Сразу после отличной "Суспирии" Дарио Ардженто умудрился снять совершенно беспомощную "Преисподнюю". Если в "Суспирии" был смазан финал, то в "Преисподней" смазано всё. Фильма — нет. Есть набор отдельных сцен, невнятный сюжет и отчаянные попытки сохранить атмосферу первого фильма. Некоторые из сцен, впрочем, неплохи (как обычно у Ардженто): например, "охота за жемчугом" в затопленном подвале и все сцены, где участвуют живые и мертвые кошки. Однако, даже эти неплохие сцены нанизываются на тощий стержень маразматического оккультного хоррора, в котором фигурируют загадочные "три матери" и средневековый архитектор-эзотерик Варелли (его, кстати, играет Федор Шаляпин-младший), — причем на фасаде его дома почему-то висит памятная табличка: "Здесь жил и трудился Гурджиев".
Самый серьезный минус фильма, который при иных стечениях обстоятельств мог бы обратиться жирным плюсом, — отсутствие главного героя. Фильм дробится на три части, в которых фигурируют разные герои. Из-за того, что Ардженто предпочитает старомодную нарративность, из цельного произведения фильм превращается в альманах.
По идее, фильм мог бы спасти саундтрек, — если б он был таким же пиздатым и концептуальным, как в "Суспирии", — но даже саундтрек в "Преисподней" эклектичен: музыка Верди, какая-то хрень типа "Амено" и жалкое подобие "Goblins". А уж игра актеров, особенно ближе к финалу, — тушите свет. Сплошная театральщина, которая в конце концов превращается в студенческий капустник наряженная смертью чувиха "страшно" вздымает руки и с зазываниями угрожает главному (на тот момент) герою. После чего тупо гибнет в огне.
Отмечу только актрису, сыгравшую Сару. Она очень похожа на Джиллиан Андерсон. И точно так же любит совать нос, куда не просят, в поисках истины. Разумеется, этот любопытный нос все-таки оторвут. В сценах с убийствами Ардженто уже скатывается до самопародии. Рука с бритвой на красном фоне уже не вызывает никаких чувств, кроме смеха. А если знать, что руку с бритвой играет рука самого Дарио Ардженто, делается еще смешнее. Рука мастера превратилась в штамп.
Если "Суспирия" была по-своему прогрессивным фильмом, то вторая часть трилогии "Три матери" — фильм "Преисподняя" — это шаг назад, в прошлое. "Преисподняя" меньше всего похожа на фильм, сделанный в 80-х. Это, скорее, готическая поделка (пусть и категории А) начала 60-х.