|
|
Дата и место рождения: 28 февраля 1893; г. Пенза. Дата и место смерти: 30 сентября 1953; Дуболты, Латвийская ССР.
Награды: 1941 — Сталинская премия I степени — фильм "Минин и Пожарский"; Сталинская премия I степени — фильм "Суворов"; 1947 — МКФ в Венеции, премия за лучшие массовые сцены — фильм "Адмирал Нахимов"; Cталинская премия I степени — фильм "Адмирал Нахимов"; 1950 — МКФ в Карловых Варах, премия за выдающуюся режиссуру — фильм "Жуковский"; 1951 — Сталинская премия II степени — фильм "Жуковский"; 1953 — МКФ сельскохозяйственных фильмов в Риме, премия "Золотой колосс" — фильм "Возвращение Василия Бортникова".
Народный артист СССР (1948). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, дважды орденами Ленина и Орденом Красного Знамени, лауреат Государственных премий СССР.. Интересные факты биографии:
- Отец Всеволода Пудовкина из крестьянского рода города Шукша Пензенской губернии. Занимался торговой деятельностью, работал коммивояжером, приказчиком. В 1897 году семья переехала в Москву.
- Всеволод учился в 6-й гимназии, увлекаясь точными науками (астрономией, физикой, математикой), а также живописью и игрой на скрипке.
- В юности относился презрительно к кинематографу, считая его суррогатом театра.
- учился на отделении естественных наук физико-математического факультета Московского Государственного Университета. Не успев сдать выпускных экзаменов, ушел на фронт первой мировой войны, был ранен, взят в плен, бежал, вернулся уже в Советскую Россию в 1918. "Пудовкин оказался в лагере военнопленных, расположенном неподалеку от города Киля (Померания). Условия были тяжелые, чтобы спастись от голода, бывший студент физмата работает химиком в лаборатории сахарного завода. [...] В годы лагерной жизни Пудовкин без особых к тому усилий (помогала феноменальная память) изучает языки — английский, немецкий, французский, польский. Надо ли говорить, что никаких специальных уроков не было, как не было и учебников, — просто люди жили вместе, дружили, общались, старались понять друг друга." (КАРАГАНОВ А. Всеволод Пудовкин. М., 1983)
- В 1919 году работал химиком завода ФОСГЕН №1 (завод занимался разработкой и производством химического оружия).
- В 1920-м году поступил в 1-ю Госкиношколу, в мастерскую В.Гардина, где постигал актерское мастерство. Однако, разочаровался и в 1922 поступил в мастерскую Л.Кулешова, где изучал киноискусство уже всесторонне. Учение Пудовкина закончилось в 1925, когда мастерская распалась. Три года работал Пудовкин в группе Кулешова, выполняя любые задания: писал сценарии, рисовал эскизы, строил декорации, играл маленькие и большие актерские роли, выполнял административные поручения, ставил отдельные сцены и монтировал фильмы.
- снимался в небольших ролях в своих и чужих фильмах — например, в "Иване Грозном" Эйзенштейна сыграл юродивого. Интересным опытом актерской работы было исполнение роли Феди Протасова в фильме "Живой труп". Также был художником-постановщиком для "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков".
- один из первых теоретиков кино. В его теоретических трудах (более 200 опубликованных работ) нашли отражение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, теория монтажа (сравнивал различные виды монтажа в игровом и документальном кинематографе), работа с типажом и актером по системе К.Станиславского, режиссура, проблема звука в кино, реализм и натурализм в кино.
- его фильм "Мать" считается одним из шедевров мирового кинематографа, где Пудовкин талантливо воспользовался крупными планами. Причем изначально Пудовкин не хотел снимать этот фильм, так как считал, что экранизация другого произведения искусства не имеет права на существование.
- "Изображение человека, по мнению Пудовкина, составляет прерогативу кинематографа. [...] Для того чтобы сделать поведение актера, играющего тот или иной человеческий образ, наиболее естественным, чтобы образ получился правдивым и цельным, Пудовкин советует кинорежиссерам и киноактерам опираться в своих работах на систему К. С. Станиславского как фундамент искусства звукового кино. Он — единственный, может быть, из крупных режиссеров первого поколения советского кино, кто не побоялся противопоставить свои убеждения левому флангу киноискусства (Эйзенштейну, Кулешову, Вертову, Факсам), отрицавшему психологию как "слюнявое психоложство" (ИЕЗУИТОВ Н. Пудовкин: Пути творчества. М., 1937.)
- "Монтаж — язык кинорежиссера. Так же как в живом языке, в монтаже существует слово — целый кусок заснятой пленки, фраза — комбинация этих кусков. Только по приемам монтажа можно судить об индивидуальности режиссера. Так же как литератору свойствен свой индивидуальный слог, кинорежиссеру присущ индивидуальный монтажный прием изложения." (ПУДОВКИН В. Кинорежиссер и киноматериал. М., 1926)
- много информации на www.russiancinema.ru Версия для печати |