В главных ролях: Иван Барнев, Олдрич Кайзер. В ролях: Джулия Дентш, Мартин Хуба, Мариан Лабуда, Милан Ласица.
Награды: МКФ в Берлине — приз ФИПРЕССИ. МКФ "Brothers Manaki" — "Золотая камера 300". "Чешские львы" — лучший фильм, режиссер, оператор, актер второго плана (Мартин Хуба)..
Владимир Гордеев:
Служить всегда, служить везде, вот лозунг мой и солнца
Маленький, проворный, белобрысый Ян Дите вечно сияет как начищенный медный грош. Сияет потому, что это сияние, а также всегда стопроцентная готовность услужить, позволяют ему зарабатывать деньги! Можно сказать, что Ян — прирожденный халдей. Но не дурак. Он рано понял, что счастье — в деньгах. Так у него появилась мечта — примкнуть к числу миллионеров, которым он пока что прислуживает. Ирония судьбы заключается в том, что миллионером Ян стал к концу Второй мировой войны. Он купил гостиницу, где прежде служил, но у гостиницы вскоре не стало клиентов, — миллионеры сели за решетку. А потом и гостиница стала народным достоянием. Глядя на услужливую физию Яна, представители народной власти не углядели в нем миллионера и попросили побыть управляющим. "Нет, мне к миллионерам", — ответил Ян и отправился в тюрьму. Потому что не в деньгах счастье, а в статусе. Вторая ирония судьбы проявит себе еще более глумливо: даже в тюрьме Ян прислуживает миллионерам. Не в службу, и не в дружбу, а по застарелой привычке, которая составила весь образ его жизни. Выйдя через девять лет после амнистии, Ян отправляется на выселки предаваться воспоминаниям (фильм сделан в ретроспективной манере).
Иржи Менцель вновь обращается к творчеству Богумила Грабала и вновь работает с оператором Яном Софром (их сотрудничество привело Менцеля к международной славе — см. "Поезда под особым наблюдением"). Глазами Яна, непатриота-антинационалиста, Менцель показывает нам историю Чехословакии на протяжении двадцати лет. Основная идея фильма: миром правят деньги, все войны — из-за денег, глупо тратить время на войны из-за чужих денег, в то время как можно заработать самому. Фильм отмечен мягкой иронической интонацией, которая на протяжении фильма ни разу не превращается в злую сатиру, хотя это было бы сделать легко. В конце концов, Ян прожил нормальную человеческую жизнь, и даже любил. И не только деньги.Ян- реально положительный герой, верный своему жизненному кредо твердый индивидуалист, при этом добрый и безопасный. Вот такая апология халдейства. А то, что в итоге Ян остается один-одинешенек, так это карма такая, а не ошибочно выбранный образ жизни. У каждого свой путь, на котором бывают сюрпризы…