Режиссер:
Жорж Мельес. Сценарий: Жорж Мельес, по романам Жюля Верна "С Земли на Луну" и Герберта Уэллса "Первые люди на Луне", оператор: Мишо, Люсьен Тенги, художник: Клодель, продюсер: Жорж Мельес.
В ролях: Виктор Андре, Блетт Бернон, Брюннет, Жанна Д'Алси, Анри Деланной, Жорж Мельес и другие.
Сногсшибательный фильм. Несколько завораживающих минут, навсегда впечатывающихся в память. Один из лучших фантафильмов, что я видел. Один из лучших "фильмов действия", что я видел. Одна из лучших комедий, что я видел. Одна из лучших пародий, что я видел. Один из лучших фильмов измышленного идеологами журнала Экранка.ру комбижанра "сюрреализм/авангард", что я видел... Это не гон. Я сам не ожидал от фильма 1902 года такого размаха, такого потрясающего полета фантазии и невероятных спецэффектов. Киноманское насыщение от этих десяти с небольшим минут экранного действия как от двух-трех просмотренных кряду фильмов режиссеров типа Гиллиама или Гринуэя.
Одни селениты чего стоят! Какую потустороннюю жуть нагоняют своим казалось бы потешным "акробатическим" нападением! И вдруг новая неожиданность — то, как они погибают от рук земных ученых! Помнится, когда появилась игра "Квэйк", один мой сотрудник, ознакомившись с новинкой, на следующий день, по дороге на работу, рассказывал мне о впечатлении и, войдя в раж, вскричал на весь автобус: "Ах, как они умирают! Какое удовольствие их убивать!" — разговоры в автобусе затихли, народ напрягся. Но умервщление селенитов в этом фильме — это... это СОН! Не хотелось бы портить впечатление тем, кто не видел фильм. Да и саму атаку лунных аборигенов на словах не передать.
Каждый кадр настолько перенасыщен, что кажется будто сейчас лопнет экран телевизора и вся эта халва выплеснется наружу, заразит реальность сюром и придется приспосабливаться к новым, неизвестным и неподдающимся разумению законам кошмарных фантазий. Чем-то напоминает фильмы Германа — где в каждом кадре, как на переднем плане, так и на периферии все снуют, кишат, что-то говорят, выкрикивают, бурчат — невразумительной шумофон. Но тут фильм немой, а впечатление такое — скажем, когда показывают изготовление космического снаряда, — что слышен производственный шум, крики, споры... Мне вдруг стало отчетливо ясно почему многие режиссеры так сопротивлялись переходу на звуковое кино. От таланта создателей фильма зависело сделать видеоряд таким, чтобы в голове у зрителя зазвучало. А появился звук, и что мы видим? А нихуя интересного, зачастую, и не видим, зато слышим всякое бу! зловещие скрипы, "тревожную" или "душещипательную" музыку — при полном убожестве картинки.
(Кстати, про музыку — тот продолжительный альбомчег "Смэшин Пампкинс" про меланхолию и бесконечную грусть создан под влияньем этого фильма — достаточно взглянуть на обложку альбома и посмотреть клип песни "Тунайт, тунайт").
Все-таки жаль, что из пятисот с лишним фильмов Мельеса сохранились понты, да и те хрен отыщешь. Я б их все запоем засмотрел. Ни разу при просмотре фильма у меня еще не возникало настолько сильного ощущенья, будто я смотрю запись чьего-то сна. Ну, может быть, на каких-то эпизодах "Метрополиса" Ланга...