|
|
Дата и место рождения: 3 декабря 1930 г., Париж, Франция.
Награды: 2002 — Лучший иностранный фильм — "Хвала любви" (Кинофестиваль Фаджр (Иран)) 1998 — Почётный "Сезар" за серию фильмов "История кино" 1995 — Почётный "Леопард" (Кинофестиваль в Локарно) 1991 — Золотая медаль спикера итальянсокго сената — "Германия девять ноль" (Венецианский кинофестиваль) 1987 — Почётный "Сезар" 1985 — Interfilm Award — Otto Dibelius Film Award, OCIC Promotional Award — Honorable Mention — "Привет, Мари" (Берлинский кинофестиваль) 1983 — Золотой лев — "Имя Кармен" (Венецианский кинофестиваль) 1973 — Interfilm Award — Recommendation — "Все в порядке" (Берлинский кинофестиваль) 1968 — Золотой медведь — "Уик-энд" (Берлинский кинофестиваль) 1967 — Специальный приз жури — "Китаянка" (Венецианский кинофестиваль) 1966 — Interfilm Award — Honorable Mention, Лучший фильм для молодёжи — "Мужское-женское" (Берлинский кинофестиваль) 1965 — Золотой медведь — "Альфавиль" (Берлинский кинофестиваль) 1962 — Приз Пазинетти, Специальный приз жури — "Жить своей жизнью" (Венецианский кинофестиваль) 1961 — Серебрянный медведь — "Женщина есть женщина" (Берлинский кинофестиваль); Приз критиков — "На последнем дыхании" (Французский синдикат кинокритиков) 1960 — Серебрянный медведь — "На последнем дыхании" (Берлинский кинофестиваль). Интересные факты биографии:
"...Я думаю, что кино показывает только любовные истории. В военных фильмах идет речь о любви парней к оружию, в гангстерских — о любви парней к краже... А "новая волна" принесла любовь к кино. Трюффо, Риветт, я сам и еще двое или трое полюбили кино, прежде чем полюбили женщин, деньги, войну, прежде чем полюбили еще что-то. Что касается меня, я честно говорю, что открыл для себя жизнь благодаря кино. Без любви не бывает фильмов..."
Жан-Люк Годар Родился в Париже. В тот момент он был вторым из четырёх детей в состоятельной швейцарской семье: его отец был врачом и имел собственную практику, а мать просто происходила из семьи швейцарских банкиров. Во время второй мировой войны семья жила в Швейцарии, где юный Годар и получал среднее образование.
"…В фильме должно быть начало, середина и конец, — но не обязательно именно в этом порядке…."
Его родители развелись в 1948 году, с чем Жан-Люк и вернулся в Париж, где учился в лицее Ромер. В 1949 он поступает на философский факультет Сорбонны, потом оканчивает университет с дипломом этнолога.
"…Фотография — это правда. А кино — это правда 24 кадра в секунду…"
Будучи завсегдатаем киноклубов, в темноте кинопоказов он знакомится с Трюффо, Риветтом, Ромером, видным кинокритиком Андре Базеном.
В 1950 году Годар совместно с Риветтом и Ромером основывает кеногазету "Газет дю синема", которая выходит пять раз с мая по ноябрь. При публикациях Годар часто пользуется псевдонимом "Ганс Лукас".
"…До сих пор — со времён Большевистской революции — большинство кинопроизводителей уверены, что они знают, как снимать кино. Как плохой писатель не спрашивает себя, действительно ли он способен написать роман, потому что думает, что сможет. Если бы кинопроизводители строили самолёты, они терпели катастрофы во время первого же вылета. В киноиндустрии эти катастрофы называются Оскарами…"
В 1951 году семья прекращает спонсирование его богемной жизни, настают трудные времена и Жан-Люку иной раз приходится перехватывать кражей еды и денег.
"…Я писал статьи в форме рассказов или рассказы в форме статей. Я до сих пор настолько же критик как был во времена "Кайе дю синема". Единственное различие в том, что вместо того, чтобы теперь писать критику я её снимаю…"
В 1952 году Годар начинает писать для культовой "Ле Кайе дю синема", основанной Андре Базеном в 1951 году.
"…Кино — это детство искусства. Другие виды искусства — зрелый возраст. А кино продолжает их речь, но на народном, на детском уровне. Поэтому кино — демократическое искусство, в то время как музыка и живопись всегда были очень элитарны. Даже когда Моцарт вдохновлялся деревенским оркестром, он делал это для принца. А кино принесло силу Моцарта и Пикассо и в Гималаи, и в швейцарскую деревню…"
В 1953 году он устраивается на работу на стройку дамбы в Швейцарии. На деньги, заработанные на строительстве дамбы Годар снимает короткометражку "Операция бетон" — о строительстве дамбы.
"…Когда я был молод, я верил, что кино вечно, но только потому, что считал вечным себя…"
После он снимает ещё несколько короткометражек, и наконец дебютирует в большой режиссуре с фильмом "На последнем дыхании" (1960), снятом по мотивам наброска Трюффа, набросанного по мотивам заметки в газете. Фильм оказывается коммерчески успешным, он нравится публике и критикам.
"…Все, что нужно для фильма — это пистолет и девушка…"
В 1961 году Годар женится на акрисе датского происхождения Анне Карине (настоящее имя — Hanna Karin Blarke Bayer). Развелись они в 1964.
"…Если бы я снимал жизнь Иисуса, я рассказал бы об эпизодах, которые не описаны в Библии. В "Чувстве", которое я очень люблю, я хотел бы увидеть моменты, спрятанные Висконти. Каждый раз, как только я хочу узнать, что Фарли Гренджер говорит Алиде Валли — бац! затемнение…"
Следующий фильм Годара, "Маленький солдат" (1960), запрещается цензурой из-за намёков на Алжирскую войну, наличие которой французские власти усиленно отрицали. Увидел свет фильм только спустя три года, в 1960+3=1963 году.
"…Мне хочется сделать фильм о стене. Смотришь на стену и начинаешь постепенно видеть очень многое…"
Режиссёры "новой волны" известны в первую очередь открытием Хитчкока и обилием цитат в своих фильмах. Если с Хитчкоком всё понятно, то о цитатах Годар пишет так: "...В жизни люди цитируют все, что хотят. Значит, мы имеем право цитировать все, что нам нравится. Так что я показываю людей, которые цитируют. Только я стараюсь, чтобы то, что цитируют они, нравилось и мне. В свои заметки, куда я заношу все, что может пригодиться для нового фильма, я включу и фразу Достоевского, если она мне понравится. Зачем стесняться? Если вы хотите что-то сказать, у вас есть только один путь: сказать. В живописи существовала раньше традиция делать копии. Художник ехал в Италию, писал картины, копируя или изучая живопись мастеров, мы поставили кино на свое место в истории искусства. (...) Мы только поставили его на свое место..."
В 1967 году во время съёмок "Китаянки" Годар женится на актрисе Анн Вяземски, внучке хранцузского писателя Франсуа Мориака (развелись в 1979 году).
"…У меня есть проект фильма под названием "Захват власти народом" (...) Первая часть: захват власти социалистами, вторая часть: социалисты свергнуты женщинами, женщины свергнуты детьми, и дети свергнуты животными. Четыре власти. В общем, этот фильм обойдется, точно не знаю, миллионов в триста или четыреста, то есть в сумму, которую никогда не принесет даже "Крестный отец". Значит, его невозможно снять…"
С угасанием интереса к новой волне, Годар обретает интерес к левым идеям, подготавливая фильмами "Безумный Пьеро", "Китаянка", "Мужское/женское", "Уик-энд" революционную вакханалию Майской революции 1968 года.
“…Я обнаружил, что они были детьми буржуа. ...Им хотелось делать кино, прославиться, быть режиссерами, подписывать фильмы. Я не знаю, на что жили леваки, некоторые из них жили очень бедно, но в общем-то у всех были папа с мамой на тот случай, если дела пойдут плохо. На Рождество я оказывался в еще большем одиночестве, потому что они все расходились по домам…”
С Жан-Пьером Гореном н создает "Группу Дзиги Вертова" и большая часть его фильмов 70-х годов принимает форму политического агитпрома — прямолинейного и безыскусного, с сильным маоистским посылом. Вот что сам Годар по этому поводу: "...Группу "Дзиги Вертова" мы создали с намерением делать политическое кино политически. Мы назвали ее "Дзига Вертов" — не затем, чтобы осуществлять программу Вертова, а затем, чтобы поднять его как знамя против Эйзенштейна, который, если разобраться, уже был режиссером-ревизионистом, в то время как Вертов в начале большевистского кино выдвинул совсем другую теорию. Она заключалась в том, что надо просто открыть глаза и познавать мир во имя диктатуры пролетариата. Я был сам отвергнут нормальным кино, внутри которого мне не удавалось продолжать бунт, внутри которого на меня смотрели, как на рокера или анархиста, даже если я хорошо зарабатывал на жизнь. Поэтому в мае (1968) я прекрасно понял, куда приведет меня мой спонтанный бунт, мало-помалу поставивший меня вне Системы. Это был индивидуальный бунт, и с большим опозданием я понял, что должен теснее связать себя с великими социальными движениями..."
"…Пятьдесят лет спустя после Октябрьской революции американское кино царствует над мировой кинематографией. К этому положению вещей добавить нечего. Кроме того что на нашем скромном уровне мы должны создать два-три Вьетнама внутри гигантской империи Голливуд — "Чинечитта" — “Мосфильм" и т. д. — как экономических, так и эстетических, то есть: сражаясь на два фронта, создать национальные кинематографии, свободные, братские, товарищеские и дружеские…"
Только в 80-х годах Годар возвращается к крупномасштабным кинематографическим формам, предполагающим выход в подобие широкого проката. Однако расставшись с революционными идеями он и не подумал стать ближе к зрителю.
"…Я был буржуазным режиссером, затем — прогрессивным режиссером, а теперь я больше не режиссер, а рабочий кино…"
Последние 20 лет живёт в Швейцарии, болтаясь между Лозанной и Женевой.
"…Видео научило меня видеть кино и обдумывать работу в кино по-другому. Занимаясь видео, возвращаешься к более простым элементам. Особенно важно то, что изображение и звук едины. Для людей кино они существуют раздельно…"
В 2005 году Годар обвинил Тарантино в том, что тот использовал название его фильма 1964 года, "Банда аутсайдеров" (...) как название своей компании. "Тарантино назвал свою компанию одним из моих фильмов, лучше бы он заслал мне денег" — прокомментировал своё недовольство Годар, пик финанскового успеха чьих лент приходится на начало 60 годов — "На последнем дыхании" (1960), "Жизнь есть жизнь" (1962), "Презрение" (1963).
“…Общее представление о фильме я составил на основе одной фразы Чаплина, который сказал: трагедия — это жизнь крупным планом, а комедия — общим. Я сказал себе: я сделаю комедию крупным планом: фильм окажется трагикомедией…” Версия для печати |