Режиссер:
Стенли Кубрик. Сценарий Артур Кларк, Стэнли Кубрик, оператор Джеффри Ансуорт, художник Джон Хоусли, монтаж Рэй Лавджой, продюсер Стэнли Кубрик.
В главных ролях: Уильям Сильвестр, Кейр Дуллиа. В ролях: Гэри Локвуд, Дэниел Рихтер, Леонард Росситер, Роберт Битти, Шон Салливан, Дуглас Рэйн и прочие.
Награды:
1991 — National Film Registry — National Film Preservation Board, USA 1969 — лучшие спецэффекты — Оскар; лучший художник (Энтони Мастерс, Харри Лэндж, Эрнест Арчер), лучшая операторская работа, лучший саундтрек (Уинстон Райдер) — BAFTA; лучший зарубежный фильм — Cinema Writers Circle Awards, Spain; лучший зарубежный фильм — David, Италия; лучшая экранизация — Хьюго; лучший фильм, лучший режиссер — Kansas City Film Critics Circle Awards 1968 — Road Show — Golden Laurel.
Интересные факты о фильме:
Фрэнк Миллер, который озвучивал центр управления полетом, на самом деле служил в ВВС США и работал в ЦУПе. Его взяли на эту роль именно потому, что более "настоящего" голоса не могли найти. У Миллера не было опыта в съемках и он, нервничая, все время постукивал ногою во время записи. Чтобы избавиться, наконец, от этого ужасного звука, Кубрик сложил полотенце, подложил Миллеру под ноги и велел постукивать ногою сколько влезет. А Дуглас Рэйн, который озвучивал суперкомпьютер, подкладывал себе под босые ноги подушки, чтоб голос был мягким и шелковистым.
Стэнли Кубрик и Артур Кларк, царство ему небесное, писали соответственно сценарий и роман одновременно. Если Кубрик менял что-то в сценарии, Кларк делал соответствующее изменение в романе, и наоборот. Было непонятно, что должно выйти раньше: роман или фильм. В конце концов вышел фильм. Предполагалось, что Кубрик будет назван соавтором романа, но этого не произошло. Возможно, Кубрик сознательно не одобрял роман, чтобы не повредить выходу фильма.
Первоначально Кубрик планировал, что музыку специально для этого фильма напишет Алекс Норт (который в 1960-м г. уже писал музыку для его "Спартака"). Во время съемок Кубрик ставил актерам классическую музыку, чтобы создать нужное настроение. И так впечатлился эффектом, что решил использовать ее и в фильме. Саундтрек Норта был выпущен Varese/Sarabande 5400 отдельной пластинкой (‘Alex North's 2001’).
Солнце и над ним полумесяц (первый кадр и регулярно встречается дальше) — символ зороастризма. Это взаиморасположение символизирует вечную борьбу между светом и тьмой. В качестве основной темы фильма использована симфония Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра".
Для создания диких калейдоскопических образов, которые видит Бауман, проходя через Старгейт, использовался процесс "Slitscan photography". Он был изобретен Дугласом Трамбаллом (позже — оператор спецэффектов в "Близких контактах третьего рода"). Состоит в быстром движении камеры с открытым затвором вперед по отношению к источникам света, отчего в кадре появляются полосы. Все вместе дает зрителю ощущение, что он погружается в бесконечность.
Кубрик вырезал 19 минут из 158-минутного оригинала, представленного на премьере в Нью-Йорке, чтобы ускорить темп фильма.
Корабль Дискавери был построен фирмой Викерс-Армстронг — производителем самолетов — внутри цилиндра диаметром 12 метров и высотой 2 метра, вращающегося со скоростью 5 км/ч. Он стоил $750 000.
Все обезьяны в начале фильма, кроме двух детенышей шимпанзе — на самом деле танцоры и актеры в костюмах. Большинство сцен с обезьянами поставил Дэниел Рихтер, который сам играл обезьяну в ‘Moonwatcher’е’.
Суперкомпьютер HAL озвучивал Дуглас Рэйн. Он ни разу не появился на съемках.
Первоначально Дискавери должен был лететь на Сатурн, но техники не смогли сделать правдоподобные кольца вокруг планеты. Дуглас Трамбалл все-таки придумал, как их снять, но уже после съемок. Тогда он снял фильм ‘Silent Running’ (1972) и показал кольца Сатурна там.
Для съемок лунного пейзажа привезли из-за границы, вымыли и покрасили несколько тонн песка.
По словам Дугласа Трамбалла, объем использованной пленки примерно в 200 раз превысил объем использованной в финальной версии фильма.
Первоначально монолит был черным тетраэдром; однако он неправильно отражал свет. Потом Кубрик решил использовать прозрачный куб, но это оказалось слишком сложно, потому что он отражал свет студийных ламп. Потом был прямоугольный монолит из акрила, который показался Кубрику неправдоподобным, и только потом — черная плита (с пропорциями сторон 1-4-9, таким же, как у здания ООН в Нью-Йорке). Место, где она находится, называется в романе TMA-1, или Tycho Magnetic Anomaly-1 (магнитная аномалия Тихо-1).
Мервин Мински, один из пионеров нейросетей, был консультантом и чуть не погиб на съемках от упавшего гаечного ключа.
Над плавающим в невесомости карандашом Кубрик с Драмбаллом работали несколько месяцев. В конце концов, они просто прикрепили карандаш к куску стекла, который ассистент держал перед камерой.
Имя суперкомпьютера — ‘HAL’ — означает Heuristic Algorithmic Computer, или компьютер, основанный "умном" переборе вариантов. М(HAL)=IBM (M — функция сдвига на один вправо, например, М(H)=I, М(ФТИ)=ХУЙ). Артур Кларк, царство ему небесное, всячески открещивался от того, что придумал суперкомпьютеру такое название умышленно. В этом имеются сомнения, поскольку скрытая реклама IBM встречается в фильме несколько раз.
Первоначально голос суперкомпьютера должен был быть женским, а звать его (ее) должны были Афиною.
Артур Кларк, царство ему небесное, сказал про этот фильм: "Если вы его полностью поняли, это значит, что мы потерпели неудачу. Мы хотели поставить в нем больше вопросов, чем дать ответов".
В фильме много продакт плейсмента. К 2001-му году некоторые из рекламируемых марок уже исчезли или изменили названия. Производитель космической еды RCA Whirlpool теперь называется просто Whirlpool (и уже поменял название во время съемок). Телефонной компании Bell System теперь вообще нет, ее функции ныне выполняет AT&T. Pan Am больше не является международным авиаперевозчиком. А вот "Аэрофлот" на багажной сумке русского ученого остался и вполне себе процветает.
По утверждению Айзека Азимова, Кубрик собирался застраховаться в компании Ллойд от возможных потерь на тот случай, если вдруг инопланетян обнаружат до выхода фильма. У Ллойда ему отказали.
В фильме есть эпизод телевизионного интервью участников полета земному телевидению. В начале интервью диктор говорит, что сигнал от земли до Дискваери идет семь минут. Если это правда, то интервью (последовательность вопросов и ответов) должно было длиться 2 часа 17 минут.
По британскому телевидению фильм шел, по настоянию Кубрика, в формате letterbox (т.е. широкоэкранный фильм с чернотой над и под экраном). На BBC опасались, что во время космических сцен зритель не поймет, где кончается экранная чернота и начинается телевизионная. Поэтому они придумали вместо черных областей добавить над и под экраном фальшивые звезды. После того, как Кубрик это увидел, BBC подобных экспериментов себе не позволяло.
Камео: Маленькая дочь Кубрика Вивиан играет дочь д-ра Флойда. Сам же Кубрик, по словам Катарины Кубрик (его падчерицы) озвучивал тяжелое дыхание космонавтов в скафандрах.
Первые 25 минут 38 секунд в фильме не произносится ни слова. Последние 23 минуты — тоже. А общее время кусков без диалогов — полтора часа.
Число 2001 в названии фильма было выбрано потому, что это первый год столетия и тысячелетия. В 1999 г. Артур Кларк, царство ему небесное, собрал пресс-конференцию, на которой поделился своим ужасом от того, что столько людей (в том числе ученых и журналистов) называли первым годом XXI века двухтысячный.
Это первый фильм, в котором появился логотип MGM со стилизованным (нарисованным) львом, который, кстати, просуществовал очень недолго.
В честь фильма и книги Американское Аэкрокосмическое агентство НАСА назвало один их спутников марса "2001 Mars Odyssey".
Фраза из фильма "Увидимся в следующую среду" стала фирменным знаком режиссера Джона Лэндиса, который использовал ее во многих из своих фильмов.
Сначала Кубрик хотел изобразить первых людей не как волосатых обезьян, а более близкими к современному человеку существами. Однако в этом случае у них видны были бы хуи, что влекло бы некоторые трудности с цензурой и т.д.
Мертвая зебра в первой части фильма — это покрашенная мертвая лошадь. Как тут не вспомнить мертвого осла Дали в "Андалузском псе" Бунюэля!
Во фильме 205 спецэффектов. Для сравнения: в "Звездных войнах" — 350, а в "Звездных войнах: эпизод III" — более 2200.
Это последний фильм из тех, в которых люди высадились на Луну, до того, как люди в действительности высадились на Луну.
К фильму хотела написать музыку группа "Пинк Флойд", но че-то в итоге отказалась.
Кроме музыки, в космических эпизодах нет вообще никаких звуков — поскольку в космосе вообще звуков нет.
После съемок Кубрик уничтожил все декорации, однако это не помешало Питеру Хаймсу снять сиквел: "Космическая одиссея 2010"
Оценки — зло, сами по себе. Любые. Оценки фильмам, в том числе по какой-нибудь шкале, например той, которая есть на Экранке, — не только зло, но и глупость. Не устаю это повторять. Особенно хорошо это видно на примере этого фильма. С одной стороны, фильм хороший и впечатляющий. С другой стороны, смотреть его можно только в состоянии медитации, а еще лучше — космического анабиоза. Вспоминать приятно, а смотреть — не очень. Такие дела. С одной стороны можно поставить, скажем, два с половиной, а с другой, скажем, четыре, а по некоторым параметрам и пять. В результате получилось три с половиной, и это полнейшая условность. Можно вспомнить "С течением времени" Вендерса, эта его медитативность и вместе с тем мощь вызывала подобные сомнения в оценке.
В "Космической одиссее 2001" визуальный ряд живет совершенно отдельно от нарративного сюжета. Эта бессловесная часть фильма, сопровождаемая только музыкой, занимает больше половины экранного времени. Возможно, фильм бы только выиграл, если бы действие отсутствовало вообще, если взять в качестве самоцели визуальный ряд, окантовать его и повесить на стенку. А все эти чуваки в своих скафандрах не говорят и не делают почти ничего интересного. Космос тут очень величественный и красивый, какой-то даже торжественный, как в церкви, и это величие еще больше подчеркивается музыкой Дьёрдя Лигети, Рихарда Штрауса и Арама Хачатуряна. Это и правда космические темы, похожие, может, на аристотелевскую музыку сфер. Вообще все, связанное с космосом, сделано очень здорово. Корабли, бороздящие просторы, не только эстетически красивы, но и продуманы вплоть до мелочей, включая инструкцию пользования туалетом, специальные тапки для хождения в невесомости (сначала это удивляет), трубочки для еды и все в таком духе.
Если бы сюжет был адекватен фону, фильм был бы несомненным шедевром. Но получилось так, что фон задавил сюжет. Кубрик, видимо, был настолько заворожен красотой космоса и деталями, что меньше интересовался развитием действия в целом. У многих писателей-фантастов бывают произведения с отличным началом. Потом читать становится все скучнее, блестящая идея постепенно становится занудной и сходит на нет, как великий Тарим теряется в песках Такла-Макана. Таковы, например, Жюль Верн, Дэн Симмонс и Роберт Хайнлайн, а вот Брэдбери и Саймак — нет. Артура Кларка (царство ему небесное) можно причислить к первым троим. Если всю тетралогию Кларка (Космическая одиссея 2001; 2010: Одиссея 2; 2061: Одиссея 3 и 3001: Последняя одиссея) уложить в два с половиной часа, то с точки зрения сюжета получилось бы ничего так, динамичненько. Сюжет совершенно стандартный — неведомые артефакты, следы чужого разума, суперкомпьютеры. Три закона роботехники были впервые сформулированы в 1942 году, и к концу шестидесятых уже можно было усвоить, что искусственному интеллекту нельзя доверять.
Довольно странна такая всеобщая любовь англоязычного мира к этому фильму, десять экранов интересных фактов на IMDB и прочая, и прочая. Как-то он сам плохо оправдывает такую культовость. С этой точки зрения фильм похож на "Психо", другой "великий" фильм, также оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие кино, фантастики и кинофантастики. В общем, фильм чрезвычайно мощный, но, к сожалению, пустоватый. Как космос. Бодрость и пустота. Пустоватость тут выражается в несбалансированности наррации и всего остального. Если хотите знать фабулу — почитайте русскую википедию, там она изложена неплохо, понятнее, чем в фильме. Этот фильм для тех, кому пох на фабулу, кто желает любоваться изысканной операторской работой, видами космоса, слушать прекрасную музыку и прочая и прочая. Засим откланиваюсь —