Фильм поставлен по роману "Золотой компас" — первой части трилогии Филипа Пуллмана "Тёмные начала".
Имя "Серафина Пеккала" (персонаж Евы Грин) Пуллман случайно увидел в Финляндии в телефонном справочнике.
Для написание сценарий изначально был нанят Том Стоппард. Но приглашённый в качестве режиссёра Крис Вейц выбросил сценарий Стоппарда, и сам написал сценарий по роману Пуллмана, оставив всё почти без изменений, и существенно переработав только значительные по объёму анти-религиозные места книги. По словам Вейца, на этом настаивала студия, которая думала, что анти-религиозный посыл может привести к коммерческому провалу картины. Вейц успокоил всех поклонников книги, заверив их, что религиозные моменты из романа остались в фильме в различных эвфемизмах.
В сценах, которые снимались в зимней Скандинавии не принимали участие живые актёры, потому что продюсеры картины боялись, что кто-то из них может заболеть, и придётся исправлять график съёмок.
В декабре 2004 Вейц отказался от дальнейшей работы над проектом, испугавшись технической сложности постановки, и на его место взяли Ананда Такера. Такер так и не успел приступить к съёмкам, отказавшись работать из-за разногласий со студией, после чего режиссёрское кресло снова предложили Вейцу.
Для фильма было создано более 600 авторских костюмов.Версия для печати
Должен честно признать, что рождественские франшизы год от года становятся всё более и более убогими. С одной стороны — вроде бы, все ингредиенты давно и хорошо известны, и надо только правильно их смешать, добавить правильные специи — и дело в шляпе. С другой — раз за разом мы видим коммерческие провалы. Сначала — Хроники Нарнии, которые вроде бы были достаточно успешны в коммерческом отношении, но, кажется, безвременно почили в бозе, так долго не может выйти продолжение. Затем — 33 несчастья, прекрасно, должен заметить, сделанный продукт с гениально отжигающим Джимом Керри, но оказавшийся несостоятельным, как массовое коммерческое кино. Про всяких там Затур с Эрагонами я даже не упоминаю. Что и говорить, если даже Гарри Поттер стал давать видимые сбои.
Что ж, кажется, мы снова имеем честь лицезреть мертворожденное дитя Голливуда — очередную рождественскую франшизу, которой суждено будет почить в бозе вместе со всеми предшественниками. Мертворожденную потому, что в этот раз кинематографисты усвоили урок, и исправили одну из двух главных ошибок всех рождественских франшиз, но со всего размаха напоролись на вторую.
Первая и главная ошибка всех этих сказочных (и даже фэнтезийных) фильмов-с-продолжениями заключается в чудовищном недостатке фантазии. Начиная с сэра Джона Рональда Руэла Толкиена, фэнтези теперь, обязательно — история про средневековое царство, хороших и плохих волшебников, с обязательными эльфами, гномами, драконами и гоблинами. Ну, в лучшем случае, ещё пара каких-нибудь зверушек. Плохие разрушают царство, хорошие стараются его спасти. Шаг влево, шаг вправо — расстрел на месте. Именно недостаток фантазии убивает большую часть прекрасных фэнтезийных начинаний, заставляя читателя (или, в данном случае — зрителя) разочарованно протягивать: "Что?.. Опять?..", чесать яйца и идти дальше по своим делам, не задерживаясь.
И, к счастью, автор трилогии о "Тёмных началах" Филип Пуллман отлично это знал. Мало того — он оказался пацаном с фантазией, и накрутил в своей книге такого, что когда режиссёр Крис Вейц попытался перенести это на экран, он через несколько недель благоразумно отказался от этой затеи, и покинул проект "из-за ожидаемых значительных трудностей реализации". Только уговоры продюссеров вернули его в режиссёрское кресло. И, в общем-то, он не подкачал.
Фантазии этому фильму не занимать, и решительно всё, за что его можно хвалить, связано с буйной и неуёмной фантазией создателей. Мир, построенный в русле паропанковской эстетики, души, которые существуют рядом с людьми в виде животных, пыль, из которой созданы множественные параллельные миры, и царство ледяных медведей. О медведях, кстати, хочется сказать отдельно. Медведь в фильме просто пиздатый. Не больше и не меньше. Он пиздатый. В отдельные моменты — например, когда девочка едет на нём к избушке посреди ледяной пустыни — прорисовка такая чёткая, что трудно поверить, что это не настоящий медведь. В отдельные моменты — например, когда дерутся два медведя — больше кажется, признаться, что это не медведь, а кошка, по крайней мере, такие у него появляются ужимки. Но пиздатым медведь не перестаёт быть ни на секунду. Я бы сказал, что это главная удача создателей картины.
Однако помимо первой и главной, у фэнтезийных фильмов-с-продолжениями есть ещё одна — вторая — ошибка. Пытаясь взять из книги побольше, иногда даже совместить несколько книг в одном фильме, сценаристы постоянно косячат, превращая рассказанную в книге историю в кашу. В развлекательной кинокартине должны быть цельность и связность, то есть сет-ап должен занимать не больше четверти фильма, главная интрига должна быть одна, и концовка должна вносить ясность, и завершать если не всю эпопею, то как минимум один логический кусок. И вот с этим обычно — беда.
И вот именно здесь и прокололись Филип Пуллман со всей компанией. Сет-ап фильма у них продолжается практически до самого конца: они продолжают вводить новых персонажей уже во время финальной битвы (я понимаю, что они воспринимают картину не как нечто самостоятельное, а как часть трилогии — но такими темпами у них просто не будет шансов снять продолжение). Сюжет поначалу кажется более или менее стройным, но по ходу становится всё более и более кашеобразным. Зритель не может понять, к чему это мельтешение бездано введённых и никак не выводимых персонажей, путается в ареалах действия, и никак не может отличить главную интригу от всех остальных. В конце нам, естественно, объясняют, в чём цимес: просто это лишь начало, дальше будет ещё два фильма. Но ведь зрители заплатили деньги, и хотят что-то за них получить. Они платили за развлечение, а не за рекламный ролик продолжения. И неуважительно к ним относиться никак нельзя. То, что сошло с рук Питеру Джексону, не сойдёт Филипу Пуллману. Квод лицет йови, блять, нон лицет бови. Но кажется, что создатели картины этого так и не поняли.
Резюме: очень пристойная, красочная, и чертовски необычная рождественская франшиза, которая, ввиду сценарного скудоумия компоновщиков всего этого добра в одну историю, получилась на троечку. Ну, полбала я добавлю за медведя. Но ко второй части — если им её доведётся снять — уже добавлять ничего не буду.
P.S. Да, забыл сказать о прикольных национальных мотивах. Например, всех ведьм в фильме зовут на финский манер, а медведей — в стиле Йорге Йоргесон и Стурлу Стурлусон. Мне это показалось забавным, особенно бравые русские парни в конце. А вот мою жену имя "Серафина Пеккала" вывело из себя. Так что — кому как.