ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Золотой компас / The Golden Compass (2007)


Золотой компас
Средняя оценка: оценка: 3.5
2007. США / Великобритания. 113 минут.
Жанр: приключенческий / сказка / фантастика.

Режиссер: Крис Вейц.
Сценарий: Крис Вейц по роману Филипа Пуллмана.

В главных ролях: Николь Кидман, Дэниэл Крэйг, Дакота Блу Ричардс.
В ролях: Ева Грин, Кристофер Ли, Иэн МакКеллен, Бен Уокер, Фредди Хаймор, Сэм Эллиот, Кети Бейтс (голос), Ян МакШейн (голос).

Интересные факты о фильме:

Фильм поставлен по роману "Золотой компас" — первой части трилогии Филипа Пуллмана "Тёмные начала".

Имя "Серафина Пеккала" (персонаж Евы Грин) Пуллман случайно увидел в Финляндии в телефонном справочнике.

Для написание сценарий изначально был нанят Том Стоппард. Но приглашённый в качестве режиссёра Крис Вейц выбросил сценарий Стоппарда, и сам написал сценарий по роману Пуллмана, оставив всё почти без изменений, и существенно переработав только значительные по объёму анти-религиозные места книги. По словам Вейца, на этом настаивала студия, которая думала, что анти-религиозный посыл может привести к коммерческому провалу картины. Вейц успокоил всех поклонников книги, заверив их, что религиозные моменты из романа остались в фильме в различных эвфемизмах.

В сценах, которые снимались в зимней Скандинавии не принимали участие живые актёры, потому что продюсеры картины боялись, что кто-то из них может заболеть, и придётся исправлять график съёмок.

В декабре 2004 Вейц отказался от дальнейшей работы над проектом, испугавшись технической сложности постановки, и на его место взяли Ананда Такера. Такер так и не успел приступить к съёмкам, отказавшись работать из-за разногласий со студией, после чего режиссёрское кресло снова предложили Вейцу.

Для фильма было создано более 600 авторских костюмов.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: КомпАс

Золотой компас оценка: 3.5

Должен честно признать, что рождественские франшизы год от года становятся всё более и более убогими. С одной стороны — вроде бы, все ингредиенты давно и хорошо известны, и надо только правильно их смешать, добавить правильные специи — и дело в шляпе. С другой — раз за разом мы видим коммерческие провалы. Сначала — Хроники Нарнии, которые вроде бы были достаточно успешны в коммерческом отношении, но, кажется, безвременно почили в бозе, так долго не может выйти продолжение. Затем — 33 несчастья, прекрасно, должен заметить, сделанный продукт с гениально отжигающим Джимом Керри, но оказавшийся несостоятельным, как массовое коммерческое кино. Про всяких там Затур с Эрагонами я даже не упоминаю. Что и говорить, если даже Гарри Поттер стал давать видимые сбои.

Что ж, кажется, мы снова имеем честь лицезреть мертворожденное дитя Голливуда — очередную рождественскую франшизу, которой суждено будет почить в бозе вместе со всеми предшественниками. Мертворожденную потому, что в этот раз кинематографисты усвоили урок, и исправили одну из двух главных ошибок всех рождественских франшиз, но со всего размаха напоролись на вторую.

Первая и главная ошибка всех этих сказочных (и даже фэнтезийных) фильмов-с-продолжениями заключается в чудовищном недостатке фантазии. Начиная с сэра Джона Рональда Руэла Толкиена, фэнтези теперь, обязательно — история про средневековое царство, хороших и плохих волшебников, с обязательными эльфами, гномами, драконами и гоблинами. Ну, в лучшем случае, ещё пара каких-нибудь зверушек. Плохие разрушают царство, хорошие стараются его спасти. Шаг влево, шаг вправо — расстрел на месте. Именно недостаток фантазии убивает большую часть прекрасных фэнтезийных начинаний, заставляя читателя (или, в данном случае — зрителя) разочарованно протягивать: "Что?.. Опять?..", чесать яйца и идти дальше по своим делам, не задерживаясь.

И, к счастью, автор трилогии о "Тёмных началах" Филип Пуллман отлично это знал. Мало того — он оказался пацаном с фантазией, и накрутил в своей книге такого, что когда режиссёр Крис Вейц попытался перенести это на экран, он через несколько недель благоразумно отказался от этой затеи, и покинул проект "из-за ожидаемых значительных трудностей реализации". Только уговоры продюссеров вернули его в режиссёрское кресло. И, в общем-то, он не подкачал.

Фантазии этому фильму не занимать, и решительно всё, за что его можно хвалить, связано с буйной и неуёмной фантазией создателей. Мир, построенный в русле паропанковской эстетики, души, которые существуют рядом с людьми в виде животных, пыль, из которой созданы множественные параллельные миры, и царство ледяных медведей. О медведях, кстати, хочется сказать отдельно. Медведь в фильме просто пиздатый. Не больше и не меньше. Он пиздатый. В отдельные моменты — например, когда девочка едет на нём к избушке посреди ледяной пустыни — прорисовка такая чёткая, что трудно поверить, что это не настоящий медведь. В отдельные моменты — например, когда дерутся два медведя — больше кажется, признаться, что это не медведь, а кошка, по крайней мере, такие у него появляются ужимки. Но пиздатым медведь не перестаёт быть ни на секунду. Я бы сказал, что это главная удача создателей картины.

Однако помимо первой и главной, у фэнтезийных фильмов-с-продолжениями есть ещё одна — вторая — ошибка. Пытаясь взять из книги побольше, иногда даже совместить несколько книг в одном фильме, сценаристы постоянно косячат, превращая рассказанную в книге историю в кашу. В развлекательной кинокартине должны быть цельность и связность, то есть сет-ап должен занимать не больше четверти фильма, главная интрига должна быть одна, и концовка должна вносить ясность, и завершать если не всю эпопею, то как минимум один логический кусок. И вот с этим обычно — беда.

И вот именно здесь и прокололись Филип Пуллман со всей компанией. Сет-ап фильма у них продолжается практически до самого конца: они продолжают вводить новых персонажей уже во время финальной битвы (я понимаю, что они воспринимают картину не как нечто самостоятельное, а как часть трилогии — но такими темпами у них просто не будет шансов снять продолжение). Сюжет поначалу кажется более или менее стройным, но по ходу становится всё более и более кашеобразным. Зритель не может понять, к чему это мельтешение бездано введённых и никак не выводимых персонажей, путается в ареалах действия, и никак не может отличить главную интригу от всех остальных. В конце нам, естественно, объясняют, в чём цимес: просто это лишь начало, дальше будет ещё два фильма. Но ведь зрители заплатили деньги, и хотят что-то за них получить. Они платили за развлечение, а не за рекламный ролик продолжения. И неуважительно к ним относиться никак нельзя. То, что сошло с рук Питеру Джексону, не сойдёт Филипу Пуллману. Квод лицет йови, блять, нон лицет бови. Но кажется, что создатели картины этого так и не поняли.

Резюме: очень пристойная, красочная, и чертовски необычная рождественская франшиза, которая, ввиду сценарного скудоумия компоновщиков всего этого добра в одну историю, получилась на троечку. Ну, полбала я добавлю за медведя. Но ко второй части — если им её доведётся снять — уже добавлять ничего не буду.


P.S. Да, забыл сказать о прикольных национальных мотивах. Например, всех ведьм в фильме зовут на финский манер, а медведей — в стиле Йорге Йоргесон и Стурлу Стурлусон. Мне это показалось забавным, особенно бравые русские парни в конце. А вот мою жену имя "Серафина Пеккала" вывело из себя. Так что — кому как.

(23.12.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: