Режиссер:
Филип Нойс. Сценарий Кристин Олсен по книге Дорис Пилкингтон Гаримара "Follow the Rabbit -Proof Fence" (Следуй кроличьей ограде), музыка Питера Гэбриела, оператор Кристофер Дойл, Редакторы Вероника Дженет, Джон Скот, продюсеры Филип Нойс, Кристин Олсен, Джон Уинтер.
В главных ролях: Эверлин Сампи, Тианна Сансбюри, Лора Монаган. В ролях: Кеннет Брана, Дэвид Гулпилил, Кеннет Бранаг, Молли Крэг, Джейсон Кларк, Кейт Робертс, Нингали Лоуфорд, Миарн Лоуфорд, Наташа Ванганин, Дэвид Нгоомбужарра и другие.
Награды:
2003 — London Critics Circle Film Award, Режиссер года 2002 — приз зрительских симпатий — Аспен; лучший фильм, лучшая музыка, лучший звук — Премия Австралийского Киноинститута; ASPI Award, Золотой Замок — МКФ молодых кинематографистов, Кастеллинария; приз зрительских симпатий — Денверский МКФ; приз зрительских симпатий — Дурбанский МКФ; приз зрительских симпатий — Эдинбургский МКФ; лучший режиссер, лучшая адаптация сценария — Film Critics Circle of Australia Awards; лучшая актриса (Эверлин Сампи), Best Production Design (Роберт Форд) — IF Awards; приз зрительских симпатий — МКФ в Лидсе; премия за свободу выражения, лучший режиссер — National Board of Review, США; специальное упоминание — San Francisco Film Critics Circle; приз зрительских симпатий в номинации "Лучший зарубежный фильм" — МКФ в Сан-Паулу; приз зрительских симпатий — МКФ в Вальядолиде..
Интересные факты о фильме:
Во всем фильме не видно ни одного кролика. Вероятно, снималось по нашу стороны стены.
Мировая премьера фильма состоялась под открытым небом в Джигалонге — общине австралийских аборигенов, где живут прототипы героев фильма.
Сценарий фильма основан на реальных событиях, происшедших с девочкой-полукровкой Молли Крэг в 1931 году. Ее дочь, Дорис Пилкингтон Гаримара, или Нуги Гаримара, написала на основе этих реальных событий книгу. Сценарист Кристин Олсен сделала на основе книги сценарий, а режиссер Филип Нойс снял по этому сценарию фильм. Настоящая Молли Крэг до сих пор живет в Джигалонге (по крайней мере, жила в 2002 году) и появляется в последней сцене, снятой, кстати, в первую очередь, поскольку Филип Нойс опасался, что она не доживет до конца съемок. В интервью он дипломатично сказал об этом так: "Из-за возраста и здоровья Молли было лучше, чтоб мы засняли эту сцену сначала".
Книга Дорис Пилкингтон — вторая книга в трилогии, описывающей жизнь трех поколений женщин ее семьи (последняя книга — о себе). Первая книга называлась "Каприс, дочь пастуха" (1990 г.), вторая — "Следуй кроличьей ограде" (1996 г.), третья — "Под деревом винтамарра" (2002 г.) Первая книга выиграла в Австралии пару литературных премий.
Фильм повествует о том, как Молли Крэг сбежала из колонии, куда свозили со всей Австралии метисов еовропеоидного и коренного населения. Девочка, играющая Молли Крэг (Эверлин Сампи) также дважды сбегала со съемок и пыталась добраться домой. Один раз ее нашли почему-то в телефонной будке!
В шапку фильма почему-то не влезло, что, разумеется, среди прочей съемочной бригады мы не можем обойти вниманием чуваков со щеточками Лиалу Аллэн, Дэвида Голсуорси, Люка Джонстона, Дженни Вудли; чувака, который обеспечивал дождевые эффекты, Джона Блэйки; пилота геликоптера Брайана Хоула; дрессировщика верблюда Дона Азиза; дрессировщика варана Гэвина Фоурмана; дрессировщиков собак Алисию и Синди МакКоурт; дрессировщика ястреба Эндрю Пэйна; и так далееВерсия для печати
Филип Нойс открыл для себя секрет, как снимать фильмы, которые будут собирать кучу призов зрительских симпатий на МКФ второй руки. То есть среди простых людей, таких же, как ты и я, дружище, которые не будут придираться ко всякой хуйне, а просто смотрят сердцем, но при этом не чужды искусства и рады присоединиться к высокой культуре. Такие люди не только смотрят сердцем, они многое умеют делать сердцем, например, голосовать за Ельцина. Или за фильм Филипа Нойса.
Филипп Нойс, как кажется, следовал такому Рицепу:
Р-И-Ц-Е-П:
красивые кадры (супероператора не надо, достаточно суперпейзажей) — в большом количестве;
побольше этнической экзотики (варан на дереве, сокол в небе, заунывные мелодии Питера Гэбриела);
страдания, желательно детские — подать без натурализма, красиво. Детей и страданий тоже побольше;
перемещение на большое расстояние — опять же, чем больше, тем лучше. Зритель любит путешествия. Философ Руднев сказал бы, что нужна сильная пространственная модальность (пространственную сделать проще всего);
главному герою — побольше положительных качеств: доброты, ума, красоты, воли, силы и т.д.;
злой страшный противник, детский мучитель; его страшная свита и самый главный из них, чорный преследователь, король назгулов — при этом у них у всех должна быть своя правда (чтобы не все так однозначно);
(остро)социальная составляющая: борьба с загрязнением окружающей среды, с расизмом, с консюмеризмом и т.д. В данном случае был выбран комплекс вины белых австралийцев в связи с угнетением аборигенов и практически полным уничтожением национальной культуры, прививанием ценностей западной культуры и т.д.;
пафос, из всего этого вытекающий (чем больше, тем лучше); для увеличения пафоса можно использовать закадровый голос, титры, исторические экскурсы и т.д.;
немного документалистики для завершения букета. Все смешать, взболтать, встряхнуть, взбултыхать. Количество красивых кадров, экзотики, страданий, пафоса и т.д. не лимитировать — чуть больше, чуть меньше, неважно — чай, не для гурманов готовим, для простых людей, таких же, как ты или я. Когда отстоится, подмонтировать, причесать, подрезать заусенцы, убрать все раздражающее, украсить сверху хэппи-эндом (тоже относительным, чтобы не все так однозначно).
Ну и все, в принципе. Готово. Собирайте призы. Рицеп хороший. Единственная сложность — не так просто найти сценарий для такого Рицепа.
К счастью, нашлась книжка Дорис Пилкингтон Гаримара (правильно — Нуги Гаримара), рассказывающая про путешествие-бегство мамы от белых угнетателей за девять недель на полторы тыщи миль. Естественно, нужно было переделать. Тут ведь, наверно, как было: юная Дорис слушала рассказы своей мамы, Молли Крэг, об истории своей семьи, и задумала написать трилогию. Первую книгу написала о тяжелой жизни бабушки, вторую о маме, а третью о себе. Молли Крэг, оказывается, на самом деле как-то умудрилась пересечь всю Австралию, держась проволочной сетки от кроликов, что-то помнила, рассказала об этом дочери. Дорис Пилкингтон переписала историю на бумагу, кое-что добавила от себя, конечно, для пущей выразительности. Где надо, углубила, где надо, подровняла. Усилила мотив преследователя, живописала страдания. Потом за дело взялась Кристин Олсен, смягчила страдания, усилила мотив преследователя, добавила пафоса, остросоциальности и двух девочек. Потом пришел Филип-Нойс-всем-пригнетыш, спрессовал, расставил акценты, добавил этники. Воспользовался вышеприведенным Рицепом. И вышла в итоге некая субстанция, не для гурманов, я для нас, простых парней и девчонок, голосующих сердцем. Смотреть можно, но совершенно не обязательно. Ингредиентов, вызывающих отторжение, нет, и на том спасибо.
В результате флюктуаций и броуновского движения вышеуказанные ингредиенты распределились по фильму не совсем равномерно, так что, начиная с середины (но не до конца) смотреть даже интересно. В начале и в конце много пафоса, затянутости, отсутствия вкуса, неправдоподобности. Типичный телевизионный фильм — так его смотреть скучно, а рекламка немного оживляет! Была и телеверсия, кстати, которая шла раньше основной.
А вот отличная идея! Снять кинофильм, который при телепоказе дополняется определенным набором реклам на определенных минутах. Совершенно иное звучание! Ну, скажем, фильм про зубные щетки, в котором щеточной семье мстится, что в доме есть призрак. Но призрака нам пока не показывают. И тут щетка-сын идет в ванную комнату, чтобы почистить зубы метащеткой, открывает дверь, исчеза
Маленькая щетка видит в ванне большую незнакомую щетку и говорит: — Простите, это вы знаменитый Colgate 360? — Да, это я, — самодовольно отвечает большая незнакомая щетка. — С Подушечкой для чистки языка??? — Для чистки Жопы и языка. Ведь восемьдесят процентов Бактерий скапливается не во рту, — таким же мерзким голосом говорит большая незнакомая щетка.
ыходит из ванной, или там на него нападает душ, как в "Клоунах-убийцах", или еще как-то. Очень пошло бы рецензируемому фильму. Важно, что в киноверсии фильм будет смотреться совсем по-иному. Кадр, в котором ребенок идет в ванную и сразу выходит из нее, в крайнем случае сочтут артхаузом и режиссерским видением, критики будут искать в нем глубокий смысл. Это, я бы сказал, следующий этап развития постмодернизма, и я надеюсь, такие фильмы непременно появятся.
С документальностью режиссер, конечно, все напутал, и в результате, если располагать внешней информацией, случайно получился изящный mash в стиле Гая Риччи: Молли Крэг играет Эверлин Сампи (разберитесь тут сами, кто кого играет; электровоз тянет паровоз; отдельная благодарность русскому языку), но, кроме того, она играет и самое себя; дочь Молли Крэг является консультантом фильма и присутствует за сценой, она одновременно и старше своей матери, и младше ее; сцена, в которой Молли Крэг играет самое себя, располагается в конце фильма, а снималась в начале, таким образом, Молли Крэг живет обратно во времени; Эверлин Сампи, которая Молли Крэг, настолько вживается в роль, что также сбегает со съемок...
И последнее. Нет, предпоследнее. Мне этот фильм по некоторым формальным признакам напомнил "Страну приливов" Терри Гиллиама. Те же красивые пейзажи (даже лучше!), та же девочка, бродящая по ним без взрослых, но в сопровождении подруг, те же кролики, которые ни разу не показываются в кадре, но подразумеваются (в общем-то, я ради кроликов сел смотреть этот фильм), то же финальное обретение дома. Тоже не особо удачная экранизация, по-видимому, хорошей книги. Места съемок почти антиподичны — западная Австралия и восточная Канада, можно проверить по глобусу. Рицеп Гиллиама немного другой, но, в общем, та же хуйня.
И последнее. Замечание местного характера, имеющее отношение лишь к данному сайду. Меня немного настораживает, что актер, играющий охотника на кенгуру, носит фамилию Нгоомбужарра.