упоминаются.Версия для печати
Минус киномании в том, что ты можешь увидеть кадры неизданного фильма, почитать информацию о нем, историю создания и т.д., а потому успеваешь быстро переболеть. Не хватает терпения доносить любопытство целый год, происходит выкидыш. Однако стоило мне впервые увидеть заставку, где похожий на Курта парень шатался по дому и медленно сходил с ума под "Death to Birth" , написанную Питтом, волосы на голове у меня зашевелились. Отношение к Курту — это даже больше, чем религия. Курт не учитель, а нечто, что плотно въелось вместе с жизненной солью и кровью на пальцах, терзающих гитару. Питт? Этот пухлогубый пацан в роли Кобейна? Снявшийся в проклятых богами "Мечтателях" Бертолуччи? Ван Сент, артхаусный мастер, в качестве режиссера истории? Все это выглядело подозрительно. Но вот песня... Песня не отпускала. Песня давала надежду на то, что похожий на пухлогубую девочку Питт вызовет из могилы дух Курта.
"Последние дни" — это компромисс Ван Сента между желанием изложить реальные события ("Тогда у нас получились бы еще одни "The Doors") и неспособностью это сделать. Курт поднимается на небеса, а оставшиеся на земле стискивают платки. С другой стороны, для фанатов Кобейна по всему миру эта притча — единственный достойный выход, не позволяющий им пойти на Ван Сента с ружьем. Театр одного актера делает честь Майклу Питту, он поистине впечатляющ. Эта роль — спиритический сеанс, когда дух входит в тело вызывающего, гулко говорит чужим голосом, неловко поворачивает чужое тулово. Питт подошел к делу так, словно это вызов, словно это не дуэль, а... погружение в самого себя, выуживание из внутренней сути актера-Питта живущего в нем идола-Курта, который вдруг имеет возможность воскреснуть. Это почти сцена одержимости, но матовая, безысходная. Да, это действительно интересно. Ван Сент взялся за ступор, омертвление Курта, он довел Питта до грани.
Ван Сент не сделал хоть сколько-нибудь трогающей историю Блейка как музыканта-анонима, и не развернул поле битвы насмерть. Он не воспользовался громким именем Курта, прекрасно отдавая себе отчет в том, что фильм и так будет воспринят, как история "про него". Говоря проще, Ван Сент струсил, не собираясь создавать материал, оторванный от личности Курта, и одновременно совершенно угробив его страхом крепко взяться за типаж Кобейна. Но этот страх подарил картину-иконографию. Блейк — это Иисус, умирающий за прегрешения всех рок-музыкантов на свете, искупающий их вину, бродя по границе между жизнью и смертью.
Оператор заслуживает медали за ракурсы Питта, за маниакальное копирование фигуры, жестов музыканта. Это воплощенная депрессия со всем спектром — автоматическими действиями, производимыми без мыслей, с корябанием ногтями пола, с пустотой, превращающей человека в оболочку. И приятели, что как крысы бегут с тонущего корабля. Блейк мертв, и это подчеркивается появившейся мельком Азией Ардженто, прислонившей упавшее тело обратно к стене. Она не может и не собирается нарушать ход событий, мир отторг Блейка. Да, гибель души, омертвление внутренней сути человека лучше всего подается через пустоту окружения. Когда начинаешь об этом думать, проведенные за монитором минуты наполняются смыслом, но это постдействие, постощущение. Поражает уместность всех деталей — от телевизора, без звука показывающего тренировки по карате в то время, как Курт Блейк на заднем плане возится с лопатой, до религиозных близнецов.
Правда, меня не оставляет ощущение, что Курт врезал бы гитарой по камерам, если бы узнал, что его обрисовывают как потерянного таланта-бедолагу.