Награды: 1998 — Лучший зарубежный актёр — Джонни Депп (Российская гильдия кинокритиков)
В 1998 году фильм номинировался на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля..
Интересные факты о фильме:
Список интересных фактов об этом фильме на имдб таков, что на их перевод на русский у скромных авторов "Экранки" уйдёт год.
Во время съёмок фильма Джону Деппу позвонил Билл Мюррей, и сказал: "Будь осторожен с этой ролью, а то ты и не заметишь, как через 10 лет окажется, что ты всё ещё играешь ту же самую роль". Судя по всему, Депп к его совету не прислушался.
Фильм провалился в прокате (при 18-миллионном бюджете он собрал кассу в 10 миллионов), но стал культовой классикой, и неоднократно переиздавался на ДВД.Версия для печати
"Страх и отвращение" Терри Гиллиама — это классический пример двух очень разных вещей.
Во-первых, это пример того, как ничего не обещавшая, эпатажная работа умудрилась оказаться настолько ко времени и к месту, что фактически изменила искусство как таковое. Удивительно, кстати, что вышедшая в 1998 году экранизация романа Томпсона, датированного 1971 годом, и положа руку на сердце, в девяностые уже не актуального, умудрилась оказаться "ко времени и к месту". Фильм стал просто золотой классикой: сегодня сложно найти киномана, который бы этот фильм не видел хотя бы раза три. Забавно, но в прокате картина провалилась — культовый статус пришёл к ней несколькими годами позже. Загадку сию разгадать нам едва ли удастся.
Фильм любят и восхищаются им, в основном, по двум причинам.
Первая причина — это визуальная манера, изображение наркотических галлюцинаций, и обще-наркоманского восприятия мира, настолько удачно сделанные Терри Гиллиамом, что превратились в неисчерпаемый источник цитирования и заимствования. Сегодня сложно уже найти фильм о наркоманах, который бы не делал реверансы в сторону "страха и ненависти" (здесь, кстати, можно было бы нажать на "стоп" и порассуждать о том, что в действительно сам Гиллиам позаимствовал у "На игре" Бойла и других более ранних фильмов о наркоманах, но у меня нет особенного желания).
Вторая причина — это Джонни Депп, сыгравший, пожалуй, лучшую роль в своей карьере. Ну, с этим, наверное, можно поспорить, но мне так кажется. Депп потрясающий. Даже если убрать всех этих летучих мышей / чудовищ / имаженативные судебные процессы, то всё равно их видно было бы в глазах Деппа, он невероятно играет. Я уж не упоминаю про всякие там стрижки с лысинами и манеры двигаться, в точности повторяющие Хантера Нашевсё Томпсона.
Во-вторых (возвращаясь к конструкции, начатой в первом предложении этой рецензии), это пример того, как из отличной, глубокой и изящной стёбовой книги, умудрились сделать отличное стёбовое кино, позаимствовал всё, что лежит на поверхности, и красиво блестит, и полностью проигнорировав идеи, состовлявшие основу текста. Причём, хотя на это редко обращают внимание, тот факт, что Гиллиам опустил всю философию книги, схватив по верхам, очевиден даже для человека, который не читал книги, и не смотрел фильма, а только сравнил их названия: "Страх и отвращение в Лас-Вегасе: Дикое путешествие в самое сердце американской мечты". "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". Куда делать "американская мечта"? Идея, с которой весь роман носятся герои фильма, спрашивая у каждого встречного, как им найти американскую мечту, пока какая-то случайная официантка не говорит: "а я знаю это место, оно через три квартала на север", и герои находят на указанном месте сгоревший дом? Куда делась летопись Томпсона, в которой он старался передать дух времени, описав одновременно политику, искусство, быт и нравы своей эпохи? Куда делись духовные искания, и неожиданные стёбовые выводы? В никуда. Гиллиам их просто выбросил. Из фильма и из названия.
Моя оценка фильма, разумеется, занижена. Что бы кто ни говорил — но Терри Гиллиам снял безусловный шедевр, ставший классикой. Но, вот, например, моя жена на предложение почитать Томпсона ответила мне "не хочу я такое читать". На вопрос, что она читала авторства Томпсона, что называет его пренебрежительным словом "такое", выяснилось, что Томпсона она раньше не читала совсем, а только посмотрела фильма Гиллиама, и решила, что "Страх и отвращение" — это что-то вроде "Отсоса" Стюарта Хоума. Только за это Гиллиам достоин настоящей, нешуточной, секир-башки. Два с половиной балла. Ровно посередине между всем и ничем.
Мор:
Ты хочешь, чтобы я бросил эту штуку в ванну, когда белый кролик заверещит
Для фильмов вроде "Страха и ненависти в Лас-Вегасе" придумано очень много хлестких и истрепавшихся слов. Например, словосочетание "эталонная экранизация". Или слово "культ". Или "сумасшедшее кино". Или "великолепное безумие". Удивительно то, что все они к нему прекрасно подходят, причем, хотя Томпсон в "Ромовом дневнике" признавался, что опасается больших слов, к творению Гиллиама разнообразные "большие слова" припечатываются, словно были созданы как раз для этого случая. Это кино, которое увлекает, но не бронзовеет. Это не "классика", это вечно живое нечто, заставляющее вас коситься на заначку. Это одна из самых феерических лент, которая определила лицо девяностых, это часть идеальной кинополки любителя жесткого зарубежного хита из обоймы "Прирожденных убийц" — "Криминальное чтиво"- "На игле" -"Страх и ненависть" — "Бойцовский клуб". А ведь мы рассуждаем о фильме с позиции тех, кто давно его посмотрел, тогда как существует целый полк с ним не знакомых людей.
Я не знаю ни одного человека, который не пытался бы после фильма послушать "White Rabbit". Великий гонзо-журналист и его адвокат вместе с чемоданом наркотиков отправляются вперед, чтобы поймать за хвост американскую мечту и заодно выполнить задание газеты — осветить мотогонки. Правда, последнее в свете возникающих после приема веществ трудностей оказывается не так-то просто. Вереница эффектов, набор потрясающих второстепенных ролей, яркие диалоги и откровенное безумие игры Деппа и дель Торо вряд ли кого-то оставят равнодушным. Конек Томпсона — импровизация, и Гиллиам подхватывает у него эстафету. Тут нет ни одного проходного вялого лица. Все — от горничной до обдолбанной девочки, рисующей портреты Барбары Стрейзанд, от нудного постояльца до появления Тоби Макгуайера в роли перепуганного до ужаса хичхайкера, — достойны отдельных упоминаний. Это настолько туго набитый событиями и персонажами фильм, что описывать его по частям не имеет смысла. Персонаж Джонни Деппа — гротескный динозавр в мире бройлеров и беспомощных существ("Господи, кто все эти чертовы животные?"). В наркотическом бреду два экстравагантных героя продираются сквозь городские джунгли, вместо кайфа находя паранойю и безумие. Это танцы обдолбанного исследователя, открывающего двери гостиницы и находящего там гнездо чудовищ. Это как раз тот фильм, который хочется цитировать, он оставляет приятные ожоги. Ко всему прочему он жутко смешон. Одни зрители испугаются и отложат его подальше, для кого-то он просто не будет понятен, но оставшаяся часть затрет его до дыр, надеясь увидеть, как машина выедет прочь из зоны страха и ненависти. "Слишком дикий, чтобы жить, слишком редкий, чтобы сдохнуть".