|
|
Дата и место рождения: 4 сентября, 1934; Прага, Чехия.
Награды: Берлинский международный фестиваль — почетная награда:лучшая короткометражка — "Тьма-свет-тьма" (1990); Золотой медведь — "Возможности диалога" (1983); Каннский кинофестиваль — приз жюри за лучшую короткометражку — "Иоганн Себастьян Бах: фантазия соль-минор"; МКФ в Локарно — Золотой леопард — "Конспираторы наслаждений" (1996); МКФ в Карловых Варах — спецприз жюри — "Фауст" (1994); кинофестиваль в Кракове — почетная награда "Дракон драконов"; спецприз жюри — "Тьма-свет-тьма", "Анимированные автопортреты" (1990); спецприз + награда Дон Кихота — "Падение дома Ашеров" (1982); награда Дон Кихота — "Маятник, колодец и надежда" (1984); неоднократный призер Czech Lions и Fantasporto, а также лауреат многих других премий поменьше.. Интересные факты биографии:
- кинорежиссёр-сюрреалист, сценарист, художник, сценограф, скульптор, аниматор. Автор мультфильмов, скульптур, тактильных поэм. Творческий путь начал в 1950 у стен Института прикладных искусств, а затем продолжил в Пражской академии искусств на отделении кукольного мастерства.
- организовал Театр Масок, после чего оказался в театре Laterna Magika, где представил свои первые киноизыски. Работал как художник в пражских театрах "Семафор", "На забрадли", "Чиногерни клуб", на киностудии "Баррандов" и в "Латерне Магике". В то время (50-е) написал манифест нового прикладного искусства "Магия предметов" (Magie pfedmetu), призывая вернуть "иррациональному официальное пространство, адекватное месту, которое оно занимает в психике человека".
- в 1970 году он встретил Вратислава Эффенбергера, ведущего теоретика Чешской Сюрреалистической Коммуны, к которой Шванкмайер вскоре присоединился и чьим участником значится до сих пор. "Уже дебютный фильм режиссера с показательным названием "Последний трюк" (1964) был межродовым гибридом пантомимы, анимации и трюкового кино. Живые актеры в идолоподобных масках (контрастный стык "живой" мимики и омертвелых личин) больше всего напоминали исполинских кукол."
- однако сюрреалистом он стал еще в 50-е гг., когда это направление в искусстве считалось в Чехословакии "опасной для социализма троцкистско-буржуаз-ной декадентской идеологией". В те времена все сюрреалистические произведения выбрасывались из библиотек и художественных галерей. Ш. хватило тех немногих книг и репродукций, что случайно попали ему на глаза. "Я убежден, что не ты выбираешь сюрреализм, а сюрреализм выбирает тебя, — утверждает художник. — И это не вопрос свободного выбора. Речь идет об определенном состоянии разума, складе ума, некой ментальной предрасположенности".
- Цитата: "Куклы вросли в мое сознание, стали частью персональной мифологии. Я возвращаюсь к ним вновь и вновь, потому что чувствую тайную связь этих фигурок с потусторонним миром. Обращаюсь к ним за защитой, когда нависает беда. Создаю самодельных големов — чтоб они охранили меня от погромных атак реальности".
- "Шванкмайер сквозь призму чешской культуры"
- по собственному признанию, самое большое влияние на творчество Шванкмайера оказали художники Арчимбольдо, Босх, Магритт, Эрнст, кинематографисты Чарльз Боэрс (полузабытый американец, первым осуществивший комбинацию мультипликации с живым актером), Луис Бунюэль, Ж. Мельес, Ф. Феллини.
частично почерпнуто из http://kinocenter.rsuh.ru/reshvankmayer.htm Версия для печати |