Феликс Зилич:
Подлинная история Молчаливого Боба и Джея
Уж если рассказывать истории о мужской дружбе, то обязательно следует поведать миру подлинную историю Молчаливого Боба и Джея, то бишь Кевина Смита и Джейсона Мьюиза. Историю, которая вполне способна заткнуть за пояс даже самые отмороженные истории этого дуэта. Про Кевина рассказывать не станем. С его биографией прекрасно знаком любой нормальный киноман, поэтому предпочтем вместо этого сразу перейти к персоне Джейсона.
Родился этот перец.12 июня 1971 года в Нью-Джерси. Происхождение — польские иммигранты. Отец — неизвестен. Мать — наркоманка со стажем. В редкие моменты, когда она пребывала не за решеткой, мамаша открыто фарцевала наркотой, заставляя развозить товары маленького Джея и его сестру. В те вечера, когда ей хотелось развлечься с мужиками или бухлом, дети на всю ночь запирались в чулане. Отсюда до сих пор у Джейсона неизлечимая клаустрофобия. Несмотря на то, что всю свою жизнь парнем он был весьма неглупым и школу закончил вполне удачно, в родном городе у него была репутация отморозка. До сих пор там ходят легенды о том, что он якобы однажды грабанул аптеку и трахнул собаку. Легенды, которые, разумеется, никогда не подтверждались их непосредственным героем. Когда он стал общаться с Кевином Смитом история почти умалчивает. Несмотря на разницу в возрасте в четыре года, нам можно смело предполагать, что это было еще задолго до начала сьемок самых первых “Клерков”. Но наша история, ради которой мы все и собрались, начнется только несколько лет спустя. К тому моменту, когда Кевин приступил к работе над своим третьим фильмом — “В погоне над Эми” — надобности в Джейсона на сьемочной площадке не было вовсе. В этом фильме у Молчаливого Боба и Джея была всего одна сцена, где говорить приходилось при этом в основном только первому. В процессе же сьемок оказалось, что Кевин не в состоянии запомнить строки, написанные для себя самого, а вот Джейсон щеголял знанием едва ли не всего сценария. Сценарий пришлось резать в процессе работы. Никто не заметил, что именно на сьемках этого фильма Джейсон и подсел на кокс с герычем.
Вскоре после этого в жизни Мьюиса произошли два других события. Оба приятнее предыдущего. Узнав о том, что у матери Джейсона положительные результаты на СПИД, Харви Вайнштейн взялся профинансировать для нее самое лучшее лечение в Нью-Йорке. Джейсон теперь жил один, поэтому мог ширяться по полной. В это время Кевин открыл в его родом Ред-Банке магазин комиксов под названием “Тайный закуток Джея и Молчаливого Боба”. Джейсон попросился туда работать на полную ставку, и Кевин не смог ему отказать. Вскоре он обнаружил, что работет его кореш довольно плохо. Регулярно спит на работе и всячески тормозит рабочий процесс. Только со временем Кевин понял, что тот плотно сидит на наркоте.
После этого открытия Кевин заставил Мьюиса переехать от больной матери в свою собственную квартиру в Ред-Бэнке. Мьюис к этом времени был уже еле живой. За день до того, как Кевин принудил его начать метадоновую программу по борьбе с зависимостью, ему даже пришлось одолжить другу денег на героин, иначе тот говорил, что просто не доживет до утра. Метадон помог, и Мьюис заметно ожил. Стал часто тусоваться с Кевином и регулярно путешествовать по стране в поисках новых игрушек по “Звездным войнам”. Когда он узнал, что в “Догме” будет играть Алан Рикман, то даже выучил весь сценарий, помимо собственных реплик
К моменту начала сьемок “Догмы” Мьюис пребывал на 7-месячном сроке наркотической завязки. Чтобы не сорвать и ее, и все сьемки Кевин и продюсер Скотт Мозье убедили его новую подружку Стефани в том, чтобы она полностью контролировала завязку. Разумеется, пару месяцев спустя оказалось, что именно она стала из жалости снабжать в Питтсбурге его наркотиками. Кевин и Скотт взяли это под контроль и в тайне от всей сьемочной команды снабжали Джейсона небольшими дозами, понимая, что резкий отказ вызовет самые непредсказуемые последствия. В результате, во время сьемок Джейсон зажигал, а после них тихо вырубался за сьемочной площадкой.
В это время Кевин познакомился с Дженнифер Швальбак. Любовь-морковь — она вскоре забеременела, и они переехали в новый дом. Увлеченный собственной личной жизнью, Кевин упустил то, как Джейсон со Стефани снова поселились у матери Джейсона и капитально сели на героин. Не зная что еще можно предпринять в этой ситуации, Кевин и Дженнифер перевезли Джейсона и Стефани в свой дом, где решили снимать их с иглы по методу “холодной комнаты”. Джейсона все это время страшно колбасило, он целыми днями крыл всех матом и бился с разбега головой об стену.
Однажды в доме Кевина была вечеринка, когда хозяин просек, что дружок его уже больше часа не выходит из сортира. Когда Кевин почти выбил дверь, то Джейсон был уже в угар под кокаином, но всячески отрицал это. Взбешенный Кевин просто выкинул его из своего дома, оставив Стефани жить у них и дальше. Несколько дней Джейсон штурмовал хибару, прося прощения. В конце концов, он был прощен и возвращен, но под еще более жесткими условиями. В скором времени Стефани стали искать ее родители. Кевин сам рассказал им о ее наркотической завимости, и они забрали дочь к себе в дом под железный замок. Джейсон теперь окончательно ощутил, что в его жизни наступила амба и дал слово другу окончательно завязать.
Не получилось. Пока Кевин ездил по Европам с рекламой “Догмы”, Джейсон капитально подсел на оксиконтин. Кевин снова выгонял его из дома, снова заставлял сидеть на холоде и снова успешно. На презентации в ЛосАнжелесе Джейсон был уже вменяем. Кевин на радостяз даже дал ему свою кредитную карточку со штукой баксов, чтобы тот мог расплатиться и поймать такси. В итоге, Джейсон всю ночь пробродил по городу в поиске наркотиков, потом трезвый и злой все же вернулся в гостиницу и тогда уже разнес свой номер в клочья. После этого события Кевин и Скотт решили не возвращать его домой, а поместить его вместо этого в один из местных лечебных центров.
Джейсон оттуда сбежал. Был силой возвращен с недельным запретом на пользование телефоном. В это время Дженнифер уже должна была родить, поэтому они с Кевином несколько месяцев не покидали Нью-Джерси и не появлялись в Лос-Анжелесе. Джейсон все это время ныл и говорил, что чувствует себя как в психушке. Зато вроде бы хорошо вылечился и вернулся домой уже как образцовый гражданин.
Хватило его ненадолго. На премьере “Догмы” в Нбю-Йорке он повстречал Стефани и так и не появился на конференции, устроенной авторами фильма для журналистов. Пару часов спустя Кевин нашел обоих обдолбанными героином в номере их отеля. Увидел, плюнул и ушел. После этого они не общались довольно долго. За все это время Джейсон появился в доме Кевина всего раз, на крестинах его дочери, да и то провел там не более пары часов.
Тогда Кеин придумал новую фишку. Он сказал Джейсону, что написал сценарий, где его персонаж Джей — главный герой всего фильма. Понятно, что за это заплатят много бабла, но только если он все же слезет с героина и оксинконтина. По рукам. Дежйсон отправляется на месяц в новую клинику и на этот раз в компании своего старого кореша — Бена Аффлека. Вроде бы все шло на поправку, но случайно предложенный дозняк кем-то в Колорадо снова сломал все, что было достигнуто. Однажды Дженнифер увидела как обдолбанный Джейсон общается с их дочкой и сказала мужу, что больше не намерена терпеть этого придурка в их доме.
Кевин не сдавался. Он написал в “Девочке из Джерси” большую роль для Джейсона, но тот на это не купился. Эту роль позднее сыграл Джейсон Биггз. Пытаться лечиться Джейсон все же согласился — Аффлек даже оплатил ему лечение в двух очередных клиниках, но это все равно не помогло. Кевин решил тогда применить такой способ как отчуждение — Джейсону был начисто запрещен допуск в дом Смитов. Он стал с горя бомжевать и уже через пару суток попал в реанимацию. Кевину в это время было не до него — он заканчивал монтаж “Девочки из Джерси”. Когда Джейсон пришел к нему в студию и попросил у него денег на сигареты, Кевин понял, что дела труба. И взялся за Джейсона сам и капитально.
Помогло. В ноябре 2003 года все большое семейство отметило исцеление Джейсона. С тех пор он не употребляет наркотиков. Поэтому во вторых “Клерках” его герой по прежнему фарцует травкой, но сам ее уже не употребляет. Живет в Лос-Анжелесе в одном доме с Кевином, его женой и их ребенком. Вот такое вот кино.