Дарио Ардженто наконец поставил точку в своей феминной трилогии ужасов (первым фильмом была "Суспирия" (1977), вторым — "Инферно" (1980)). Почти тридцать лет мир ждал освобождения от третьей матери — Матери Слёз, самой сильной, самой жестокой и самой красивой ведьмы. "Третья мать" — самый кровавый фильм трилогии. Он просто-таки изобилует сценами невероятного насилия. Азия Ардженто, загнанная в сортир электропоезда, смачно разбивает голову преследовательницы дверью, удобно ездящей на хорошо смазанных шарнирах. И уж если бьет — то бьет по-взрослому, так, что зенки растерявшейся охотницы вылетают из орбит. Или, например, слуга Матери Слез, он же киллер, с явным удовольствием пробивает спиритуалку-лесбиянку железным ломом — лом входит во влагалище и с хрустом выскакивает изо рта, ломая зубы. Ардженто снимает дешево, но сердито (бюджет составил всего лишь 3,5 миллиона долларов). Причем настолько сердито, что американские прокатчики наделили фильм рейтингом NC-17 — то бишь, как порнографический.
У "Матери слез" более четкая композиция, нежели в несуразном "Инферно". В итальянской провинции находят древнюю урну с различными оккультными предметами — ритуальный нож, статуэтки демонов и, главное, магическая туника, которая может наделить Мать Слез особой силой. Урну доставляют в римский музэй древностей, и, открыв урну, две работницы музея навлекают на себя и Рим зло. Азии Ардженто везет чуть сильнее, нежели товарке: Ей, по-крайней мере, не расширяют буром рот и не душат собственными кишками. Рим захлестывает волна насилия и самоубийств. Азию Ардженто начинает преследовать толпа бешеных сучек. Потому что она — дочь белой ведьмы, павшей в неравном бою с Матерью Вздохов ("Суспирия"). Все три фильма заканчиваются одинаково резко и банально: очередная обитель ведьм (первая — во Фрайбурге, вторая — в Нью-Йорке, третья — в Риме) сжигается очистительным огнем вместе с владелицей. Правда, в "Матери слез" стоит отметить оригинальную гибель оной матери: к огню добавляются предметы экстерьера.
Ну и, самый жирный плюс — возвращение в проект Клаудио Симонетти, лидера группы "Goblins". Он написал роскошную музыку для "Суспирии" и написал мощно звучащие готические темы для "Матери слез".
Феликс Зилич:
Рецензия на фильм "Третья мать / Мать слёз"
1815 год. Во время земляных работ жители городка Витербо находят глияняный сосуд с древними ритуальными артефактами. Местный священник решает отвезти эти артефакты в Рим, но вскоре делает ужасное открытие. Артефакты несут в себе великое зло, и каждый город, улицы которого посещает его делегация, мгновенно погружается в безудержные насилие и разврат. Вскоре слухи о проклятой процессии начинают опережать странников, и итальянские города перестают открывать перед ними свои ворота. Всего в двух днях езды от Рима потрясенный священник вынужден прекратить свой скорбный путь. Он останавливается в небольшом монастыре, где умирает спустя шесть дней от малярии и где его хоронят вместе с его сатанинской посылкой. То есть с тремя статуэтками и древней жреческой туникой.
2007 год. Современный падре вскрывает могилу своего предшественника и находит скрытый в ней саркофаг, который сразу же отправляет знакомому специалисту из столичного Музея Древнего Искусства. Специалиста к моменту прибытия саркофага не оказывается на работе, поэтому вскрыть его решают две любопытные практикантки с курса реставраторов.
Спустя час одну из них находят без головы, а вторая — рассказывая копам про ее гибель, испуганно лепечет про жуткую обезьянку, которая преследовала ее по коридорам музея. Выжившую студентку зовут, кстати, Сара Мэнди, и она еще даже не подозревает о том, что выпустила на свободу древнюю ведьму Мать Слез.
Спустя всего несколько часов после освобождения Матери итальянская столица погружается в хаос. Прохожие начинают сходить с ума и убивать своих близких, а залы аэропортов и вокзалов оказываются заполнены сатанистами и чернокнижниками, которые прибывают в Рим со всего мира. В этом жутком столпотворении Сара узнает главную тайну о собственном происхождении. Она — наследница последних белых магов. Единственный человек, который может теперь бросить вызов Матери Слез и спасти человечество.
Дарио Ардженто собирался закончить трилогию про Трех Матерей еще четверть века назад, но сделал это только в прошлом году. За это время он успел сменить десяток сценаристов и дюжину продюсеров, поэтому от его долгостроя уже не ждали ничего хорошого. Точнее, ждали, но судить собирались по самым строгим стандартам.
Теперь мы посмотрели это кино сами и можем честно сказать, что делать этого не стоит. Картина у Ардженто получилась очень неровная, но зато по ней прекрасно виден один важный факт — у Маэстро еще стоит. Пусть хватает этого стояка всего минут на сорок, но зато эти сорок минут вполне стоят мессы.
Фильм четко распадается на две половины — до лесбийского секса и после него. При этом первая половина — это концентрат саспенса и сюра на уровне картин мастера начала 80-х, а вторая половина — невнятная костюмная тягомотина в духе пост-перестроечного Карена Шахназарова.
Но пугаться второй половины вовсе не стоит. Если у фильма “Я-легенда” идиотский финал ставит крест на всем проекте, то финал “Матери слез” совершенно не портит впечатления от просмотра. Финал “Матери” больше похож не на халтурную работу команды сценаристов, а на последние минуты страшного ночного кошмара, когда ужас уже отпустил вашу душу, и вы медленно-медленно просыпаетесь, осознавая, что это был всего лишь сон.
Для картины подобного жанра такие слова могут служить только комплиментом.