Режиссер:
Питер МакДональд. Сценарий: Сильвестр Сталлоне и Шелдон Летич на персонажах Дэвида Моррелла, Композитор: Джерри Голдсмит.
В главных ролях: Сильвестр Сталлоне. В ролях: Ричард Кренна, Марк де Йонге, Куртвуд Смит, Спирос Фокаш, Зассон Габаи, Доду Шоуа.
Награды: 1989 — Лучшая музыка — Джерри Голдсмит (BMI Film & TV Award)
+ Золотая малина Сталлоне, как худшему актёру..
Интересные факты о фильме:
Над картиной начал работать Рассел Малкахи, только что закончивший "Горца", но из-за "творческих разногласий" он был заменён оператором второго Рэмбы Питером МакДональдом, впервые севшим в режиссёрское кресло.
Фильм был снят преимущественно в Израиле, и был одобрен Министром Торговли и Промышленности Ариэлем Шароном.
Лошадь, на которой в фильме ездит Рэмбо — настоящая кинозвезда. Она снялась также в фильме "Индиана Джонс и последний крестовые поход" в роли лошади Индианы Джонса.
Точно так же, как и во второй картине, МИ-24 здесь были получены гримированием Aerospatiale SA 330 Puma transport. Ещё одни вертолёт, показанный, как "русский" — это загримированный Aerospatiale/Eurocopter SA 341/2 Gazelle.
Показанная в фильме война с советскими воздушными транспортами с помощью Стингеров, поставляемых повстанцам правительством США, действительно приняла в Афганистане серьёзный размах: были сбиты десятки советских машин, погибли сотни людей. Позднее эти стингеры использовались Пакистаном для войны против Индии в 1999 году, а ещё позднее — талибами для войны против США в 2004.
А вот изображение русской армии, её тактики и её зверств не выдерживают никакой критики.
Нож, которым Рэмбо пользуется в этом фильме, отличается от тех, что он использовал в первых фильмах серии. Ножи для "Рэмбо" и "Рэмбо 2" создавал американский кузнец Джимми Лайл, и это классические "ножи для выживания", хотя и достаточно большие. Для "Рэмбо 3" нож создавал дизайнер Джил Хиббен, и это чисто боевой нож, который на 5 сантиметров длиннее ножа из второй части и на 8 сантиметров длиннее ножа из первой части франшизы.
В фильме Рэмбо надевает медальон, который он снял с убитой Ко во второй картине.
В конце фильма появляются слова: "This film is dedicated to the gallant people of Afghanistan".
На ДиВиДи 2004 года есть альтернативная концовка картины, в которой Рэмбо решает остаться в Афганистане навсегда, помогать талибам.
Согласно Книге Рекордов Гиннеса, Рэмбо 3 — самый кровавый фильм в истории мирового кино. В нём содержится 221 акт насилия, не менее 70 взрывов, и боди каунт — минимум 108 видимых трупов.
Английский психопат Майкл Райан, убивший 16 человек и ранивший ещё 14, утверждал, что на убийства его вдохновила серия картин о Рэмбо. После этого признания, прокат фильма "Рэмбо 3" в некоторых графствах Великобритании был ограничен.
С бюджетом, превышающим 60 миллионов долларов, в 1988 году, на момент выхода, это был самый дорогой фильм из всех, когда-либо снятых в истории кино.
Существует легенда о том, что этот фильм был чуть ли не самым большим кассовым провалом то ли 80-ых годов, то ли всей истории. Очевидно, основанием для неё служит то, что внутренние кассовые сборы в США были меньше бюджета картины (по разным данным — уступая ему от 1 до 10 миллионов долларов). Однако причиной этого была не столько "кассовая слабость" картины, сколько жёсткий возрастной ценз, не давший возможность пойти в кино на этот фильм американским подросткам — аудитории, для которой он был предназначен. При этом сборы в остальном мире, где ценз был, как правило, мягче, превысили американские в несколько раз, а при выпуске на видео фильм вообще побил все отраслевые рекорды. В итоге, при бюджете около 60 миллионнов, картина собрала 190 миллионов в мировом прокате, и немногим меньшую сумму от продаж и проката на видео. Что является безусловным кассовым успехом.Версия для печати
Дмитрий Савочкин:
Эта рецензия посвящается мужественным народам Афганистана и Ирака
Честно вам скажу, мне никогда этот фильм не нравился. И совсем не потому, что там мало мочилова, или, там, Рэмбо сражается на стороне противников Советского Союза, будучи гражданином которого, я посмотрел этот фильм впервые. Просто на меня сразу нагоняет умопомрачительную, какую-то неземную тоску афганский пейзаж. От человека, родившегося в Харькове, и выросшего среди запорожский степей, сложно ожидать такой стойкой нелюбви к пустынной местности. И тем не менее: я лесной, или, если хотите, речной человек, и при отсутствии в панораме хотя бы одного дерева мне сразу хочется подойти к обрыву, и убить сибя ап стену.
Именно такую, почти физически ощущаемую тоску вызывает у меня место действия фильма "Рэмбо 3", на фоне которого самого действия я уже практически и не замечаю. Забавно, что из всего этого "самого кровавого фильма в истории" (или, во всяком случае, фильма, который был самым кровавым — да ещё и самым дорогим) хорошо запоминается только сцена, где Рэмбо-наездник лихо играет в конное поло тушкой барана. Типа, афганская народная забава. Всё остальное как проходило мимо меня раньше, так прошло и в этот раз, когда я пересматривал картину, чтобы написать рецензию.
Вообще, конечно, смешно сегодня пересматривать такие артефакты, как "Рэмбо 3". Особенно ржачно видеть в конце картины надпись "Фильм посвящается прекрасному народу Афганистана". Да, блять. Молодцы, пиндосы. Посвятите народу Афганистана ещё какой-нибудь фильм. Улицу назовите в его честь. Или, там, город переименуйте. Вашингтон — в Моджахедск. Я, конечно, понимаю, что фильм рэйгановской эпохи, что политическая конъюнктура, все дела — но надо же хоть чуть-чуть взвешеннее подходить к выбору союзников, ребята. Хорошо хоть "прекрасному народу Ирака" ничего не посвятили в своём антисовецком порыве.
Если же попытаться отвлечься и от афганских пейзажей, и от политической составляющей, и проанализировать картину, просто как жанровое, развлекательное кино — то фильм представляет собой обычный военный боевик. С обилием неплохих (по меркам восьмидесятых) перестрелок, но и не лишённый типичных недостатков. Первая треть картины откровенно сонная, и из неё можно припомнить только фразу Рэмбо "я не турист", да и ту быстро забываешь. Ближе к середине фильм постепенно расчехляется, и дальше мужественный герой всех войн начинает маслать русских. Он привык к этому, говорят, ещё в свою первую ходку во Вьетнам, а потом во второй картине показал прямо-таки чудеса истребления москалей. Но здесь он доводит дело просто до какого-то абсолюта. Я вот даже картинку набросал по такому поводу (извините за качество, я нихуя не дизайнер, я больше буковки...):
В общем, хто б ні напав на рідну американщину, а москалям придеться погано. Забавно, что в книге, написанной Морреллом по этому фильму, русский великан, с которым Рэмбо сражался по ходу, в конце решает стать на сторону моджахедов, и сражаться против Советского Союза. Но в фильме Рэмбо мочит всех. И его, стало быть, тоже — причём, выдернув чеку из гранаты у него в подсумке, и сбросив его на верёвке в дырку, чтоб тот красиво взорвался в полёте.
Умопомрачительной дороговизны картины как-то не заметно, даже не смотря на обилие военной техники, и финальный поединок танка и вертолёта (победил, естессна, Рэмбо). Наверное, полбюджета пошло на взятки Шарону и прочим израильским высокопосадовцям. Хотя, как по мне, этот грёбанный Афганистан они запросто могли снять в пустыне Мохава, в Аризоне или Техасе, и не париться. Вышло бы дешевле, и ничуть не менее реалистично.
В общем, в разрезе всего вышесказанного, самым интересным в этом фильме для меня оказалось ожидание четвёртой картины о Рэмбе. Интересно, если в третьей он освобождал и снабжал оружием будущих врагов США, то что ж он придумает в четвёртой, чтобы оправдаться?
Рецензию на четвёртый фильм о Рэмбе можно посмотреть здесь.