Этого рослого актера с обаятельной улыбкой, будто выдолбленной на большом, мосластом лице, нынче знает каждый уважающий себя любитель голливудского кино. Однако, не каждый уважающий себя любитель голливудского кино осведомлен о захватывающих дух взлетах и падениях Траволты — с самых вершин славы до мрачных и тоскливых бездн забвения…
Не волнуйтесь, щас мы всё расскажем!
А начнем, как водится, издалека… Вполне могло статься, что о Траволте не знал бы вообще никто, кроме обитателей городка Энглвуд, где Джон родился. Его отец держал лавку, в которой торговал б/у товарами вроде старых автомобильных покрышек. Что помешало Джону стать преемником Сальваторе Траволты, итальянца, прочно осевшего на американской земле? Помешала мать, Хелен Траволта, отрядившая своего младшего сына из Нью-Джерси в Нью-Йорк, в одну из тамошних многочисленных школ драматического искусства. Преподаватели обнаружили в парне незаурядные вокальные данные и пластичность, и Джон, не колеблясь, сразу наметил себе конкретную цель: заделаться артистом мюзикла. Покуда шло обучение, будущий артист подрабатывал где мог, в основном, продавал пластинки. Пока еще — не свои.
Окончив школу, Траволта некоторое время потусовался в Нью-Йорке, а потом перебрался в Голливуд. Там его ждала участь большинства начинающих артистов, — то есть, пара-тройка жалких эпизодических ролей в бесконечных телепостановках. Сдаваться было некуда, и Джон ждал момента. Момент настал, когда Джон удостоился чести петь в мюзикле "Бриолин", который пользовался неизменным успехом вот уже на протяжении двадцати лет. Неисповедимые пути коммерческих маршрутов труппы вернули Траволту в Нью-Йорк, и вот тут его действительно, по-настоящему, заметили! Джон, разумеется, ни секунды не колебался, когда ему выдали бродвейский золотой билет — не зрителя, но участника представления. А ведь парню тогда было всего 18 лет!
Погарцевав год на престижнейших театральных сценах, Траволта решил вернуться в Голливуд и снова попытать свое актерское счастье. На сей раз он имел в загашнике довольно приличное для начинающего актера резюме, но даже оно не впечатлило суровый Голливуд. Кинематографическая фортуна отвернулась в сторону, с брезгливостью швырнув Траволте жалкую подачку — несколько второстепенных ролей в телесериалах на медицинскую тематику.
В принципе, любой другой человек, окажись на месте Траволты, разочаровался бы. Может быть, погряз в телеэфире. Может быть, повесился или убил себя об стену. Но Траволта был не из таких. Получив крупную роль в сериале "Добро пожаловать домой, Коттер!", он продолжал ходить на прослушиванья для Большого Кино. И его терпение оказалось вознаграждено. Так сложились звезды, что молодой режиссер Джон Бэдхэм (известный даже советскому зрителю по фантастической комедии "Короткое замыкание"), пригласил именно Траволту на главную роль в молодежном мюзикле "Лихорадка субботнего вечера". И так сложились звезды, что музыку к фильму писала группа "Би Джиз", стоявшая у истоков нового, зажигательного жанра "диско". Фильм моментально стал суперхитом, а Траволта, соответственно, суперзвездой. Но перед тем, как мы подымемся вслед за Джоном по ступенькам славы наверх, вспомним, что во время съемок "Лихорадки" актер был влюблен в юную Дайану Хайланд, которую… сжирал рак. Девушка умерла у Траволты на руках. И очень хорошо чувствуется минор в экранном образе, созданном Траволтой, при всей безупречности его телодвижений под бодрые ритмы "Би Джиз". Публика хорошо это чувствует и моментально признает актера. Траволта становится блестящим танцором печального образа. В следующем, 1978 году, на экраны выходит фильм "Бриолин", экранизация мюзикла, плоть от плоти и кровь от крови Траволты. На экране появляется вполне прекрасный дуэт: Траволта и Оливия Ньютон-Джон.
Фильм становится кассовым рекордсменом года, но эту же дату, 1978 год, можно считать датой роковой. Следуя своему принципу, Траволта выбирал роли исключительно в мюзиклах и мелодрамах, таких как "Городской ковбой" (реминесценция "Лихорадки"), "Миг за мигом", "Остаться в живых" (сиквел "Лихорадки"). Он упускает драматические, характерные роли в фильмах "Райские дни" (поставленном одним из лучших американских режиссеров Терренсом Маликом), "Американский жиголо" и "Офицер и джентльмен" (все эти роли достаются Ричарду Гиру и делают его звездой). И в конечном итоге, Траволта зрителю попросту надоедает: что за кайф смотреть на предсказуемого актера, играющего одну и ту же роль?
Десять лет Траволта маялся без дела. Десять лет — срок для актера практически роковой. В это время в жизни Джона происходили важные события, достаточно далекие от кинематографа. Например, он женится на актрисе Келли Престон, с которой играл в дешевой семейной комедии о младенцах "Посмотри, кто говорит" (в 1992 году у семейной четы Траволта-Престон рождается сын Джетт). А кроме того, в конце восьмидесятых нелегкая затащила Джона под приветливую сень сайентологической церкви, мастеровито отстроенной в 50-х годах писателем-фантастом Роном Хаббардом… В общем, так и погряз бы Траволта в делах семейных и религиозных, если бы не энергичный кинофанат Квентин Тарантино, вытащивший звезду кинотанцпола на новый кинотанцпол. Сильно погрузневший Траволта, не потерявший своего обаятельного уныния, сумел очаровать как героиню Умы Турман, так и миллионы кинозрителей. На роль гангстера, выведшего на прогулку жену босса, Траволта согласился будто б хохмы ради (ему заплатили за роль всего 140 тысяч долларов), но вместо хохмы он приладил к своей большой физиономии кислородную подушку и получил второе дыхание.
Гангстер Винсент, сумрачно отцанцовывающий под Чака Берри, оказался к месту как в боевиках, так и в фантастике, так и в комедиях. Короче говоря, Траволту снова заметили, и на этот раз Траволта прекратил тупить. Начал зарабатывать деньги. Всё стало не так как раньше. В год — минимум два фильма. И гонорар один другого больше. После "Криминального чтива" — гангстерская комедия Барри Сонненфелда "Достать коротышку". Гонорар, этот коротышка, равнялся 3,5 миллионов долларов. Потом — военный боевик "Сломанная стрела" Джона Ву — 7,6 миллионов долларов. Дальше — больше. 10 миллионов, 20 миллионов! Еще больше пока никто не платит, но скромному адепту сайентологии пока хватает, чтобы вносить достойные вклады в развитие душеспасительной науки.
По большому счету, сейчас Траволта обрел гармонию. Сейчас он даже может сниматься в нелепых мелодрамах вроде "Феномена" или "Одиноких сердцец" — финансовый баланс позволяет. А вот не сниматься в таких фильмах Траволта уже не может, как не мог и раньше. Посмотрите на него в этих фильмах, в этой мелодраматической чепухе, — тут настоящий Траволта: отстраненный, грустный, мечтательный, добрый. Вот вышли в этом году на экраны "Реальные кабаны", потоптались. Роль Траволты в этом фильме — квинтэссенция всех его ролей: возрастной сентиментальный позитивист, готовый задать всем жару… но только если, конечно, к стенке припрут. А кто припирает Траволту к стенке? Сам Траволта. Он хочет работать и продолжает работать. И кажется, что "второе дыхание" Джона не иссякнет уже никогда…