ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Алексей Нгоо: Тим Бартон — бестолковый гений


Дюже тяжко говорить мне об Тиме Бартоне, однако когда-то надо же это сделать и почему бы не сейчас, когда смолкли пушки, заглушки выпали из ушей и образовалось зыбкое свободное время, того и гляди рискующее быть разрушенным вторжением извне работодателей и прочих благодетелей.

Тим Бартон на съёмках С самого измальства приучил я себя любить Бартона нежной ненавистью и ждать от него, что однажды случится в механике его творческой вселенной Парад Планет и Бартон снимет "тот самый фильм", чудесную кенокартину, об которой будет не стыдно написать и в эндзыклопедии и на отрывном календаре. Однако шли года и страны, менялись власти в Афганистане, а Бартон всё топтался на месте, и чудо за него преподносили люди посторонние — то Баз Лурман снимал "Ромео+Джульета", то Барри Зоннефельд выдавал "Семейку Аддамс".

Бартон же, обладая несомненно одной из самых изощрённых кенохватазий, оставался напрочь лишённым чувства меры. Его художественный вкус всегда зашкаливало в китч, патетика превращалась в "паточный пафос", провисания в фильме оборачивалась провалами. Создаваемая им кенореальность была столь далека от реального мира в своей карамельности, что хотелось в отчаянии поехать в Америцу и дать Тиму затрещину, бо не к лицу потенциально талантливому режиссёру на пятом десятке лет играться в куколки и генерить гониво для пятилетних детей.

Пытаясь снимать на интуиции, подобно Бергману, он не мог с интуицией совладать, и фильмы его, выполненные в сарафанно-матрёшечной манере, всякий раз отжигали жигу на самой границы треша и дурного вкуса. В то время как изысканные и причудливые Лурман с Зонненфельдом разбивали ему голову на его же территории, прописывая Тима в неудачниках, людях так и не совладавших с хвантазией.

Сонная лощинаА потом, когда впору было забывать имя Бартона, случились сильная жанровая побасенка "Снотворной полости Сонной лощины". Она оказалась на тот момент одним их самых сбалансированных фильмов Бартона. Толи жёсткий сюжет, толи жёсткие продюсера не дали Тиму возможности совершить крен в излюбленную им белибердистику и сентиментализм, которые портили все его работы. В итоге получилось цельное и качественное жанровое кино, с кривляющимся и холодным Деппом, отыгрывающим подросшего Эдварда, сменившего в процессе роста руки-ножницы на затейливые медицинские инструменты; и Кристиной Риччи — Вайноной Райдер новой, несказочной реальности.

Наконец вступивший на тропу взросления Бартон разрушал свой прошлый наивный кеномир, пародировал себя и глумился. Но до уровня авторского кино "Сонная лощина" не дотянула разумеется. Потому что была фильмом жанровым. Снимать жанровое кино так чтоб оно выглядело авторским умел только Хичкок. В "Снотворной полости" есть только картинка. Зато картинка совершенная, поданная с нехарактерным чувством меры, отсылающим скорее к Зонненфельду, чем к бартоновским лубкам. При этом не утрачено бартоновское обаяние, мягкость и некоторая наивность. Зрелая работа мастера.

В контексте киносудьбы Бартона символичны последние кадры фильма — герои приезжают в молодой Нью-Йорк и Депп говорит эскортирующему его мальчику что-то ободряющее и позитивное "Всё в твоих руках, юный Масбат. Наверх — Бронкс, внизу — Баттери, а домой — сюда". Камера навсегда замирает и наблюдающий картинку зритель к своему ужасу замечает, что она ненастоящая — не кинокартинка, а акварельный эскиз, обработанный хвотошопом. "Как и весь Бартон", — родятся в голове мысли, ага. нов тот момент этим мыслям не веришь, потому что...

Большая рыба...после эдакого обряда очищения, включившего в себя также "Планету обезьян", последовала вдохновенная "Большая рыба" — сам по себе фильм не весть какой ценности, однако во Вселенной творчества Бартона равный по значению образованию жизни на планете Земли через миллиарды лет после Большого Взрыва. В "Большой рыбе" случилось Бартону наконец-то простился с детством и сделать уверенный шаг во взрослую жизнь, создав не пустой гламурный концепт, а растворив свою хвантазию в реальности, что придало хвантазии весомость, онтологичность и т. д. В этом фильме есть душа, в ней сентиментализм Бартона и его любовь к китчу воплощены с фелиниевской грацией и убедительностью. Смотрячи "Большую рыбу" я испытывал за Бартона чувство гордости, я был так рад, что он вырулил наконец на правильную дорогу и теперь мы вместе пойдём в Изумрудный город выпрашивать у Тотошки Элли.

О
днако как и водится в голивуцких фильмах, судьбах и хрониках, радость моя была не долгой. Сначала вышли на экране "Лемони Сникетт и 33 несчастья", про который иные кенообозреватели захлёбываясь рассказывали, что снимала его бригада Тима Бартона. Однако достаточно поглядеть картинку и имена создателей, что бы понять, что кенообозреватели принимали желаемое за действительное — чудесная сбалансированная картинка "Лемони Сникетта" снималась бригадой Барри Зонненфельда и лежала идеально в его кенофарватере. В кенофарватаре же Тима Бартона лежал "Чарли и шоколадная хвабрика"...

Чарли и шоколадная фабрикаГлядучи фильм я чуть на плакал — ледяной домик бартоновской зрелости, выстроенный мною на "Сонной лощине" и "Большой рыбе" таял и стекал под кресла кенозала. Не совладавший со своей клинической инфантильностью, Тим позорно ретировался в китч, спрятался под кеноюбкой питерпенства и снял кено для детей-наркоманов. Пошли в ход все его фишки — слащавое заигрывание с публикой, неумелый монтаж, стилистический разброд, гипертрофированный пафос, концептуально чуждые элементы, вроде комической цитаты из "Одиссеи: 2001" или лифта из "Матрицы". Спору нет, в контексте "Бейба", "Один дома", "Мышиной охоты", "Чарли и шоколадная хвабрика" выглядели колоссами, но через призму "Лемони Сникетта" ноги колосса оказывались глиняными как у Голема, и Джим Керри легко переигрывал Джонни Деппа именно потому, что Керри было кого играть, тогда как Депп был лишь деталью интерьера. Единственно, что не сумел подавить Бартон в Деппе — это глаза стареющего Вонки, в которых потухают угольки, глаза альтерэго Бартона — играющего в детские игрушки старичка, нелепого и ужасного в своей неадекватности возрасту.

Наверно теперь пришло время тренироваться в смирении и раз чуда преображения Бартона так и не произошло, принимать его таким как есть — лишённым чувства меры, добрым, но несуразным сказочником, который так и будет лепить безумия, понукаемый каким-то внутренним режиссёрским шилом. Наверно не стоит больше наивно ждать от его фильмов осмысления реальности. Коли хочет заморский режиссёр обитать в мире грёз и побасенок, то пущай. Просто немного жаль, что идейные и визуальные эпигоны выше на голову своего бестолкового гуру:))).

(10.10.2006)




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: