Взорвавшаяся на "симпозиуме" голова состояла из латекса, собачьего корма и кроличьей печенки. В муляж выстрелили из 12-зарядного пистолета.Версия для печати
Так уж получилось, что "Сканнеров" Дэвида Кроненберга я посмотрел только сейчас. Хотя мечтал с детства. Но все как-то не доводилось. Видимо, звезды не могли сложиться на небе в нужную комбинацию, или что-то выпадало из стройного парада планет. Тем не менее, упущение оказалось восполнено. Принято считать, что "Сканнеры" — это первый по-настоящему "крупный" проект режиссера. Ну, это действительно его первый фильм, имевший успех в США и открывший, так сказать, череду коммерчески успешных работ Кроненберга, датированных 80-ми годами.
В тривиа на imdb.com я прочел, что режиссера вдохновили на написание сценария Отправители ("Senders") из романа Уильяма Берроуза "Голый завтрак" (который Дэвид ровно через 10 лет экранизирует). Поскольку роман я читал давно и не помню уже никаких Отправителей (да и сам роман смешался в моей памяти в какую-то ядрено-ядовитую кашу), то приму влияние Берроуза за аксиому. Тем не менее, Кроненберг придумал совершенно внятный сценарий с мощным, как ни странно для этого режиссера, финальным твистом, в котором понакручено всё: и мелодрама, и драма, и борьба характеров, и bad-end, и спецэффекты. Все в финале ставится с ног на голову и открываются невиданные перспективы, заслуживающие немедленного сиквела (он последовал через 10 лет. Снял его Кристиан Дюгуэй, автор "Крикунов" по Филипу Дику. К слову, "Сканеры 2" — говно).
Герои фильма — телепаты (или "сканнеры"). Идет противостояние между корпорацией, которая пытается использовать телепатов для своих нужд, и "революционной" горсткой телепатов, которые, очевидно, преследуют какие-то свои цели. В конце концов, в наличии у корпорации остается только один мощный сканнер — Кэмерон Вейл, и его-то и отправляют со шпиенским заданием: выйти на лидера подпольных сканнеров и уничтожить его. Поскольку сканнеры усилием мысли умеют взрывать человеческие головы, весь фильм из ноздрей персонажей струится кровь, из ушей вылетают мозги, а люди начинают внезапно стрелять друг в другу и страдать чудовищными рефлексиями. По ходу развития сюжета Кэмерон Вейл начинает чувствовать, что идет какая-то непонятная двойная игра, но продолжает исполнять свой долг, пытаясь добраться до Дэррила Ревока.
"Сканнеры" — значительно лучше предыдущих фильмов Кроненберга. Он смотрится, что называется, влёт. Это настоящий триллер. Время пролетает незаметно. Кроненберг тасует свои излюбленные темы: мировое господство, фармацевтика, мутации человеческих организмов, корпоративность, тайные общества. Титры сделаны в привычной для Кроненберга цветовой гамме (цвет детского нездоровья — черный с ядовито-зеленым), но сам фильм приятно удивляет яркими кадрами, в которых светит холодное осеннее солнце. Сцену, в которой Вейл при помощи телефона-автомата внедряется сознанием в компьютерную сеть, а потом разрушает ее и окружающее ее пространство, кажется мне совершенно охуительной. И еще мне кажется, что задумку с телефоном-автоматом попиздили братья Вачовски для своей "Матрицы" (правда задумку эту они инвертировали — .при помощи телефона люди попадали из компьютерного мира в мир реальный). Но точно также — уничтожая программу, в которой роется человек, можно уничтожить этого человека.
В общем, Кроненберг снял передовое кино.
Ключевая же идея, которую он доносит до зрителя, стара как мир. Позитивную ментальную мощь невозможно нарастить при помощи медицинских препаратов. Эта мысль — родом из алхимического средневековья (невозможно добыть философский камень при помощи химических реакций, так же как невозможно обрести счастье при помощи магии — см., например, роман Густава Майринка "Ангел Западного окна"). Можно здесь услышать и отзвуки разочарования забугорных шестидесятников, искавших бога в синтезированной кислоте. Недаром Кроненберг показывает в одной из сцен йога, который кропотливым умственным трудом раскрыл в себе чакру, отвечающую за силу мысли, — в отличие от него сканнеры, которые родились из-за употребления матерями непроверенного "снадобья для беременных женщин", получают тупую и жестокую механистическую силу. А к этой тупой силе Кроненберг примешивает еще и дурную наследственность, порождающую классических киношных злодеев…
P.S. Могут быть совершенно разные интерпретации финала. Меня ошарашили такие: младший брат победил старшего. Сознание младшего брата вселилось в тело старшего, потому что его собственное тело больше пострадало. Еще один вариант: их сознания слились воедино, и это общее сознание пришло к выводу, что теперь уж точно сможет завоевать весь мир, типа, суперсканнер. (на все эти интерпретации наталкивает то обстоятельство, что в одежде младшего брата оказывается старший брат, а кроме того, исчез шрам, который появился на лбу старшего брата после открытия третьего глаза).