В главных ролях: Сэм Нилл, Лоуренс Фишберн. В ролях: Кэтлин Квинлан, Джули Ричардсон, Ричард Ти Джоунс, Джек Нозворти, Джейсон Айзекс, Шон Пертви, .
Награды:
1998 — Приз зрительских симпатий — Пол Андерсон (Brussels International Festival of Fantasy Film).
Интересные факты о фильме:
Не смотря на то, что более распространённым вариантом названия на русском языке является "Сквозь горизонт", в действительности "Event horizon" — это научный термин, который переводится дословно "Горизонт событий". Горизонт событий — воображаемая граница в пространстве-времени, разделяющая те события (точки пространства-времени), которые можно соединить с событиями на светоподобной (изотропной) бесконечности светоподобными (изотропными) геодезическими линиями (траекториями световых лучей), и те события, которые так соединить нельзя.
На авторов фильма оказали влияние многие более ранние киноработы. Но по их собственному признанию, в наибольшей степени на создание картины повлияли "Чужие", "Солярис" и "Восставший из ада".
Дизайна корабля "Горизонт событий" был разработан в Соборе Парижской Богоматери.
Скафандры, которын носили актёры на съёмках, весили по 30 килограмм каждый. Лоуренс Фишбёрн называл свой скафандр "Дорис".
Из итоговой версии картины Полу Андерсону пришлось вырезать более 20 минут (!!!) сцен насилия, чтобы фильм получил возрастной ценз "R".
Мы не можем обойти вниманием дурацкий факт, что, во время съёмок фильма, в Австралии шли бурные дебаты по поводу национального флага. В фильме каждый персонаж носил на костюме нашивку в виде своего национального флага, и персонаж австралийца Сэма Нилла носил австралийский флаг, на котором вместо "Юнион Джека" была какая-то аборигенская хрень. Фото этого знаменитого флажка можно найти здесь. Версия для печати
Об этом фильме очень сложно писать так, чтобы не спойлить. Потому что в основе его лежит настолько хорошая идея, и она так быстро раскрывается, что практически все критики во всех без исключения рецензиях начинают с того, что рассказывают эту идею. И удержаться действительно очень трудно. Ну, это как написать рецензию на фильм "От заката до рассвета", ни словечком не обмолвившись о том, что фильм про вампиров. А ведь если зритель сел смотреть картину впервые, и не читал ни ваших рецензий, на надписей на обложке ДВД (тех, кто эти надписи делает, вообще надо массово расстреливать, и хоронить в Бабьем Яру), он ведь может искренне удивиться в момент, когда увидит кровь на ноже зелёного цвета. Ведь существуют же где-то такие зрители?..
Поэтому я по своей старой традиции поделю рецензию на две части. Если где-то существует такой человек, который к 2008-ому году ещё не посмотрел фильм "Горизонт событий", и даже не знает, о чём там (хотя я лично в существование таких людей не верю), то для них будет первая часть, без спойлеров. А для всех остальных, если они будут читать эту рецензию (хотя я в это и не верю), соответственно предназначена вторая.
Так вот. Фильм "Сквозь горизонт" рассказывает о том, как человечество изобрело способ преодолевать теорию относительности, и телепортировать космические корабли быстрее света на любое расстояние. К звёздам. Построив корабль, на котором находился гравитационный сердечник, создающий искусственную чёрную дыру, его вывели куда-то на безопасное расстояние от Земли, и отправили, так сказать, в жопу исследовать дальний космос. Куда-то к Проксиме Центавра. И корабль исчез. Совсем исчез. Его не оказалось около Проксимы Центавра, его вообще нигде не оказалось. А через семь лет он вдруг появился — полностью рабочий, герметичный, но не подающий никаких признаков жизни — и начал дрейфовать где-то на орбите Нептуна. И к нему направляют спасательный корабль, чтобы исследовать, найти оставшихся в живых (если они есть), и спасти с корабля то, что можно спасти. С этого, собственно, и начинается кино.
Прибыв на место, спасатели обнаруживают пустой корабль без единой души, но с какими-то чудовищно изородованными трупами, и непонятным, явно неземным, присутствием. Из-за которого, собственно, очень скоро начинается жесть. Главный вопрос, на который пытаются ответить себе прилетевшие: где был корабль последние семь лет? Ответ на него достаточно прост, но явно представлял бы собой спойлер для того, кто не видел фильма. Да, кстати, если вы собрались смотреть фильм на ДВД — не читайте аннотацию! Они все безжалостно сполят.
Внимание! Дальше идут спойлеры!
Собственно, с момента, когда появилась космическая фантастика, у человечества появился вопрос: каким образом можно совместить наши новые познания о мире с нашими традиционными верованиями. Гагарин летал — бога не видал. Но при этом подавляющее большинство жителей планеты остаются верующими, причём по меньшей мере две трети населения Земли исповедуют религии авраамического толка, где есть Бог, Рай и Ад. Но если мы так хорошо изучили нашу Вселенную, то где же они прячутся? Где находится Ад?
Один из ответов на этот вопрос — и довольно изящный — был дан в "Константине": ад прямо вокруг нас, он здесь, просто существует параллельно, и не пересекается с нашей реальностью. Другой ответ был дан в "Горизонте событий". Ад — это некое конкретное географическое (или, вернее, космогоническое) понятие. Он находится далеко отсюда, за пределами нашей Вселенной. Но туда можно долететь — хотя бы и на таком корабле, как "Горизонт событий".
Подобная трактовка является, без сомнения, самым удачным совмещением научной фантастики с христианской мистикой, что я видел в жизни. Жаль только, что основав картину на столь изящной и удачной идее, авторы не смогли пойти дальше, и придумать такое же инстригующее развитие событий с такой же сильной и неожиданной концовкой. То есть изначальная заявка является гораздо более сильной, чем итоговый продукт. (кстати, вот тут мне подсказывают, что эта идея была не оригинальной, а позаимствованной из компьютерной игры "Warhammer 40,000")
Фильм, как и говорили сами авторы, получился чистым миксом: немного "Чужих" (и вообще "классической звёздной фантастики", которая сегодня почти вся зиждется на "Чужих"), немного "Восставшего из ада" (в первую очередь в части видений ада, которые, к несчастью, Андерсону пришлось сильно порезать — но об этом дальше), и немного "Соляриса". Забавно, но в "Горизонте событий" оказалось даже больше "Соляриса", чем в "Солярисе" Содерберга. Тот сконцентрировался на взаимоотношениях персонажа и его "посетителя", практически упустив из виду саму механику: океан оживлял не просто случайных мёртвых людей, а вытесненные (в терминах Лема "инкапсулированные") воспоминания, причиняющие человеку боль. У Андерсона же мы видим вполне чёткую и недвусмысленную картину "чистой соляристики": персонажи видят свои самые потаённые страхи, и самые болезненные воспоминания.
Изначально, если верить рассказам съёмочной группы, в сценарии вообще не было никакого ада. Филипп Айснер, никогда не отличавшийся особенным талантом, притащил Андерсону сценарий о корабле, улетевшем в дальний космос, и вернувшемся оттуда с каким-то злобным инопланетным разумом, сводящим людей с ума. Андерсон эту идею сразу выкинул на помойку. Во-первых, он понимал, что снимать до такой степени банальное кино нельзя даже ему, а во-вторых, после "Мортал Комбата", в котором ему приходилось всё время сдерживать себя, ибо у фильма должен был быть возрастной ценз "PG-13", ему хотелось разойтись. А где можно по-настоящему разойтись, как не в треше про обитателей ада? Сценарий переписала целая группа ребят, ни один из которых не попал в титры (считается, что в основном руку там приложил Эндрю Кевин Уокер, который к тому моменту только что закончил "Семь", а позднее напишет "8 миллиметров" и "Сонную лощину"). В итоге получилась наполовину научная фантастика, наполовину — аццкая мистика. Говорят, Андерсон так разошёлся, что наснимал в общей сложности больше получаса аццких видений, которые — почти целиком — пришлось вырезать, потому что ни студия этого не поняла, ни зрители на тестовых просмотрах. После чего вырезанные кадры и вовсе сгинули в дебрях студии, так и не попав даже на специальные издания ДВД. (И это он ещё реализовал не всё, что хотел! В сцене, где убили Ди Джея, он хотел повесить его на окне, распнув при помощи скальпелей, вырезать внутренности, и положить из рядышком на столе, и прибив выколотые глаза к ладоням... даже собственной съёмочной группе Андерсона показалось, что это перебор. А жаль. Какой матёрый мог получиться трешак!!!)
В целом же, если просто отвлечённо оценивать получившееся кино — довольно приличный, "андерсоновского" качества фантастический ужастик. Увы — не более. Хотя и не менее того.
P.S. Кстати, по поводу названия. "Горизонт событий" — это термин, который означает условную границу в пространстве-времени, отделяющую то, что мы можем узнать от того, что узнать невозможно. Обычно этот термин используют в связке "горизонт событий отдельного наблюдателя" применительно к чёрным дырам. Находясь по эту сторону чёрной дыры, о ней невозможно ничего узнать, и наш горизонт событий всегда будет проходить по её границе. Но для наблюдателя, падающего в чёрную дыру, такого горизонта событий не существует. Правда, выбраться назад, и рассказать нам, что он там увидел, он уже не сможет. Так что наш горизонт событий остался без изменений. Думаю, не надо вам объяснять, какое отношение название имеет к событиям фильма?